Проект по теме: «Юные экспериментаторы»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Батурина Марина

Цель: Развивать устойчивый познавательный интерес дошкольников к поисково – исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredn_gr_pr_yunye_eksperimentatory.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное детское образовательное учреждение средняя образовательная школа №4 . Структурное подразделение детский сад «Улыбка» ХМАО-Югра г. Мегион

Проект по теме: «Юные экспериментаторы»

Автор составитель:

Батурина М.В.

2024 г.

«Юные экспериментаторы»

(познавательно-исследовательская деятельность)

 

    Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Юные экспериментаторы»

Адресация проекта

Воспитатели дошкольных учреждений, дети среднего дошкольного возраста.

Руководители проекта

Батурина Марина Васильевна

  воспитатель МАОУ СОШ №4 структурное подразделение  «Детский сад «Улыбка» г. Мегион ХМАО-Югра

Участники проекта

Дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников

Возраст воспитанников

4-5 лет

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта: познавательный

по количеству создателей: индивидуальный

по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой

по продолжительности: три месяца

по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

   Развивать устойчивый познавательный интерес дошкольников к поисково – исследовательской деятельности.

Задачи проекта

Обогащать и уточнить представления детей о воде, ее свойствах; о песке и его свойствах      через элементарное экспериментирование.

Учить делать выводы на основе опытов.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений.

Формировать у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

Ресурсы проекта

Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы

Учебно-методическая литература.

Приборы и оборудования в мини лаборатории (лупы, зеркала, различные весы, пластмассовые стаканчики, салфетки, разные емкости из пластики, пипетки, камушки, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса), папки исследователя, неструктурированные материалы: вода, песок, крупы, книги энциклопедии.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Предполагаемые результаты:

Дошкольники приобретают знания, умения и навыки путем активного участия в процессе опытов экспериментирований.

Знакомятся с разными способами исследования предметов, учатся формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.

У детей формируются умения доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развиваются умственные способности.

Воспитывается интерес к организациям игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; расширяются игровые замыслы и умения детей.

Продукты деятельности детей:

Создание мнемотаблиц.

Работа с родителями

- Консультация для родителей:

«Как проводить с детьми опыты дома»;

  «Экспериментируйте с детьми дома»

- Привлечение  родителей организовать и провести дома с детьми различные опыты.

Аннотация

Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем, отчетливы и глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения.

        Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в образовании опыта.

      При экспериментировании дети иногда добиваются таких результатов, какие им трудно получить при других формах деятельности. Поэтому, метод экспериментирования, метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, занимает прочное место в работе с дошкольниками.  Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

   Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он способ познания мира. Н. Н. Поддьяков в качестве основного вида исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка”. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Считается, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Этапы работы над проектом

Организационный

  • Изучение методической литературы по данной теме с целью повышения педагогического мастерства
  • Организовать в группе «Мини лабораторию». Центр «Песок – вода», подобрать материалы и оборудование.
  • Обновить и пополнить развивающую среду в группе.
  • Выявить запросы родителей, привлечь их.

Осуществление деятельности

  • Включить каждого ребенка в практическую деятельность.
  • Развивать у детей поисковые приемы путем включения их в экспериментальную деятельность.
  • Заинтересовать детей (чтение энциклопедий, рассматривание материалов из «мини лаборатории»)
  • Создать условия для самостоятельной деятельности в уголке экспериментирований.

Результативный.

  • Создана предметно развивающая среда
  • Сформированы устойчивые знания и интерес к неживой природе через элементарное экспериментирование
  • Благодаря совместной деятельности, в ходе организации и проведении экспериментирований установились партнерские отношения между детьми и родителями.
  • Дети научились пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  • Закрепились мыслительные способности, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляция своих действий.

План реализации проекта

Виды деятельности

Тема. Задачи.

Опыты с водой.

1«Разноцветная вода»

«Тонет не тонет»

Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воды: жидкость, не имеет цвета, можно добавить краску и поменять цвет. Тяжелые предметы тонут в воде, а легкие не тонут.

2. «Вода не имеет форму»

«Вода растворяет вещества»

«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воды.  Формировать умения к исследовательским действиям. 

3. «Где живет вода»

«Что мы знаем о воде»

«Свойства воды»

Учить составлять мнемотаблицы.

4. Вода принимает форму

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде».

Гумилевская М. В. —  «Рассказ о водяной капельке»

Константиновский  М. А.   — « Почему вода мокрая»

Бианки  В. В. — «Рыбий дом»

Л.Пантелеев «На море» (глава из книги «Рассказы для Белочки и  Тамарочки»)

 Опыты с песком.

1.«Свойства песка». Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется). Пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

2.«Песочная страна» Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

3.«Цветной песок»  Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

4.«Игры с песком» Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Чтение художественной литературы

Сказка. М. Горький. «Воробьишко»;

В. Осеева. «Волшебная иголочка»;

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Потешка «Кот на печку пошел»

Э.Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с анг. Э.Паперной.

Опыты с звуком.

1.Почему все звучит? Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

2.«Звенящая вода»  Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемые звуки.

3.«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем». Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении :уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус.  

4. Со светом и тенями.  Свет повсюду Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер).  Искусственные источники — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Чтение художественной литературы

«Пастушок с дудочкой», пер. с уйгурск. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара-Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – короткий хвост»

Потешка: «Гуся, вы, гуси…»

Песенка: «Чив, чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В.Климова

Славянская сказка «У солнышка в гостях»

Работа с родителями:

•        рекомендации на совместные с детьми проведения эксперимента в домашних условиях «Не лопающийся шарик»;

•        буклет для родителей «Весёлые эксперименты в домашних условиях»

•        информация в родительский уголок: «Познавательно-исследовательская деятельность детей».

Завершающий этап.

– проведение экспериментов с разными видами материалов, продуктов;

– презентация обобщённого опыта работы по проекту «Весёлая лаборатория».

 

Вывод:

Таким образом, в результате реализации проекта мы получили следующие результаты:

– проявление интереса у детей к экспериментальной деятельности;

– расширили знания, словарный запас (пробирка, колба, пищевой краситель).

По итогу проекта познавательно-исследовательской деятельности цель достигнута.

 

   

Список методической литературы:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012

2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.

3. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2008.

5. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.И. Дыбиной. — М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект на тему «Юные защитники природы» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста"

Экологический  проект «Юные защитники природы»Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление...

Конспект поисково-познавательной деятельности детей на тему: «Юные экспериментаторы»

Цель: Продолжать формировать представление о свойствах писчей бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты.Задачи:Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги: рвется, гнется, ...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Юные экспериментаторы»

Конспект познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему «Юные экспериментаторы»...

Проект на тему: "Юный башкортостанец"

Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому – это ...

Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной работе с детьми дошкольного возраста на тему: "Юные экспериментаторы"

дать детям дошкольного возраста представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение...

План - проект образовательной деятельности педагогов Тема: «Юные экспериментаторы»

Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.Задачи:Образовательные задачи:- формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта...