Проект по теме: «Юные экспериментаторы»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Развивать устойчивый познавательный интерес дошкольников к поисково – исследовательской деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное детское образовательное учреждение средняя образовательная школа №4 . Структурное подразделение детский сад «Улыбка» ХМАО-Югра г. Мегион
Проект по теме: «Юные экспериментаторы»
Автор составитель:
Батурина М.В.
2024 г.
«Юные экспериментаторы»
(познавательно-исследовательская деятельность)
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Юные экспериментаторы» |
Адресация проекта | Воспитатели дошкольных учреждений, дети среднего дошкольного возраста. |
Руководители проекта | Батурина Марина Васильевна воспитатель МАОУ СОШ №4 структурное подразделение «Детский сад «Улыбка» г. Мегион ХМАО-Югра |
Участники проекта | Дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников |
Возраст воспитанников | 4-5 лет |
Особенности проекта | по характеру создаваемого продукта: познавательный по количеству создателей: индивидуальный по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой по продолжительности: три месяца по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения |
Цель проекта | Развивать устойчивый познавательный интерес дошкольников к поисково – исследовательской деятельности. |
Задачи проекта | Обогащать и уточнить представления детей о воде, ее свойствах; о песке и его свойствах через элементарное экспериментирование. Учить делать выводы на основе опытов. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений. Формировать у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов. |
Ресурсы проекта | Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы Учебно-методическая литература. Приборы и оборудования в мини лаборатории (лупы, зеркала, различные весы, пластмассовые стаканчики, салфетки, разные емкости из пластики, пипетки, камушки, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса), папки исследователя, неструктурированные материалы: вода, песок, крупы, книги энциклопедии. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Предполагаемые результаты: Дошкольники приобретают знания, умения и навыки путем активного участия в процессе опытов экспериментирований. Знакомятся с разными способами исследования предметов, учатся формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами. У детей формируются умения доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развиваются умственные способности. Воспитывается интерес к организациям игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; расширяются игровые замыслы и умения детей. Продукты деятельности детей: Создание мнемотаблиц. Работа с родителями - Консультация для родителей: «Как проводить с детьми опыты дома»; «Экспериментируйте с детьми дома» - Привлечение родителей организовать и провести дома с детьми различные опыты. |
Аннотация | Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем, отчетливы и глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в образовании опыта. При экспериментировании дети иногда добиваются таких результатов, какие им трудно получить при других формах деятельности. Поэтому, метод экспериментирования, метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, занимает прочное место в работе с дошкольниками. Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он способ познания мира. Н. Н. Поддьяков в качестве основного вида исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка”. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Считается, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. |
Этапы работы над проектом | Организационный
Осуществление деятельности
Результативный.
|
План реализации проекта
Виды деятельности | Тема. Задачи. |
Опыты с водой. | 1«Разноцветная вода» «Тонет не тонет» Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воды: жидкость, не имеет цвета, можно добавить краску и поменять цвет. Тяжелые предметы тонут в воде, а легкие не тонут. 2. «Вода не имеет форму» «Вода растворяет вещества» «Вода бывает теплой, холодной, горячей» Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воды. Формировать умения к исследовательским действиям. 3. «Где живет вода» «Что мы знаем о воде» «Свойства воды» Учить составлять мнемотаблицы. 4. Вода принимает форму Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. |
Чтение художественной литературы | Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде». Гумилевская М. В. — «Рассказ о водяной капельке» Константиновский М. А. — « Почему вода мокрая» Бианки В. В. — «Рыбий дом» Л.Пантелеев «На море» (глава из книги «Рассказы для Белочки и Тамарочки») |
Опыты с песком. | 1.«Свойства песка». Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется). Пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого. 2.«Песочная страна» Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. 3.«Цветной песок» Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. 4.«Игры с песком» Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. |
Чтение художественной литературы | Сказка. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» Потешка «Кот на печку пошел» Э.Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с анг. Э.Паперной. |
Опыты с звуком. | 1.Почему все звучит? Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. 2.«Звенящая вода» Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемые звуки. 3.«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем». Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении :уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус. 4. Со светом и тенями. Свет повсюду Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер). Искусственные источники — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). |
Чтение художественной литературы | «Пастушок с дудочкой», пер. с уйгурск. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара-Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – короткий хвост» Потешка: «Гуся, вы, гуси…» Песенка: «Чив, чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В.Климова Славянская сказка «У солнышка в гостях» |
Работа с родителями:
• рекомендации на совместные с детьми проведения эксперимента в домашних условиях «Не лопающийся шарик»;
• буклет для родителей «Весёлые эксперименты в домашних условиях»
• информация в родительский уголок: «Познавательно-исследовательская деятельность детей».
Завершающий этап.
– проведение экспериментов с разными видами материалов, продуктов;
– презентация обобщённого опыта работы по проекту «Весёлая лаборатория».
Вывод:
Таким образом, в результате реализации проекта мы получили следующие результаты:
– проявление интереса у детей к экспериментальной деятельности;
– расширили знания, словарный запас (пробирка, колба, пищевой краситель).
По итогу проекта познавательно-исследовательской деятельности цель достигнута.
Список методической литературы:
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.
3. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2008.
5. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.И. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект на тему «Юные защитники природы» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста"
Экологический проект «Юные защитники природы»Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление...

Конспект поисково-познавательной деятельности детей на тему: «Юные экспериментаторы»
Цель: Продолжать формировать представление о свойствах писчей бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты.Задачи:Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги: рвется, гнется, ...
Экологический проект на тему «Юные защитники природы» вторая младшая группа
Экологический проект...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Юные экспериментаторы»
Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Юные экспериментаторы»...

Проект на тему: "Юный башкортостанец"
Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому – это ...

Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной работе с детьми дошкольного возраста на тему: "Юные экспериментаторы"
дать детям дошкольного возраста представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение...

План - проект образовательной деятельности педагогов Тема: «Юные экспериментаторы»
Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.Задачи:Образовательные задачи:- формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта...
