Логические игры
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Четина Татьяна Ивановна

логические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logichemkie_igry.docx232.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления у детей 6 - 7 лет

«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»

Цель: сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.

Правила игры:

Воспитатель говорит какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка.

Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы.

Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.

Примеры фраз и образцы ответов:

*«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)

*«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)

*«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)

*«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)

*«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например, курица, индюк, страус, киви, пингвин.)

Фразы:

*«Все люди спят».

*«Все яблоки сладкие».

  • «Дождь бывает холодный и теплый».
  • «Все животные впадают в зимнюю спячку».

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: развивать способность к обобщению и абстрактному мышлению.

Правила игры:

Воспитатель называет группы слов, объединенных по общему признаку, и просит ребенка назвать их, одним словом.

Примеры заданий:

  • «Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).
  • «Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).
  • «Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).
  • «Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).

«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).

  • «Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).
  • «Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).

«АССОЦИАЦИЯ»

Цель: формировать ассоциативные представления о предметах и явлениях.

Правила игры:

В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Воспитатель объясняет ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись».

Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а воспитатель помогает ему выделять существенные признаки.

Примеры заданий:

  • Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).
  • Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).
  • Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).
  • Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

«Цветы на клумбах»

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы. Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом:

«Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»

Логические задачи.

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

  1. Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)
  2. Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)
  3. На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)
  4. Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)
  5. Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

«Я загадала...»

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

  • Этот предмет летает? (Да.)
  • У него есть крылья? (Да.)
  • Он высоко летает? (Да.)
  • Он одушевленный? (Нет.)
  • Он сделан из пластмассы? (Нет.)
  • Из железа? (Да.)
  • У него есть пропеллер? (Да.)
  • Это вертолет? (Да.)

«Выбери нужное»

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например,

  • У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.
  • В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.
  • Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.
  • В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.
  • Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.
  • Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.
  • У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.
  • Времена года: август, осень, суббота, каникулы.
  • Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз. Эту игру можно продолжить.

«Я беру с собой в дорогу»

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями одиночных предметов.

Описание: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

«Чем похожи и чем отличаются?»

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например, слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.

«Расселили птиц»

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.

Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

«Придумай предложение»

Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга.

Описание: воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например, воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.

«Составьте предложение»

Цель: развивать умения составлять предложения из данных слов и употреблять существительные во множественном числе.

Описание: предложить ребенку составить предложение из слов. На первых

занятиях количество слов не должно быть больше трех, например, «берег, дом, белый». Предложения могут быть такими: «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п. Пояснить ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончание.

«Противоположности»

Цель: закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу. Игровой материал и наглядные пособия: фишки.

Описание: предложить ребенку поочередно придумывать пары слов- противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек в конце игры. В первой части игры составляются пары - имена существительные; затем - прилагательные, глаголы и наречия (огонь - вода, умный - глупый, закрыть - открыть, высоко - низко).

«Хорошо и плохо»

Цель: развивать монологическую речь.

Описание: предложить ребенку выявлять плохие и хорошие черты у героев сказок. Например, сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед - это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, - это плохо. Или сказка «Кот в сапогах»: помочь

своему хозяину - это хорошо, но для этого он всех обманывал - это плохо.

«Противоречия»

Цель: развивать умение подбирать слова, противоположные по значению.

Описание: предложить ребенку найти признаки одного предмета,

противоречащие друг другу. Например, книга - темная и белая одновременно (обложка и листы, утюг - горячий и холодный и т. п. Прочитать стихотворение:

ЯБЛОКО

У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко, А мышонок - высоко.

Воробей сказал, что близко, А улитка - далеко.

А теленок озабочен Тем, что яблоко мало.

А цыпленок - тем, что очень Велико и тяжело.

А котенку все равно:

Кислое, зачем оно?

«Что вы! - шепчет червячок. – Сладкий у него бочок».

Обсудить стихотворение. Обратить внимание ребенка на то, что один и тот же предмет, одно и то же явление можно охарактеризовать по-разному, в зависимости от точки зрения, как в прямом, так и в переносном смысле.

«Кто ушел?»

Цель: научить употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.

Игровой материал и наглядные пособия: стулья.

Описание: дети-зрители сидят на стульях. Перед ними, сбоку, ставятся 4 стула для участников игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут

угадывать, кто ушел. Вызывает четырех детей. Трое садятся в ряд, четвертый, напротив. Воспитатель предлагает ему внимательно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется. Угадывающий возвращается и садится на свое место. Воспитатель произносит:

«Имя ребенка, посмотри внимательно и скажи, кто ушел?» Если ребенок

угадывает, спрятавшийся выбегает. Дети садятся на свои места, а воспитатель вызывает следующих четырех детей, и игра возобновляется.

«Один - одна — одно»

Цель: научить различать род имен существительных.

Игровой материал и наглядные пособия: в коробке перемешаны мелкие предметы (картинки):

Мужской род карандаш лимон фартук

ремень чайник чемодан

Средний род колесо

яблоко платье пальто блюдце полотенце

Женский род книга

груша рубашка чашка кастрюля сумка

Описание: дети по очереди достают из коробки предметы, называя их: «Это карандаш». Педагог задает вопрос: «Сколько?» Ребенок отвечает: «Один

карандаш». За правильный ответ ребенок получает картинку, в конце игры подсчитывает количество картинок у каждого ребенка и выявляет победителя.

При повторном проведении игры можно поменять тематику картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

Логическая игра - головоломка "Логические квадраты"

Логическая игра - головоломка "Логические квадраты"...

Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей. Логические игры для детей

Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей.Логические игры для детей...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...

Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений.«Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарны...