Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Предметы старины" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект создавался для открытого занятия в разновозрастной группе "Капельки" (5-7 лет). Основными задачами было - познакомить детей с предметами обихода и крестьянской посудой; развивать познавательный интерес к изучению старинных предметов быта. Обучать исследовательской деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Предметы старины» для детей старшей группы.
Выполнила: воспитатель Кулакова В. С.
Цель: Познакомить детей с предметами обихода и крестьянской посудой. Развивать познавательный интерес к изучению старинных предметов быта, обучать исследовательской деятельности. Воспитывать уважение к истории села. Формировать культуру общения со сверстниками и взрослыми.
Предварительная работа: поход в музей, беседа о предметах старинного быта, чтение загадок, просмотр мультфильма «Фиксики. История вещей».
Оборудование: иллюстрации старинных предметов, мольберт.
Группа оформлена в стиле русской избы. Звучит песня о России.
Выходит хозяюшка здоровается с детьми.
Здравствуйте, гости дорогие
Дай бог тому, кто в нашем дому
Дорогим гостям, милым детушкам
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и здоровьицем.
Ребята я очень рада вас всех видеть. Мне очень приятно, что вы пригласили меня к себе в гости. Мне сказали, что вы ребята старшей группы. Это так? Значит, вы уже многое знаете, и сегодня мне во многом поможете. А я хочу вас пригласить попутешествовать. Но путешествие не простое, а далекое в старину глубокую.
Воспитатель:
Детки мои, посмотри какая у меня изба. Большая, просторная, высокая. В ней много всего интересного.
Из далёкой старины эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмёшь, и рассмотришь, то поймёшь,
Для чего они нужны. Чем полезны и важны
Человеку раньше нужны были, что за службу сослужили?
-Сегодня мы с вами познакомимся с предметами старинного русского быта. На моем столе много интересных и незнакомых вам вещей, а также, интересных картинок. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти предмет, о котором мы с вами говорим.
- Слушайте мою загадку:
Всех накормит, обогреет
Варежки сушить поможет
Деток спать она уложит.(русская печка)(иллюстрация)
- Верно, это русская печь. А для чего нужна была печь в избе?(в ней еду готовили, она обогревала дом, на печи спали, сушили грибы и ягоды, одежду).
-Человека, который умел класть печь, называли – печник. Печь складывали из красного кирпича, значит она какая?(кирпичная)
-Встану я рано утром, первым делом растоплю печку. Растопится печка – тепло станет в избе – пора и готовить.
-Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте загадку:
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где там в печке уголек
Сварит кашу ….чугунок.
-Какая необычная посуда. Попробуйте, подержите его. Какой он?(тяжелый)
-А, может быть, кто-нибудь знает: почему его называют чугунок?(потому, что он сделан из чугуна).
-Чугун – это особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунках варили кашу, щи, молоко в печи томили, овощи парили.
-Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь нужен был другой помощник. Про него говорили так:
Из русской печи
Кашу тащи.
Чугунок очень рад
Что схватил его …ухват.
-Ухват или рогач — это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
-Хотите попробовать, легко ли было хозяюшкам? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).
- Что ты достал из печи? (чугунок)
- Чем ты достал чугунок? (ухватом)
-А для чего нужен был в доме ухват? (для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).
- А чем ели приготовленное? Послушайте:
Деревянная подружка,
Без неё мы как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг… деревянная ложка
Слушайте другую загадку:
Выпускает жаркий чай, древний чайник….самовар.
- Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар. Значит, сам варю.
- А что же он варит?(чай)
-Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с вареньем, медом с пирогами, с блинами.
- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?(да)
-Сейчас они стали электрические. Но в сёлах и в деревнях до сих пор в некоторых семьях ставят самовар. Особенно после бани очень полезно пить чай из самовара с вареньем, а в чайнике вместо чая заваривать разные полезные и душистые травы.
-Раньше не было холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко? Молоко наливали в крынку или кувшин и выносили в погреб или подвал где летом было прохладно.
- Крынка, кувшин – что это? (это посуда)
-Из чего она сделана? (из глины)
-Значит она какая? (глиняная)
- Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.А вот у крынки родной братишка – горшок. Раз он родной братишка, из чего он сделан?(из глины)
-Значит он какой? (глиняный)
- А чем он отличается от крынки? (формой, высотой)
- В горшке варили кашу, А в большом горшке томили молоко.
Физкультминутка.
1. «Белые медведи».
Цель игры — учить красиво идти хороводом, воспроизводить движение со словами.
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег. (Поворачиваются в обратную сторону, идут хороводом)
И под ёлкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег. (Идут к центру круга)
А под ёлкой спит медведь.
Тише, тише! Не буди,
Сядь на место, не шуми! (Присаживаются на корточки).
2. Паучок. (Дети, идут по кругу держась за руки, со словами):
- Паучок, паучок, тоненькие ножки.
Паучок, паучок, красные сапожки.
Мы тебя кормили, мы тебя поили.
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!
(Водящий танцует и выбирает понравившегося игрока.)
Отгадайте загадку:
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра …. коромысло.(Рассматривание иллюстраций)
- Из чего делали коромысло?(из дерева)
- Что у коромысла по краям?(крючки)
-Для чего? (для вёдер)
-Раньше водопровода в доме не было воду нужно было носить из колодца или из речки. Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье. Коромысло можно носить на одном плече или двух.(показ иллюстрация)
- Про этот предмет говорили:
Из липы свито дырявое корыто,
Днём заперто,а ночью открыто.
В лес идёт – клетки кладёт,
Из леса идёт – перекладывает. Это лапти. (Рассматривание лаптей).
-Подошва лаптей называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса – в обратную. Вот такая обувь была у наших предков в старину. Лапти очень быстро снашивались. За год крестьянин (сельский житель) изнашивал до 20 пар. Хорошо, что сплести их умел каждый, и материал всегда был под рукой. Лапти плели из лыка. Лыко – это тонко надранные из липовой коры ленты. Получается, что за лапти не надо ничего было платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.
В лаптях ходили летом, а зимой одевали валенки. Валенки это традиционная русская обувь. Валенки изготовляют из овечьей шерсти, они очень тёплые и удобные.
- Одежду в доме шили сами женщины. Вот такие рубашки для мальчиков и взрослых мужчин. И вот такие сарафаны для девочек и взрослых женщин. На работу летом одевали вот такие косынки, а зимой вот такие платки (тёмный). А на праздники нарядные.
- Ваши мамы бельё дома гладят? Чем они гладят? (утюгом)
- А раньше наши бабушки гладили бельё при помощи чугунного угольного утюга.
- Первые утюги были тяжёлые и чугунные. Утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, хозяйка закладывала в них горячие угли, они нагревали утюг, а чтобы угли не погасли, утюгом нужно было всё время махать из стороны в сторону. Воздух попадал вот в эти дырочки, угли снова разгорались и утюг снова нагревался. Всё это было очень долго, неудобно и тяжело.
- Посмотрите на пол. Чем покрыт пол?(половиками)
-Половики какой формы? (прямоугольные, длинные, круглые)
-Для чего пол покрывали? (для тепла)
-Половики хозяйки также изготавливали сами вручную.
А сейчас я предлагаю поиграть вам в дидактическую игру, которая называется «Что было, что стало».
Молодцы, ребята, отлично справились.
-Сегодня мы с вами познакомились и поговорили о предметах старинного быта. Вам понравилось?
Итог занятия.
-Вот сколько новых слов мы узнали на нашем занятии. Молодцы!
1. Что мы сегодня узнали нового на занятии?
2. Что мы делали на занятии?
3. Где используют все эти предметы, о которых мы говорили?
4. А для чего нам знать об этих предметах?
Ребята, я подготовила для вас и наших гостей угощение – баранки. Их и раньше подавали к столу, угощайтесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
В ГОСТИ К ГОРОДЕЦКИМ МАСТЕРАМ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"
Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».
Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"
Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Все профессии нужны, все профессии важны"
Тема:Все профессии нужны,все профессии важны....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Транспорт"
Данный конспект составлен с учетом контенгента детей, с нарушением зрения. Акцент делается на развитие и коррекцию зрительного воприятия....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"
Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...
