НОД для детей старшей группы "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект направлен на закрепление знаний детей о космосе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Космическое путешествие»
Реализация образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие, «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель:
- Расширить представления детей о Вселенной;
- Создать благоприятные условия для ознакомления детей с праздником “День космонавтики”.
Задачи:
- Закрепить и расширить знания детей о космосе, космонавтах.
- Воспитывать у детей любознательность, творческую активность, самостоятельность, чувство эмоционального удовлетворения.
- Содействовать развитию устной речи, мышления и воображения, фантазии, содействовать формированию коммуникативной и интеллектуальной культуры детей.
Образовательные задачи:
- Уточнить представление детей о космосе, планетах и космических объектах;
- Упражнять в обратном счёте от десяти до 1.
Развивающие задачи:
- Развитие фантазии, воображения;
- Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия;
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие мышления, восприятия, памяти;
- Расширение словарного запаса детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитание чувства гордости за великие достижения своей страны, самостоятельности, активности, инициативности; умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
- Беседы на тему "Земля - наш дом", "Солнечная система", "О космонавтах".
- Чтение художественной литературы о космосе, космонавтах.
- Рассматривание и чтение энциклопедий о солнечной системе, космических объектах.
- Слушание космической музыки.
- Разучивание игр, речевого материала.
- Разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы,
чтение отрывков из книг В. Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.
Оборудование: проектор, мультимедиа презентация, экран, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», игра «Созвездия», воздушный шарик, мяч, раздаточный материал (счетные палочки), видеоролик про космос.
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Ход занятия
Воспитатель: Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос? С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей). (Слайд 1) Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики.
12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту. (Слайд 2)
Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, кого отправляли в космос наши ученые? (ответы детей) Совершенно верно. В космос летали обезьяны, кошки, черепахи, перепёлки, разные грызуны, лягушки, тритоны, улитки, рыбы, гекконы и даже тараканы. (Слайд 3). А в августе 1960 года ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. (Слайд 4). Они благополучно вернулись на землю.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос? (ответы детей). Совершенно верно, это был Юрий Алексеевич Гагарин (Слайд 5).
Он первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут, это меньше двух часов, и успешно совершил посадку. Полёт Юрия Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!». Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!» (Слайд 6)
Ребята, а что такое Космос? (Необъятный мир, который находится за пределами Земли). Да, действительно, Космосу нет конца, он никогда не заканчивается. А знаете ли вы, что Космос еще называют другим словом – Вселенная. Нас окружает Вселенная. (Слайд 7)
В необъятных просторах Вселенной вращается и наша Земля. Она – одна из планет Солнечной системы. А что такое Солнечная система? (Слайд 8) Солнечная система – это объединение планет и их спутников, и еще множество астероидов и комет, вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего восемь, все они разные. Планеты и солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи – Солнце! Среди планет есть большие и маленькие. Одни из планет находятся ближе к солнцу, другие – дальше от него. Каждая планета движется по своей собственной орбите. А что такое орбита? (ответы детей) (Слайд 9) Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой не покидает пределы Солнечной системы.
(Слайды 10-17) Ребята, давайте вспомним, какие планеты есть в нашей солнечной системе. (дети называют планеты по порядку, и они появляются на экране)
На земле жил звездочет, он планетам вел подсчет.
По порядку все планетыназовет любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть -Сатурн,
Семь - Уран,
За ним -Нептун.
Он восьмым идет по счету.
С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. (Слайд 18) Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия (Слайд 19). В древности люди тоже любили наблюдать за звездами, и они соединили группы или, можно сказать по-другому, семейки звёзд в созвездия. У меня есть одно испытание для вас, это игра «Семейка слов», нужно подобрать слова, в которых спряталось слово «звезда».
- Как можно ласково назвать звезду? (звездочка)
- Если на небе много звезд, то мы скажем какое оно? (звездное)
- Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)
- Как называется группа звёзд на небе? (созвездие)
Молодцы! А какие созвездия вы знаете? (ответы детей)
А сейчас я вам предлагаю поиграть. Вам необходимо собрать созвездие из частей и назвать его.
Игра «Созвездия из частей» (Слайд 20)
Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем (Слайд 21). Он создал то, на чем можно отправиться в космос. Скажите, на чем можно отправиться в космос? (на ракете). (Слайд 22) Как еще называется ракета? (космический корабль, звездолет).
А как вы думаете каким образом ракета может так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.
(Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом, разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).
Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.
Ребята, как называется место, откуда ракета стартует, отправляется в космос? (космодром). (Слайд 23)
А как называют человека, который летает в космос? (космонавт) А все ли могут быть космонавтами? Почему? Космонавт должен обладать определёнными качествами. И мы сейчас с вами поиграем в игру «Скажи наоборот» (с мячом). Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите, обозначающее противоположное качество. (Слайд 24)
Речевая игра «Скажи наоборот»
Ленивый – трудолюбивый
Злой – добрый
Слабый – сильный
Медлительный – быстрый
Неряшливый – аккуратный
Грустный – веселый
Нервный – спокойный
Старый – молодой
Трусливый – смелый
Неуклюжий – ловкий
Глупый - умный
Больной – здоровый
Ещё космонавт должен быть выносливым и для это он постоянно тренируется. Давайте и мы свами начнём тренировку. Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку. (Слайд 25)
Физминутка
Мы в ракету сели смело, (сели на корточки)
Шлем на голову надели. (сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим! (встали, тянемся вверх)
В невесомости парим. (руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете. (вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете. (машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп. (сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп. (хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету! (повернуться в другую сторону)
И продолжили полет. (руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет! (помахали руками).
А что космонавты обязательно одевают? (скафандр – это космический костюм). (Слайд 26)
Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)
Воспитатель: В скафандре есть большой запас воздуха, он обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того, в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля. (Слайд 27)
А еще космонавт должен быть умным и находчивым. Сейчас я вам загадаю космические загадки, посмотрим, сможете ли вы их отгадать.
1. Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием. (спутник) (Слайд 28)
2. Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты - вот так новость,
Ведь это… (невесомость) (Слайд 29)
3. Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце) (Слайд 30)
4. Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного. (луна) (Слайд 31)
7. Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический… (Метеорит) (Слайд 32)
8. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект… (Комета) (Слайд 33)
9. Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт) (Слайд 34)
10. С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… (ракета) (Слайд 35)
11. Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети? , ... (луноход) (Слайд 36)
Воспитатель: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос? (ответы детей).При помощи телескопа. (Слайд 37) Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей). Да, можно изучать созвездия, кометы, луну, планеты. А сейчас мы настроим свои телескопы и увидим, что лишнее оказалось в космосе.
Игра «Найди лишнее» (Слайд №38-40)
(На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.)
На первом слайде представлены:
- планета,
- ракета,
- спутник,
- шкаф.
На 2-м слайде -
- космонавт,
- луна,
- комета,
- подушка.
На 3-м слайде -
- шлем танкиста,
- шлем космонавта,
- луноход,
- метеорит
Вот мы уже готовы отправиться в космос, но у нас нет самого главного, ракеты. Давайте с вами её построим и для этого нам понадобятся палочки. На экране схема и по ней вы выкладываете свою ракету. (Слайд 41) Давайте проверим у всех получились ракеты правильно. Молодцы! Пора нам отправляться в космические дали. (демонстрируется видеоролик про космос)
Итог занятия.
Ребята, вам понравилось наше путешествие в космический мир?
Обязательно расскажите мамам и папам о том, что интересное вы узнали сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурный праздник для детей старшей группы "Путешествие в сказку".
Физкультурный праздник для детей старшей группы по сюжетам знакомых сказок. Роли сказочных героев исполняют воспитанники подготовительной группы....

Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие по городу на ковре – самолете».
Занятие разработано с целью закрепить знания детей об общественно-значимых местах родного города, расширить представления детей о родном городе, его достопримечательностях; сделать вклад в воспи...
Конспект занятия по кружковой работе для детей старшей группы "Путешествие на остров "Театр"
Конспект занятия по кружковой работедля детей старшей группыТема: « Путешествие на остров «Театр»...

Досуг для детей старшего возраста "Путешествие по Москве"
Тип занятия - обогощение и закрепление знаний детей о городе Москве; - воспитание патриотических качеств детей....

Конспект занятия-путешествия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы «Путешествие в страну добрых слов»
Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно – уловить...

Игра-путешествие в мир профессий для детей старшей группы «Путешествие в мир профессий»
Расширять знания детей о профессиях взрослых. Формировать представление детей о значимости труда взрослых. Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к труду взрослых, стремлен...

