НОД для детей старшей группы "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хохлова Наталья Валерьевна

Конспект направлен на закрепление знаний детей о космосе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pro_kosmos_2.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Космическое путешествие»

Реализация образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие, «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель:

- Расширить представления детей о Вселенной;

- Создать благоприятные условия для ознакомления детей с праздником “День космонавтики”.

Задачи:

- Закрепить и расширить знания детей о космосе, космонавтах.

- Воспитывать у детей любознательность, творческую активность, самостоятельность, чувство эмоционального удовлетворения.

- Содействовать развитию устной речи, мышления и воображения, фантазии, содействовать формированию коммуникативной и интеллектуальной культуры детей.

Образовательные задачи:

- Уточнить представление детей о космосе, планетах и космических объектах;

- Упражнять в обратном счёте от десяти до 1.

Развивающие задачи:

- Развитие фантазии, воображения;

- Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия;

- Развитие мелкой моторики рук.

- Развитие мышления, восприятия, памяти;

     - Расширение словарного запаса детей.

Воспитательные задачи:

- Воспитание чувства гордости за великие достижения своей страны, самостоятельности, активности, инициативности; умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

- Беседы на тему "Земля - наш дом", "Солнечная система", "О космонавтах".

- Чтение художественной литературы о космосе, космонавтах.

- Рассматривание и чтение энциклопедий о солнечной системе, космических объектах.

- Слушание космической музыки.

- Разучивание игр, речевого материала.

- Разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы,

чтение отрывков из книг В. Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».

Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.

Оборудование: проектор, мультимедиа презентация, экран, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», игра «Созвездия», воздушный шарик, мяч, раздаточный материал (счетные палочки), видеоролик про космос.

Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.

Ход занятия

Воспитатель: Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос? С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей). (Слайд 1) Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. 

12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту. (Слайд 2)

Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, кого отправляли в космос наши ученые? (ответы детей) Совершенно верно. В космос летали обезьяны, кошки, черепахи, перепёлки, разные грызуны, лягушки, тритоны, улитки, рыбы, гекконы и даже тараканы. (Слайд 3).  А в августе 1960 года ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. (Слайд 4).  Они благополучно вернулись на землю.

Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос? (ответы детей). Совершенно верно, это был Юрий Алексеевич Гагарин (Слайд 5).

Он первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут, это меньше двух часов, и успешно совершил посадку. Полёт Юрия Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!». Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!» (Слайд 6)

Ребята, а что такое Космос? (Необъятный мир, который находится за пределами Земли). Да, действительно, Космосу нет конца, он никогда не заканчивается. А знаете ли вы, что Космос еще называют другим словом – Вселенная. Нас окружает Вселенная. (Слайд 7)

В необъятных просторах Вселенной вращается и наша Земля. Она – одна из планет Солнечной системы. А что такое Солнечная система? (Слайд 8) Солнечная система – это объединение планет и их спутников, и еще множество астероидов и комет, вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего восемь, все они разные. Планеты и солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи – Солнце! Среди планет есть большие и маленькие. Одни из планет находятся ближе к солнцу, другие – дальше от него. Каждая планета движется по своей собственной орбите. А что такое орбита? (ответы детей) (Слайд 9) Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой не покидает пределы Солнечной системы.

(Слайды 10-17) Ребята, давайте вспомним, какие планеты есть в нашей солнечной системе. (дети называют планеты по порядку, и они появляются на экране)

На земле жил звездочет, он планетам вел подсчет.

По порядку все планетыназовет любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть -Сатурн,

Семь - Уран,

За ним -Нептун.

Он восьмым идет по счету.

С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. (Слайд 18) Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия (Слайд 19). В древности люди тоже любили наблюдать за звездами, и они соединили группы или, можно сказать по-другому, семейки звёзд в созвездия. У меня есть одно испытание для вас, это игра «Семейка слов», нужно подобрать слова, в которых спряталось слово «звезда».

- Как можно ласково назвать звезду? (звездочка)

- Если на небе много звезд, то мы скажем какое оно? (звездное)

- Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

- Как называется группа звёзд на небе? (созвездие)

Молодцы! А какие созвездия вы знаете? (ответы детей)

А сейчас я вам предлагаю поиграть. Вам необходимо собрать созвездие из частей и назвать его.

Игра «Созвездия из частей» (Слайд 20)

Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем (Слайд 21). Он создал то, на чем можно отправиться в космос. Скажите, на чем можно отправиться в космос? (на ракете). (Слайд 22) Как еще называется ракета? (космический корабль, звездолет).

А как вы думаете каким образом ракета может так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.

(Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом, разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).

Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ребята, как называется место, откуда ракета стартует, отправляется в космос? (космодром). (Слайд 23)

А как называют человека, который летает в космос? (космонавт) А все ли могут быть космонавтами? Почему? Космонавт должен обладать определёнными качествами. И мы сейчас с вами поиграем в игру «Скажи наоборот» (с мячом). Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите, обозначающее противоположное качество. (Слайд 24)

Речевая игра «Скажи наоборот»

Ленивый – трудолюбивый

Злой – добрый

Слабый – сильный

Медлительный – быстрый

Неряшливый – аккуратный

Грустный – веселый

Нервный – спокойный

Старый – молодой

Трусливый – смелый

Неуклюжий – ловкий

Глупый - умный

Больной – здоровый

Ещё космонавт должен быть выносливым и для это он постоянно тренируется. Давайте и мы свами начнём тренировку. Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку. (Слайд 25)

Физминутка 

Мы в ракету сели смело,  (сели на корточки)
Шлем на голову надели. 
(сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим! 
(встали, тянемся вверх)
В невесомости парим. 
(руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете. 
(вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете. 
(машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп. 
(сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него) 
Надавили кнопку стоп. 
(хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету! 
(повернуться в другую сторону)
И продолжили полет. 
 (руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет! 
(помахали руками).

А что космонавты обязательно одевают? (скафандр – это космический костюм). (Слайд 26)

Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)

Воспитатель: В скафандре есть большой запас воздуха, он обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того, в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля. (Слайд 27) 

А еще космонавт должен быть умным и находчивым. Сейчас я вам загадаю космические загадки, посмотрим, сможете ли вы их отгадать.

1. Он вокруг Земли плывет

И сигналы подает.

Это вечный путник

Под названием. (спутник) (Слайд 28)

2. Когда ты в космосе мой друг,

Творятся чудеса вокруг.

Паришь ты - вот так новость,

Ведь это… (невесомость) (Слайд 29)

3. Бродит одиноко огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает… (солнце) (Слайд 30)

4. Спутница Земли, планета.

Круглолика и бледна.

Ярко светит нежным светом

С неба тёмного. (луна) (Слайд 31)

7. Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический… (Метеорит) (Слайд 32)

8. В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его - полоска света,

А зовут объект… (Комета) (Слайд 33)

9. Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… 
(космонавт) (Слайд 34)

10. С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… 
(ракета) (Слайд 35)

11. Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети? , ... 
(луноход) (Слайд 36)


Воспитатель: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос? (ответы детей).При помощи телескопа. (Слайд 37) Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей). Да, можно изучать созвездия, кометы, луну, планеты. А сейчас мы настроим свои телескопы и увидим, что лишнее оказалось в космосе.

Игра «Найди лишнее» (Слайд №38-40)

(На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.)

На первом слайде представлены:

  • планета,
  • ракета, 
  • спутник, 
  • шкаф. 

На 2-м слайде -

  • космонавт,
  • луна,
  • комета,
  • подушка.

На 3-м слайде -

  • шлем танкиста,
  • шлем космонавта,
  • луноход,
  • метеорит

Вот мы уже готовы отправиться в космос, но у нас нет самого главного, ракеты. Давайте с вами её построим и для этого нам понадобятся палочки. На экране схема и по ней вы выкладываете свою ракету. (Слайд 41) Давайте проверим у всех получились ракеты правильно. Молодцы! Пора нам отправляться в космические дали. (демонстрируется видеоролик про космос)

Итог занятия.

Ребята, вам понравилось наше путешествие в космический мир?

Обязательно расскажите мамам и папам о том, что интересное вы узнали сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный праздник для детей старшей группы "Путешествие в сказку".

Физкультурный праздник для детей старшей группы по сюжетам знакомых сказок. Роли сказочных героев исполняют воспитанники подготовительной группы....

Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие по городу на ковре – самолете».

Занятие разработано с целью закрепить знания детей об общественно-значимых местах родного города, расширить представления детей о родном городе, его достопримечательностях; сделать вклад в воспи...

Конспект занятия по кружковой работе для детей старшей группы "Путешествие на остров "Театр"

Конспект занятия по кружковой работедля детей старшей группыТема: « Путешествие на остров «Театр»...

Досуг для детей старшего возраста "Путешествие по Москве"

Тип занятия - обогощение и закрепление знаний детей о городе Москве;                         - воспитание патриотических качеств детей....

Конспект занятия-путешествия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы «Путешествие в страну добрых слов»

Выбор темы диктуется многими и самыми разнообразными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием, наличием наглядного материала. Но выбор этот безграничен. Важно – уловить...

Игра-путешествие в мир профессий для детей старшей группы «Путешествие в мир профессий»

Расширять знания детей о профессиях взрослых. Формировать представление детей о значимости труда взрослых. Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к труду взрослых, стремлен...