Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Предметы старины" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кулакова Вера Сергеевна

Конспект создавался для открытого занятия в разновозрастной группе "Капельки" (5-7 лет). Основными задачами было - познакомить детей с предметами обихода и крестьянской посудой; развивать познавательный интерес к изучению старинных предметов быта. Обучать исследовательской деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_predmety_stariny.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Предметы старины» для детей старшей группы.

Выполнила: воспитатель Кулакова В. С.

Цель: Познакомить детей с предметами обихода и крестьянской посудой. Развивать познавательный интерес к изучению старинных предметов быта, обучать исследовательской деятельности. Воспитывать уважение к истории села. Формировать культуру общения со сверстниками и взрослыми.

Предварительная работа: поход в музей, беседа о предметах старинного быта, чтение загадок, просмотр мультфильма «Фиксики. История вещей».

Оборудование: иллюстрации старинных предметов, мольберт.

Группа оформлена в стиле русской избы. Звучит песня о России.

Выходит хозяюшка здоровается с детьми.

Здравствуйте, гости дорогие

Дай бог тому, кто в нашем дому

Дорогим гостям, милым детушкам

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и здоровьицем.

Ребята я очень рада вас всех видеть. Мне очень приятно, что вы пригласили меня к себе в гости. Мне сказали, что вы ребята старшей группы. Это так? Значит, вы уже многое знаете, и сегодня мне во многом поможете. А я хочу вас пригласить попутешествовать. Но путешествие не простое, а далекое в старину глубокую.

Воспитатель:

Детки мои, посмотри какая у меня изба. Большая, просторная, высокая. В ней много всего интересного.

Из далёкой старины эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмёшь, и рассмотришь, то поймёшь,

Для чего они нужны. Чем полезны и важны

Человеку раньше нужны были, что за службу сослужили?

-Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта. На моем столе много интересных и незнакомых вам вещей, а также, интересных картинок. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти предмет, о котором мы с вами говорим.

- Слушайте мою загадку:

Всех накормит, обогреет

Варежки сушить поможет

Деток спать она уложит.(русская печка)(иллюстрация)

- Верно, это русская печь. А для чего нужна была печь в избе?(в ней еду готовили, она обогревала дом, на печи спали, сушили грибы и ягоды, одежду).

-Человека, который умел класть печь, называли – печник. Печь складывали из красного кирпича, значит она какая?(кирпичная)

-Встану я рано утром, первым делом растоплю печку. Растопится печка – тепло станет в избе – пора и готовить.

-Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте загадку:

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где там в печке уголек

Сварит кашу ….чугунок.

-Какая необычная посуда. Попробуйте, подержите его. Какой он?(тяжелый)

-А, может быть, кто-нибудь знает: почему его называют чугунок?(потому, что он сделан из чугуна).

-Чугун – это особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунках варили кашу, щи, молоко в печи томили, овощи парили.

-Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь нужен был другой помощник. Про него говорили так:

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад

Что схватил его …ухват.

-Ухват или рогач — это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

-Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).

- Что ты достал из печи? (чугунок)

- Чем ты достал чугунок? (ухватом)

-А для чего нужен был в доме ухват? (для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).

- А чем ели приготовленное? Послушайте:

Деревянная подружка,

Без неё мы как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг… деревянная ложка

Слушайте другую загадку:

Выпускает жаркий чай, древний чайник….самовар.

- Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар. Значит, сам варю.

- А что же он варит?(чай)

-Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с вареньем, медом с пирогами, с блинами.

- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?(да)

-Сейчас они стали электрические. Но в сёлах и в деревнях до сих пор в некоторых семьях ставят самовар. Особенно после бани очень полезно пить чай из самовара с вареньем, а в чайнике вместо чая заваривать разные полезные и душистые травы.

-Раньше не было холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко? Молоко наливали в крынку или кувшин и выносили в погреб или подвал где летом было прохладно.

- Крынка, кувшин – что это? (это посуда)

-Из чего она сделана? (из глины)

-Значит она какая? (глиняная)

- Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.А вот у крынки родной братишка – горшок. Раз он родной братишка, из чего он сделан?(из глины)

-Значит он какой? (глиняный)

- А чем он отличается от крынки? (формой, высотой)

- В горшке варили кашу, А в большом горшке томили молоко.

Физкультминутка.

1. «Белые медведи».

Цель игры — учить красиво идти хороводом, воспроизводить движение со словами.

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом)

И под ёлкой снег, снег,

И на ёлке снег, снег. (Идут к центру круга)

А под ёлкой спит медведь.

Тише, тише! Не буди,

Сядь на место, не шуми! (Присаживаются на корточки).

2. Паучок. (Дети, идут по кругу держась за руки, со словами):

- Паучок, паучок, тоненькие ножки.
Паучок, паучок, красные сапожки.
Мы тебя кормили, мы тебя поили.
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!

(Водящий танцует и выбирает понравившегося игрока.)

Отгадайте загадку:

Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит ведра …. коромысло.(Рассматривание иллюстраций)

- Из чего делали коромысло?(из дерева)

- Что у коромысла по краям?(крючки)

-Для чего? (для вёдер)

-Раньше водопровода в доме не было воду нужно было носить из колодца или из речки. Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье. Коромысло можно носить на одном плече или двух.(показ иллюстрация)

- Про этот предмет говорили:

Из липы свито дырявое корыто,

Днём заперто,а ночью открыто.

В лес идёт – клетки кладёт,

Из леса идёт – перекладывает. Это лапти. (Рассматривание лаптей).

-Подошва лаптей называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса – в обратную. Вот такая обувь была у наших предков в старину. Лапти очень быстро снашивались. За год крестьянин (сельский житель) изнашивал до 20 пар. Хорошо, что сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой. Лапти плели из лыка. Лыко – это тонко надранные из липовой коры ленты. Получается, что за лапти не надо ничего было платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.

В лаптях ходили летом, а зимой одевали валенки. Валенки это традиционная русская обувь. Валенки изготовляют из овечьей шерсти, они очень тёплые и удобные.

- Одежду в доме шили сами женщины. Вот такие рубашки для мальчиков и взрослых мужчин. И вот такие сарафаны для девочек и взрослых женщин. На работу летом одевали вот такие косынки, а зимой вот такие платки (тёмный). А на праздники нарядные.

- Ваши мамы бельё дома гладят? Чем они гладят? (утюгом)

- А раньше наши бабушки гладили бельё при помощи чугунного угольного утюга.

- Первые утюги были тяжёлые и чугунные. Утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, хозяйка закладывала в них горячие угли, они нагревали утюг, а чтобы угли не погасли, утюгом нужно было всё время махать из стороны в сторону. Воздух попадал вот в эти дырочки, угли снова разгорались и утюг снова нагревался. Всё это было очень долго, неудобно и тяжело.

- Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?(половиками)

-Половики какой формы? (прямоугольные, длинные, круглые)

-Для чего пол покрывали? (для тепла)

-Половики хозяйки также изготавливали сами вручную.

А сейчас я предлагаю поиграть вам в дидактическую игру, которая называется «Что было, что стало».

Молодцы, ребята, отлично справились.

-Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного быта. Вам понравилось?

Итог занятия.

-Вот сколько новых слов мы узнали на нашем занятии. Молодцы!

1. Что мы сегодня узнали нового на занятии?
2. Что мы делали на занятии?
3. Где используют все эти предметы, о которых мы говорили?
4. А для чего нам знать об этих предметах?

Ребята, я подготовила для вас и наших гостей угощение – баранки. Их и раньше подавали к столу, угощайтесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"

Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».

Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"

Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Транспорт"

Данный конспект составлен с учетом контенгента детей, с нарушением зрения. Акцент делается на развитие и коррекцию зрительного воприятия....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"

Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...