Презентация Народные росписи
презентация по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хохломская роспись Происхождение : Впервые упоминания о хохломе появились в XVII веке в округе Нижнего Новгорода, где собственно и зародился этот вид искусства. Кроме этого существует еще несколько теорий происхождения хохломской росписи. По одной из версий считается, что первыми окрашивать деревянную посуду «под золото» начали старообрядцы, которые проживали в лесном Заволжье, и хохломская роспись, как промысел зародилась именно у них .
Цвета : Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники , цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери .
Материалы: Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала делают грубые бруски-заготовки из дерева . Затем на токарном или фрезерном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия — резные ковши и ложки, поставцы и чашки — основа для росписи, называются «бельё ». В росписи применяются масляные краски . Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный ( киноварь и сажа ), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Особенности изображения: Что отличает хохлому: отсутствие строгой геометрии; фоновое «подсвечивание»; лаконичность изображение, но без эффекта пустого фона; высокая художественность – если отдельные мотивы других видов росписи может повторить и ребенок лет 10-12, то с хохломой справится только профессионал; ажурность рисунка.
Гжель Происхождение: Как именно происходило возникновение ремесла, точно неизвестно. Но вот история его развития обретает более ясные черты. Известно, что в 16 столетии мастера из Гжели привозили в Москву запасы посуды, в Яузскую же слободу гончарам привозили глину. Любили гжельские умельцы посещать местные ярмарки, там они знакомились с керамикой и гончарным искусством мастеров из других регионов страны . Некоторые искусствоведы считают, что пик развития гжели и происхождение особого ее направления можно связать с 70-80-ыми годами 18 века. Тогда городок стал российским центром производства высокохудожественной майолики . Кувшины , квасники и кумганы местных мастеров активно раскупались. Посуду делали как с изображением пейзажей, так и с изображением людей. Любили гжельские умельцы делать посуду и с юмористическими сюжетами.
Цвета: Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный: фоновый цвет фарфора – белый; разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего; темный кобальтовый; белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции; золотой или платиновый декор.
Особенности: исключительно ручная работа; неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя); узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов; цветовые переходы отличаются резкостью; выдерживание строгой последовательности оттенков; предмет и его декор составляют цельную композицию; элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.
Материалы: Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки. Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.
Городецкая роспись Происхождение: Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.
Цвета: Для первого берут следующие цвета:синий , красный , зеленый, черный . Городецкая роспись выделяется следующими основными цветами для нанесения любого изображения: охра, розовый, красный, голубой, синий, белый, зеленый, черный, желтый. Данный стиль отличается содержательностью. В городецкой росписи часто изображают следующие элементы: Геометрические . Среди основных элементов выделяют точки, круги, скобки, капли, спирали и штрихи. Растительные . Сюда относят городецкие цветы, выделяющиеся разнообразием форм и красок. К популярным видам можно отнести изображение бутонов, ромашек, купав и роз. Листья рисуются группами от двух до пяти лепестков. Животные . Данные мотивы глубоко символичны. Птица воплощает семейное счастье, а конь – богатство
Особенности: Во время росписи мастера используют свободный мазок. Сюжеты берут из тихой провинциальной жизни. Городецкие рисунки отличаются содержательностью. Отличительная особенность использование ярких красок и применение контурной обводки отдельных элементов. Роспись осуществляют без предварительных набросков. В городецких росписях можно увидеть экзотических барсов и львов, коней или петухов в воинственной позе. Используют разные приемы – широкие мазки или тонкие линии и штрихи.
Дымковская роспись Происхождение: Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья , к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Цвета: Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом .
Материалы: Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали. Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.
Особенности: Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки. Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.
И спользование дымковской росписи с детьми: На занятии изготовить вместе с детьми игрушки из глины, далее раскрасить изготовленные игрушки в дымковской роспись.
Филимоноская роспись Происхождение: В Тульской области, в Одоевском районе началась история одного промысла – в селе Филимоново мастерицы стали делать игрушки с интересной фактурой и необычной росписью. Гончарное дело развивалось в Филимоново веками, а все благодаря жирной, очень пластичной глине. Природный ее цвет темно-синий, отчего местные называли ее «синькой». После обжига глина становилась белой или чуть розоватой. Мужчины делали посуду, а женщины – игрушки-свистульки.
Согласно одной легенде в селе появился беглый преступник Филимон: он и научил местных делать глиняные фигурки. Он был первым или нет, узнать точно нельзя, но очевидно, что в середине 19-ого столетия здесь начали делать глиняные игрушки. Промыслом занималась вся семья: у мужчин ловко получалась посуда, жены и невестки помогали им, а девочки и бабушки «специализировались» на лепке и росписи игрушек . Возникновение промысла в 19 веке – это, скорее, не его начало, а новый виток, пик популярности. По сведениям ученых филимоновский промысел насчитывает не меньше семи столетий. И сегодня петушок, коник, барыня, собачка в данном художественном направлении легко узнаваемы: вытянутые фигурки с ярким, геометрически ориентированным узором ни с чем не спутать. Разве что схожи с ними игрушки, представляющие дымковский промысел.
Особенности : Мастера использовали анилиновые краски ярких, выразительных цветов. Колористика не самая широкая – красный, желтый да зеленый. Но при этом рисование тройкой цветов (плюс/минус оттенки) в итоге давало пеструю, веселую картинку . Значение цветов: желтый – это солнце, сама жизнь и свет всего мироздания; зеленый цвет означает молодость, возрождение жизни; красный – символизирует землю и огонь, сакральные понятия для человека.
Мезенская роспись Происхождение: Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье , поэтому мезенская роспись по дереву известна также как « палащельская роспись».
Особенности: Использование черного и красного цвета в орнаменте, пробелы между которыми после обработки становятся золотыми. Стилизованные, несколько схематичные изображение живых существ. На большинство предметов мастера наносили большое количество дробных геометрических узоров. Символика мезенской росписи предполагает на одном предмете быта рассказ целой истории, предания. Часто ремесленники делились на изделиях своими мыслями и посланиями потомкам и родственникам, шифруя их незамысловатыми узорами. На внутренней стороне изделий мезенская роспись в полосе имела более вольное содержимое. Часто автор указывал там свое имя и заказчика, дату создания и даже стоимость утвари.
Цвета: Черный оттенок крестьяне получали смешивая сажу с раствором лиственной смолы для придания нужной консистенции. Красный цвет назывался «земляной краской» за то, что его изготавливали из найденной на побережье реки Мезени охристой глины. Позже красный пигмент научились выделять и из сурика. Незакрашенные места в промысле всегда имели золотистый оттенок из-за финального покрытия изделия олифой .
Материалы: В древности мастера наносили орнамент мезенской росписи в несколько этапов: Сначала узор рисовали специальной красной краской и деревянной палочкой с измочаленным концом, которая называла тиска . Прорисовали изображение и обводили орнаменты черным красителем с помощью пера глухаря или тетерева или своеобразной кистью с щетиной из человеческого волоса .
Жостовская роспись Происхождение: История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-го века, когда в ряде подмосковных сёл и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово , Осташково , Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше . Традиции этой росписи зародились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (XVIII век). Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской , — это цветочный букет . В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово , продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовым изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом
Цвета: Классическая подача рисунка жостовской росписи подразумевает наличие фона, который чаще выполнен в черных либо красных цветах. Сегодняшняя продукция Жостово может выполняться и в нежных пастельных оттенках, которых изначально не было. Красный, синий, зеленый, голубой фон – традиции оформления подносов, на таком ярком фоне красиво располагаются цветочные элементы . Элементы жостовской росписи – это и поэтапный разбор изображения. Как осуществляется само рисование, как выписывать те или иные составляющие рисунка, с чего начинать и чем заканчивать, все это интересно и для тех, кто изучается жостовский промысел теоретически, и для тех, кто практически хочет освоить традицию.
Особенности: В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.
Этапы росписи: Замалевка – разбеленой краской по поверхности раскидываются главные элементы изображения. Завершается этап сушкой. Тенежка – с помощью лессировочной краски мастер наносит темные части цветов и листочков. Прокладка – непрозрачной плотной краской художник выделяет светлые места. Бликовка – бывает широкая и мягкая, мелкая и дробная. Чертежка – прочерчиваются светлые контуры краев элементов. Привязка – заполнение пустот между элементами.
Каргопольская роспись Происхождение: Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Ивана Вирентурга и Екатерины Абдулаевой , работавших в 1930-х — 1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью , сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб . В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы. Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой , избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек- полупёс ) с окладистой бородой, при орденах и эполетах . Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин , конь о двух головах.
Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х годах. А П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные». Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу. Каргопольский промысел всегда был семейным — у Шевелёвых , Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». В городе работает школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.
Особенности: Архангельские товары не отличаются насыщенной и разнообразной цветовой гаммой. Чаще всего мастера выбирали нейтральные тона, например, зеленый или синий. Каргопольская роспись была слегка однообразна, но при этом оттенки старались выбирать яркие, которые сразу бросаются в глаза и привлекают покупателя. Все фигурки имели примитивный узор, состоящий из линий, геометрических форм, растительности. Можно встретить изделия, декорированные с применением древнерусской символики, например, изображение солнца или луны. Присутствовали и стихийные знаки огня, земли и воды.
Для каргапольской игрушки характерна несколько условная, обобщенная стилистика передачи образа. Формы фигурок чрезвычайно упрощены, а в окраске чаще всего используются чистые и яркие цвета, среди которых можно назвать следующие: классические белый и черный цвета красный цвет синий цвет зеленый цвет оранжевый цвет желтый цвет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хохлома. Украшение платка элементами народной росписи.
Для успешной работы воспитателя с родителями периодически проводятся мастер-классы.Целью этого является приобретение родителями не только теоретических, но и практических знаний по взаимод...

Презентация по ознакомлению детей с народными росписями России
Презентация по ознакомлению детей с народными росписями России в целях ознакомления с народно-прикладным искусством. Изучение росписей, их элементов для дальнейшей работы детей на занятиях по художест...

« Знакомство детей с дымковской народной росписью через различные виды деятельности»
В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, важное значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве. Народное декоративно-прикладное искусст...

Народные росписи
Презентация для знакомства с народными промыслами. Дана в сокращении из-за большого объема....

Проект «Знакомство с русской народной росписью гжельских мастеров в старшей группе».
Тип проекта: Информационно – практико-ориентированныйУчастники проекта: дети старшего возраста МКДОУ «Д/с №17» города Коркино.Авторы проекта: воспитатели старшей группы с ТНР Панова Т.Н., Татаринова И...

Чудо росписи «Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая, дымка»
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников, оно несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Народно...

