"Птичья столовая"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект в детском саду
«Птичья столовая»
(младшая группа)
Продолжительность проекта: 2 недели.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети младшей группы, педагоги, родители.
По характеру содержания: ребенок и окружающий мир
Возраст детей: 3-4 года.
Цель проекта:
· формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах и роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта:
· знакомить детей с понятием «зимующая птица»;
· дать элементарные знания о внешнем виде птиц, о питании, о видах подкормки;
· развивать познавательный интерес к живой природе.
· развивать творческие способности детей через продуктивную деятельность.
· развивать желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Актуальность проекта:
Зима – это время, когда человек должен заботиться о птицах и животных. Зимующим птицам важна наша забота и поддержка. Такой поддержкой являются кормушки. Бывает, что природный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Задача взрослых - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1-ый этап проекта- подготовительный (постановка проблемы):
• подбор методической и художественной литературы по теме проекта;
• разработка плана по реализации проекта;
• ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
• подбор иллюстративного материала, предметных и сюжетных картинок;
• подбор дидактических, словесных и подвижных игр по данной теме.
2-ой этап проекта- основной (обсуждение проблемы, проведение комплекса мероприятий)
• Беседы:
-«Чем питаются птицы зимой»;
-«Как живут наши пернатые друзья зимой»;
-«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой».
• Чтение и обсуждение художественной литературы:
- А. Яшин «Покормите птиц зимой»;
- В. Бианки «Синичкин календарь. Январь»;
- Л. Воронкова «Птичьи кормушки»;
- Г. Скребицкий «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»;
-А. Стрижев «Птицы зимой»;
- Н. Павлова «Зимние гости»;
• Дидактические игры: «Сдуй перышко», «Прилетели птицы»; «Кто лишний»; рассматривание иллюстраций, разрезные картинки.
• Разучивание физкультминуток «Снегири», «Сова», «Птички»; пальчиковой гимнастики «Прилетайте птички..».
• Продуктивная деятельность: «Синички» (рисование), «Снегирь» (аппликация), «Птицы на кормушке» (коллаж)
• Консультации для родителей:
-«Как сделать кормушку»,
-«Покормите птиц зимой»
Заключительный:
• Обработка результатов по реализации проекта
• Выставка кормушек
Ожидаемые результаты по проекту:
• сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах: о внешнем виде, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года;
• повысить уровень любознательности, творческих способностей, познавательной активности;
• создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц;
• развить у детей интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы;
• вызывать у дошкольников постоянное желание помогать птицам в трудных зимних условиях;
• приобщать к совместной деятельности родителей: повысить уровень их экологической воспитанности; проводить с детьми наблюдения в природе и пресекать попытки жестокого обращения с объектами природы; привлекать детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.
БЕСЕДЫ
Беседа «Чем питаются птицы зимой»
Цель: дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
Задачи: активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Оборудование: иллюстрации с изображением воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт c письмом. Магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором было написано: «Детям группы Болтунишки письмо пришло из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку и, может быть, тогда мы узнаем, кто же нам прислал это письмо:
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее ... Ребята, вы узнали, кто это? Дети: Сорока
Давайте откроем скорее конверт и узнаем, что всё-таки в нём.
Зачитывается письмо: «Дорогие ребята, я была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?»
Давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться.
Дети:Давайте.
Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. /Звучит аудиозапись с голосами птиц./
Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением птиц. Дети их называют.
Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону? (птицы)
Какие это птицы? (зимующие птицы)
Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
1. Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?(Воробей)
2. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее?(Синичка)
4. Чёрная, как вар, кричит: «Карр!» (Ворона)
Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.
Отгаданные птицы прикрепляются на стенд
Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воробьи питаются зёрнышками, хлебными крошками.
Синицы питаются зёрнышками, хлебными крошками, но самое любимое их лакомство – сало.
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
Вороны питаются очистками, остатками пищи.
Давайте ещё раз вспомним, какая птица, чем питается.
Какая птица этим питается.(педагог показывает хлебные крошки, сало, семечки….)
Молодцы, ребята, правильно!
Физкультминутка: ПТИЧКИ
Птички в гнездышке сидят и на улицу глядят.
Погулять они хотят и тихонько все летят.
Под тихую музыку дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.
Ну, что же, ребята, а сейчас нам пора возвращаться в группу Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой. Один, два, три, повернись, в группу возвратись!
Ребята, вам понравилось путешествие по лесу? Каких птиц вы повстречали в лесу? Скажите, как можно назвать этих птиц одним словом? Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц. Кого угостим салом? Рябиной? Семечками? Кусочком яблока?
На участке дети насыпают корм в кормушки.
Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»
Цель: расширение представлений о зимующих птицах, их образе жизни; учить детей правильно их подкармливать. Воспитание заботливого отношения к птицам.
Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, снегирь, синица); карточки с загадками про птиц.
Ход беседы:
С наступлением холодов естественный корм для птиц становится недоступным. Им негде взять еды и они не могут пережить зиму, многие из них погибают.
Как вы думаете: чем мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)
Правильно, чтобы зимой помочь птицам пережить трудное для них время, надо сделать кормушки и регулярно насыпаем туда зёрна, крупу, хлебные крошки.
А любые крошки кушают птицы? (нет, только от белого хлеба, крошить мелко)
А почему, как вы думаете? (чёрный хлеб киснет у них в зобу и не переваривается, особенно зимой)
Отгадай те загадку, про кого мы буде говорить:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Кто догадался, про кого загадка? – Кто это? (синичка)
Синички очень любят кусочки не солёного сала. Она очень прожорлива. Съедает столько зерна и крошек, сколько сама весит. Тем самым она приносит пользу природе, поедая вредных насекомых летом. А зимой в солнечный денёк радует нас своей весёлой песенкой в знак благодарности за корм.
Угадайте, кто следующий?
Птичка – невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
-Кто это? (правильно, воробышек)
Воробушек очень маленькая и проворная птичка. Очень прожорливая. Зимой, в холодную пору, они сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Им тоже голодно, поэтому необходимо их тоже подкармливать.
Чем будем их подкармливать? (крупой – овёс, пшено; семечки)
Физминутка «Скачет шустрая синица» (А. Барто)
Скачет шустрая синица, Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится, Прыжки на месте на левой ноге.
Прыг-скок, прыг-скок, Прыжки на месте на правой ноге.
Завертелась, как волчок. Кружимся на месте.
Вот присела на минутку, Присели.
Почесала клювом грудку, Встали, наклоны головы влево - вправо.
И с дорожки — на плетень, Прыжки на месте на левой ноге.
Тири - тири, Прыжки на месте на правой ноге.
Тень-тень-тень! Прыжки на месте на двух ногах.
Обобщение ответов детей: Все птицы собираются около жилья человека, где легче найти пропитание. Они держатся стайками, перелетают с места на место в поисках пищи. Зима страшна для них не холодом, а голодом. Поэтому необходимо заботиться о них - вывешивать кормушки и регулярно насыпать туда корм. Чем разнообразнее будет корм, тем больше разных птиц прилетит к кормушке.
А чем можно кормить птах?
Что мы насыпим в кормушку для птичек?
Можно: семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни; просо, овёс; свежие фрукты, ягоды кусочками; не солёное сало.
Нельзя: пшено; чёрный хлеб; жареное и солёное.
Почему зимой птицы держатся около наших домов? (Нет пропитания, трудно добывать себе пищу)
Легко ли им добывать себе зимой корм?
Чем будем кормить птиц? (Семенами, зёрном, крошками сухого белого хлеба)
Вы очень внимательно слушали, правильно отвечали, много узнали. Молодцы!
Просьба: вместе с мамами и папами сходить на прогулку и там покормить птичек, так как им негде взять еды.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Сдуй перышко»
Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание. Активизация мышц губ.
Воспитатель предлагает ребенку взять перышко, положить на ладошку и подуть на него сильно (чтобы слетело с ладошки), слабо (чтобы осталось на ладошке).
«Прилетели птицы»
Цель: развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме «Птицы»
Воспитатель называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопком.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и вороны…
голуби синицы, аисты вороны, снегири и макароны…
голуби синицы, комары, сороки, кукушки…
голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы…
«Кто лишний»
Цель: закреплять знание зимующих и перелетных птиц; развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь.
Детям предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и сказать какая лишняя, объяснить почему.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ, ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Пальчиковая гимнастика
Прилетайте, птички!
| «Зовущие» движения пальцами обеих рук |
Сала дам синичке. | («Режущие движения» одной ладони по другой |
Приготовлзю крошки, | Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб |
Хлебушка немножко. | Тереть подушечки пальцев друг о друга |
Эти крошки – голубям, | Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью |
Эти крошки – воробьям. | Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью |
Галки да вороны | Тереть ладонь о ладонь |
Физкультминутки
«Снегири»
Вот на ветке, посмотри, | Опущенными руками хлопают себя по бокам. |
В красных майках снегири. | Показывают грудку руками. |
Распушили пёрышки, | Мелко потряхивают кистями опущенных рук. |
Греются на солнышке. | |
Головой вертят, | Повороты головой влево - вправо. |
Улететь хотят. | |
Кыш! Кыш! Улетели! | Бегут по кругу, взмахивая руками. |
За метелью! За метелью! |
«Сова»
В лесу темно, | Ладошками закрываем глаза |
Все спят давно. | Ладошки под щёки |
Одна сова не спит, | Грозим пальчиком |
На суку сидит, | Повороты головой влево - вправо. |
Головой вертит, | |
Во все стороны глядит, | |
Да вдруг – как полетит. | Бегут по кругу, взмахивая руками. |
Летит, кричит. | |
Совушка-сова, большая голова. |
«Птицы»
Как головою между листвою | Движения головой вверх-вниз |
Дятел деревья долбит. | |
Как на рыбалку и вперевалку | Бег на месте с разведением рук в стороны. |
Гусь за гусыней бежит. | |
Как удивились, остановились | Наклон вперёд, руки назад. |
Гуси у самой реки, | |
Воду попили, крылья раскрыли | Руки в стороны, плавные движения вверх-вниз. |
И потихоньку пошли. |
Консультация для родителей «Кормушки для птиц своими руками »
Очень необычные, интересные и простые кормушки получаются из плотного картона. Для этого произвольные фигурки из картона (колечки, сердечки, ромбики) нужно обмазать мучным клейстером, а затем густо обсыпать с двух сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда такие фигурки просохнут, они легко развешиваются на веточках. Синицы и вездесущие воробьи держатся стайками и постоянно перелетают в поисках корма с места на место. Сегодня птицы наведаются к вашей кормушке, а завтра – к другой.
Для синичек
Синички - единственные птички, которые способны кушать на лету. Самым простым кормом для них будет кусок сала, висящий на веревке - а вороны и голуби не смогут его съесть.
Классическая кормушка.
Для изготовления самой популярной "модели" кормушки понадобятся березовая ветка длиной 10-15 см, достаточно крупная, 2 листа ДВП или доски, метла. Березовую ветвь следует разрезать на 4 ровных куска и прикрепить к ним ДВП или досточки. Наверх прикрепите метлу (нижнюю часть), чтобы кормушка была устойчивой, после чего можно вешать ее на дерево.
Из пластиковой бутылки.
Можно изготовить из пластиковой бутылка и простой вариант автокормушки. Подготовьте какую-нибудь прочную крышку – сюда будет постепенно высыпаться корм и садиться птицы. Бутылку закрепите вертикально так, чтобы ее горлышко касалось поверхности корма. Процесс высыпания будет зависеть от того, как быстро будут клевать птицы, они сами и будут его регулировать, вам нужно будет только время от времени наполнять кормушку.
Самая простая кормушка— из молочного пакета.
Прорежьте леток, зацепите бумажную пирамидку за вершину и повесьте на дерево.
Сложные конструкции.
Рассмотрите и более сложные модели кормушек, которые могут стать настоящим украшением любого двора или сада. На столбах укрепляются стационарные кормушки для птичек. Их кормовые столики и крыши можно изготавливать из тонкой фанеры или древесно-стружечных плит. Можно сделать и двухэтажную кормушку, использовав для невысокого первого этажа жестяную чашу с бортиками, а второй этаж делая деревянным. Крышки и боковые стенки позволяют сделать так, чтобы корм был недоступен для голубей, а синицы любят заскакивать в укрытия и быстро освоятся в своей новой столовой.
Как сделать такие печенье– кормушки.
Материалы и инструменты:
1) желатин
2) формы для печенья
3) коктейльная соломка
4) веревка
5) вода – 1 стакан
6) подсолнечное масло
7) корм для попугаев, семечки
8) фольга
9) кисточка
В первую очередь делаем «съедобный клей». Для этого разводим пакетик быстрорастворимого желатина в теплой воде. Должна получиться густая смесь. Затем добавляем в неё корм для птиц и хорошенько перемешиваем.
Формочки смазываем подсолнечным маслом, для того чтобы наше «печенье» лучше доставалось из формочек. Полученную массу можно разложить по формочкам, вставляя трубочки с целью образования отверстия для веревки и поместить на 2 часа в холодильник. После того как масса застыла и приобрела необходимую крепость нужно аккуратно достать их из формочек и просунуть в отверстия веревочки.

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский экологический проект "Птичья столовая"
Цель данного проекта в рамках эколого-образовательной программы, которая является приоритетом в деятельности нашего ДОУ, это -знакомство детей с жизнью зимующих птиц Самарской области. Работа по проек...
Птичья столовая в детском саду.
Рекомендации по организации подкормки птиц в зимний период....

Проект "Птичья столовая" средняя группа
Идея проекта: интеграция совместной и самостоятельной деятельности детей в процессе освоения задач образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» в со...

Экологический проект Птичья столовая
Экологический проект « Птичья столовая»В нашем дошкольном учреждении проведение экологических акций- проектов с детьми среднего возраста стало одной из интересных форм работы.Экологическая акция- ряд ...

Птичья столовая
Использование татарского народного фольклёра в формировании звуковой культуры речи детей младшего возраста...

НОД "Птичья Столовая"
Нод "Птичья столовая" Программное содержание: закрепить знание детей о домашних птицах , о их повадках, о том, как кричат; развивать двигательную и речевую активность детей, умение соотносить свои де...

Акция «Птичья столовая»
Акция «Птичья столовая»(подготовительная группа) Цель: Вызвать желание оказывать действенную помощь зимующим птицам. Задачи: 1. Формировать представления детей ...
