Занятие "Мир вокруг нас" для средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект
«Мир вокруг нас»
(ранняя профориентация дошкольников)
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Актуальность
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Проект позволит:
Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители старшей группы.
Цель проекта:
Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.).
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода - переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость.
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
- Формировать у дошкольников первичное представление о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности.
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Сроки реализации:
с сентября по май учебного года.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, TV, ноутбук, презентации Power Point.
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3.Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
4.Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
5РыжоваН.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
6.Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
7Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
8. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
9. Интернет ресурсы.
Этапы реализации проекта
Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
Разработка перспективного плана работы с детьми.
Разработка конспектов занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в форме занятия " СВЕТ вокруг нас " средняя группа
Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме занятия. Познавательно-исследовательская деятельность «Свет вокруг нас » в средней группе...

КВН "Природа вокруг нас" средняя группа
Конспект КВН по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».
Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у детей осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...
План по проектной работе на тему: «Насекомые вокруг нас» (средняя группа)
проект для средней группы...

ПРОЕКТ : «Микробы и вирусы вокруг нас.» Средняя группа
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Жизнь человека неотделима от микробов. Мы живем с ними взаимосвязано, используем свойства полезных и,...

Экологический проект "Вода вокруг нас" средняя группа
Беседы, игры, картотеки по проекту "Вода вокруг нас"...

Паспорт проекта "Цветы вокруг нас" (средняя группа)
Цель проекта: педагогическая: - приобщение детей к бережному отношению ко всему живому в процессе знакомство с прекрасным миром цветов и их разнообразием...
