Занятие по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) «Широка страна моя родная»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тихонова Оксана Владимировна

Цель: Сформировать у детей представления о природных зонах России и природных богатствах

нашей страны .

Задачи:

Образовательная: систематизация представлений о природных зонах России: Арктика, тайга, пустыни; расширение знаний о природных богатствах этих природных зон; приобретение социального опыта, способность анализировать, обобщать и делать выводы.

Речевая: обогащение и активизация словаря; согласование имени существительного с числительними; развитие связной речи и умение строить диалог.

Развивающая: развитие познавательного интереса путем моделирования игровой ситуации; способствовать развитию социально - коммуникативных навыков; умению рассуждать, аргументировать свой ответ; развитие мелкой моторики.

Воспитательная: воспитание уважительного и бережного отношения к природе, освоение опыта сотрудничества, доброжелательности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Природные зоны России26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 комбинированного вида

Невского района Санкт - Петербурга

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста c тяжелым нарушением речи (ТНР)

 «Широка страна моя родная»

  Воспитатель: высшей квалификационной категории

                                                              Тихонова Оксана Владимировна

Санкт-Петербург

2025

       Цель: Сформировать у детей представления о природных зонах и природных богатствах России.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование.

Задачи:

Образовательная: систематизация представлений о природных зонах России: Арктика, тайга, пустыни; расширение знаний о природных богатствах этих природных зон; приобретение социального опыта; совершенствовать способность анализировать, обобщать и делать выводы.

Речевая: обогащение и активизация словаря; согласование имени существительного с числительными; развитие связной речи и умение строить диалог.

Развивающая: развитие познавательного интереса путем моделирования игровой ситуации; способствовать развитию социально - коммуникативных навыков; умению рассуждать, аргументировать свой ответ; развитие мелкой моторики.

Воспитательная: воспитывать патриотизм и любовь к родному краю, уважительное и бережное отношения к природе, освоение опыта сотрудничества, доброжелательности.

Предварительная работа:

Знакомство детей с понятием «природные зоны» и их классификацией, с понятием «природные богатства России». Знакомство с картами и атласом природы. Отгадывание загадок, чтение художественной литературы: В.Степанов «Что мы Родиной зовем?», К.Ушинский «Наше отечество»

          Материалы и оборудование: атлас, макеты природных зон, ноутбук, экран; пазл «Богатства страны», фотографии с изображением природных зон растительного и животного мира, материалы для экспериментирования, песочница.

       

Ход занятия. Дети входят в группу. Здороваются с гостями.

Воспитатель: Сегодня утром вас заинтересовал рюкзак с которым я пришла. Я хотела сегодня вас познакомить с моим увлечением. В этом рюкзаке предметы, которые помогут вам догадаться, чем я люблю заниматься в свободное время.

Интересно вам узнать? (ответы детей: да)

Воспитатель: Давайте, посмотрим! (дети открывают рюкзак и достают предметы, называя их: карта, компас, лупа, фотоаппарат, фонарик, блокнот с ручкой, телефон, атлас).

У вас есть предположения о моем увлечении? (ответы детей: да, вы любите путешествовать, ходить в поход, заниматься туризмом и тд.)

Воспитатель: Почему вы так решили? (ответы детей: компас, чтобы определить стороны света; карта, чтобы ориентироваться на местности; и т.д)

Воспитатель: Вы знаете, для чего ученые создали атлас? (ответы детей: в нем находятся карты разных стран, материков, информация о природе, животных, полезных ископаемых т.д)

Совершенно верно!

Воспитатель: Хотите стать учеными и создать свой детский атлас? (ответы детей: хотим)

Готовы отправиться в научную экспедицию по России? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте поиграем и проверим, хорошо ли вы подготовлены к экспедиции! Вы же знаете, что наша страна очень большая и таит в себе много богатств!?

Подойдите, пожалуйста, вам нужно собрать картинку! Найти на ней и назвать  богатства нашей страны. (Д/и «Богатства России»: дети собирают разрезную картинку карту России, на которой изображены богатства страны)

Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

Воспитатель: Что бы наш атлас стал современным и интересным его мы сделаем говорящим, при помощи QR кода.

Для этого вам нужно собрать научные знания, сделать открытия и подтвердить факты! Посмотрите, первый QR код уже готов, давайте посмотрим, что у нас получилось! (дети, вместе с воспитателем наводят камеру телефона и слушают информацию)

Воспитатель: Уважаемые ученые, вперед! Возьмем с собой атлас с картой и отправляемся на 1ю станцию нашей научной экспедиции! (на карте обозначены места остановок: цифрой и цветом)

Воспитатель: Как вы думаете, куда мы с вами попали? (ответы детей: север)

Воспитатель: Верно, мы с вами в природной зоне, которую называют крайним севером или Арктика! Посмотрите, каким цветом она обозначена на карте?

(ответы детей: белым, голубым)

Воспитатель: Что вам, уже известно об Арктике? (ответы детей: очень холодно, полярная ночь, полярный день, край снега и льда, северное сияние, нет растительности, мало животных и птиц, большие запасы пресной воды)

Воспитатель: Кто знает, как животные крайнего севера приспособились к жизни в суровых условиях? (ответы детей: густая шерсть, оперенье, много подкожного жира, шерсть и перо пропитаны жиром) 

Воспитатель: Давайте проведем научный эксперимент и проверим этот факт, как жир защищает животных! Присаживайтесь пожалуйста за стол. (Экспериментирование: «Защищает ли жир, животных от холода?»; детям предлагаются образцы шерсти/пера животных, вода, жир/вазелин. Дети проводят опыт, и делают вывод)

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей: жир не дает шерсти/перу намокнуть, не пропускает снег и воду. Поэтому, животные не мерзнут и не намокают)

Воспитатель: Молодцы! За подтвержденные факты у нас с вами QR код!

Воспитатель: Мы с вами отправляемся дальше! Давайте посмотрим, нам нужно на 2ю станцию!

Воспитатель: Посмотрите на карту, мы с вами в природной зоне: Тайга! Каким цветом эта зона обозначена на карте? (ответы детей: темно зеленым)

Воспитатель: Тайга самая большая природная зона России и в ней очень много природных богатств. Что вы уже знаете о тайге? (много рек, озер, обитают хищные животные и птицы, добывают полезные ископаемые, много хвойного леса) Молодцы!

Воспитатель: Вы правильно сказали, что главное богатство тайги - это лес!

(древесина) Как вы думаете, как долго растет и живет дерево? (ответы детей: 20,50,100 лет)

Воспитатель: А ученые нашли способ, как можно определить возраст дерева. Хотите узнать как? (ответы детей: да)

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста! Перед вами образцы, спилы деревьев. Посмотрите, на спил, что вы там видите? (ответы детей: круги, полоски)

Воспитатель: Верно, на спиле дерева можно увидеть круги или годичные кольца. Давайте, попробуем сосчитать и определить примерный возраст дерева!

(Экспериментирование: «Определи, возраст дерева»; дети берут образцы спила дерева, и считают годичные кольца, называя примерный возраст дерева) 

Воспитатель: В природной зоне тайга находится много водных источников, здесь находится реки, озера, болота, которые образуют большие водные ресурсы. Вода - это тоже богатство!

Предлагаю вам вспомнить, как они образуются и собрать схему их появления.   (Д/и «От истока до океана», дети складывают схему-пазл и составляют их названия из букв: исток, ручей, река, озеро, море, океан)

Молодцы, давайте посмотрим, что у вас получилось! (ответы детей), вы все правильно сложили!

Воспитатель: Вы, наверное устали?! Предлагаю сделать привал и отдохнуть!

Физкультминутка: «песня Красной шапочки» А.Рыбников

Воспитатель: Тайга-это дом для многих видов животных и растений! Есть специалисты - ученые и охотоведы, которые занимаются подсчетом и слежением за их популяцией (количеством).

Воспитатель:

Давайте поиграем, и вы попробуете в тайге найти и посчитать животных или птиц? (ответы детей: да). Возьмите карточки, выберите животных, которых будете искать. Количество, найденных животных запишите. ( Д/и « Найди и сосчитай животных», дети на  карточках находят выбранное животное, птицу считает количество и записывает их число)

Воспитатель: Сколько вы нашли медведей, лосей, белок и т.д.; кого больше/меньше?)

Воспитатель: Молодцы! Вы много собрали научных знаний! И получаете QR код.

Воспитатель: Нам нужно двигаться дальше! На 3ю станцию, посмотрите на нашу карту! Как вы думаете куда мы попали? ( ответы детей: пустыни)

Воспитатель: Это природная зона пустынь и полупустынь. Каким цветом на карте они обозначены? (ответы детей: желтым)

Что вы можете рассказать о этой природной зоне? (ответы детей: зона песка, ветра, засухи, жарко, скудная растительность, животные приспосабливаются к этому климату т.д.)

Воспитатель: Чем покрыта территория этой зоны? (ответы детей: песок, сухая глина) Что же такое песок? Хотите разобраться? (ответы детей) Присаживайтесь, возьмите лупы и посмотрите на песок!

Из чего он состоит? (ответы детей: из больших и маленьких песчинок, зернышки)

Как выглядят песчинки? (ответы детей: маленькие, желтого цвета)

Похожи ли писчинки друг на друга (ответы)

Как вы думаете, на что похожи пустыни из далека? (ответы детей: море)

Как называют эти моря в пустыни? (ответы детей: барханы, дюны)

Давайте попробуем сделать бархан или дюны! Возьмите в руку песок и высыпите его в одно место, получилась горка. А когда горок много - это барханы! (опыт с песком «Бархан») В пустыни барханы появляются при помощи ветра!

Молодцы, вот такое песчаное царство у нас получилось! И за новые   научные открытия вы получаете QR код!

Воспитатель: Сегодня, наша экспедиция закончилась! И все ваши знания и открытия разместили  в атлас! Давайте посмотрим, что у нас получилось!

(дети вместе с воспитателем рассматривают атлас).

Воспитатель: Что вам понравилось в нашей экспедиции? Что мы получили в ходе экспедиции?

Хотите еще отправиться в экспедицию изучать другие места нашей страны?

(ответы детей)

Давайте возьмем наш говорящий атлас и пойдем познакомим с ним ваших друзей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...

Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»

выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами....

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ряховская Д.Р. к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории

Дети очень любят гулять и обращают внимание только на то, что попадает в поле их зрения. Прогуливаясь в лесу, конечно взрослые стараются рассказать своим детям о растущих ягодах, съедобных и несъедобн...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»

Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений....

"Использование информационно-компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Использование наглядных пособий, дидактических игр, ин...

" Особенности организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Теиа физического воспитания в настоящее воремя очень актуальна, потому что физическое воспитание- это педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих улучшению здоровья, физич...

Консультация для инструктора по физической культуре «Особенности организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Консультационный материал для инструкторов по физической культуре содержит рекомендации по организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (тяжелыми нарушениями речи). В консультации ...