Доклад на тему " Организация и проведение работы по экпериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста".
материал по окружающему миру (старшая группа)

Григорьева Ольга Сергеевна

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?», более полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.

Во время экспериментирования идет обобщение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. При этом, детям дается  возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение самостоятельно делать выводы. Для  более качественной работы при организации экспериментальной деятельности применяются различные методы и приемы:

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой  природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_eksp_issl_deyat.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение  работы  по экспериментально - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель Григорьева О.С.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?», более полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.

Во время экспериментирования идет обобщение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Экспериментирование способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. При этом, детям дается  возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение самостоятельно делать выводы. Для  более качественной работы при организации экспериментальной деятельности применяются различные методы и приемы:

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой  природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

После проведения экспериментов, у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое.         В нашей группе,  экспериментирование используется в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия. В группе создана необходимая для проведения исследований развивающая среда – исследовательская лаборатория, оснащенная специальным оборудованием, разнообразными материалами.

Оборудование для исследовательской деятельности

1. Прозрачные и непрозрачные емкости.

2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши разного размера.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

7.  Пластиковые контейнеры.

8. Рулетка, линейка.

9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, 

термометр.

10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

11. Цветные прозрачные стеклышки.

12. Лупы, зеркала, магниты.

13. Лопатки, грабли, лейки.

14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

Работа в лаборатории находит отражение в творческой деятельности детей. Для создания новых «творческих продуктов» исследуются разные материалы.

Материал, подлежащий исследованию:

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.

2. Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).

3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.

5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Для создания безопасных условий при организации экспериментально – исследовательской деятельности, детей и их родителей необходимо познакомить с правилами безопасности жизнедеятельности.

Правила безопасности жизнедеятельности детей

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

3. Грязными руками не трогать глаза.

4. Не брать руки в рот.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Последовательность детского экспериментирования:

- проблемная ситуация;

- целеполагание;

- выдвижение гипотез;

- проверка предположения;

- если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось);

- если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Как я это делаю?

2.Почему я это делаю именно так, а не иначе?

3.Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Структура занятия – экспериментирования:

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2.Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

3.Уточнение плана исследования.

4.Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

5.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

6.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Опыты, эксперименты часто напоминают фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

 Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием  с детьми проводятся различные опыты: с воздухом, песком, глиной, водой, с деревом, с магнитом, с электричеством.

Обычно на вопрос, как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить, поэтому задача воспитателя – расширить представления детей о свойствах воздуха: он не видим, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Для поиска ответов на эти вопросы  проводится ряд опытов с воздухом:

Опыт №1 «Узнай по запаху»

Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (духов, ванилина, лука, чеснока). Затем расспросить у ребят, что они чувствовали, когда им давали понюхать тот или иной продукт?

Опыт №2        «Имеет ли свой запах воздух?  ».

Воспитатель говорит: «Посмотрите, сегодня у нас в группе много воздушных шаров. Как вы думаете, что внутри этих шаров? А в не надутых шарах есть воздух? Какой шарик тяжелее - надутый или не надутый? Как проверить? Давайте,  ребята, взвесим шары. Чем мы будем взвешивать?». Предложить детям взвешивать на чашечных весах, а затем провести с ними беседу, о проведенном опыте.

Опыт № 3 «Воздух работает»

Из этого опыта дети узнают о том, что воздух может двигать предметы (парусные судна, воздушные шары и.т.д.). Воспитатель запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям подуть на нее. При этом, дети расспрашивают взрослого, что же можно придумать для того, чтобы лодочка двигалась быстрее? Ребятам предоставляется возможность прикрепить к лодочке парус, чтобы «заставить» лодочку плыть быстрее.

Чтобы еще более наглядно показать, какие предметы двигаются быстрее с помощью воздуха, взрослый, вместе с детьми надувает воздушные шары, затем ребята выпускают их, и наблюдают за движением воздушных шаров. Этот опыт приводит воспитанников в восторг. Еще бы! Летающие шары!

Опыт № 4 «Почувствуй воздух»

        С воспитанниками  проводится игровое упражнение: «Почувствуй воздух». Дети машут листом бумаги возле своего лица. Воспитатель при этом задает вопрос: «Что же они чувствуют?» Ребята определяют, что воздух они не видят, но он окружает нас вокруг.

        Опыт №5 «Нужен ли корешкам воздух?»

        Дети вместе с воспитателем выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают и определяют, что в одном горшке почва плотная, а в другом – рыхлая. При этом задают вопрос: «Почему же плотная почва, хуже чем рыхлая?» Уточняют, нужен ли воздух корешкам? Для этого, три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость ребята с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую емкость с фасолью оставляют без изменения, в третью - на поверхность воды, дети наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. В течение последующих дней ребята наблюдают за изменением проростков во всех трех емкостях. После проведения этого опыта, воспитанники, с помощью воспитателя, делают выводы о необходимости воздуха для корешков.  Затем зарисовывают полученные результаты.

Из выше перечисленных опытов, дети узнали, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не видимый и нужен он для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Также с детьми идет знакомство  с песком и глиной, и  их свойствами.

Опыт № 6 «Песочная страна»

        Воспитанники с помощью лупы и микроскопа рассматривают песок:    какого он цвета, пробуют на ощупь, определяют, как выглядят песчинки? Затем пробуют слепить фигурки из мокрого и сухого песка. Воспитатель на плотной бумаге предлагает ребятам с помощью клеевого карандаша что- либо нарисовать, а потом на клей насыпать песок. После этого все вместе рассматривают детские рисунки, определяют, какой из рисунков самый красивый.

        А вот из глины дети пробуют лепить поделки, сразу  определяя, что глину нужно размочить в воде, иначе с нее невозможно будет изготавливать поделки.

        Опыт № 7«Песок и глина»

         Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной и рассмотреть. Ребята выясняют, что лучше будет пересыпаться - песок или глина? Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит с песком? Таким же образом, выкладывают кусок глины и определяют, одинаковые ли получились горки?  Детям становится интересно: почему горки получаются разные? С помощью воспитателя определяют, что частички песка все одинаковые, а глины - разной формы и размера. При помощи сита, просеивают песок и глину и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему?  Взрослый предлагает ребятам рассмотреть песочные часы. Дети при этом определяют: «Можно ли изготовить глиняные часы?».

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями.

 На примере воды, идет знакомство детей со свойствами жидкости.

Ребятам рассказывается и показывается, где в природе есть вода,  и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды. Кому она нужна для жизни; где в природе есть вода; как человек использует воду; как вода работает на человека?  И  проводятся следующие опыты:

Опыт № 8«Тонет, не тонет»  

Воспитатель, дает детям представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Перед ребятами разложены многие предметы. Дети сразу же начинают интересоваться: все ли  эти предметы плавают?  И отгадывают: какие из них могут утонуть?  Педагог помогает воспитанникам сравнить плавучесть различных предметов. Затем с ребятами проводиться игра – забава: «Рыбалка», в которой  детям по очереди  нужно достать из воды предметы игрушечной  удочкой.

Опыт № 9 « Подводная лодка из яйца»

Ребятам предоставляется возможность определить, в какой воде будет плавать яйцо, в пресной или соленой? Дети насыпают в стакан с водой  соль и опускают в соленую воду яйцо, потом в стакан с пресной водой также опускают яйцо и наблюдают. Что же происходит?  Восторг у детей вызывает яйцо, которое плавает в соленой воде. Сразу же после опыта  задаются детьми вопросы: «Почему же соленая вода так хорошо держит яйцо на поверхности?» Взрослый объясняет, что в соленой воде легче плавать, потому что предмет  поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

 Опыт № 10 «Цветы лотоса»

Дети на примере взрослого изготавливают цветок из  бумаги,  лепестки, закручивая  к центру.  Опускают  в воду бумажный цветок, для того, чтобы понаблюдать, как будет он  вести себя  в воде. Ребята смотрят с интересом, как в воде, начинают распускаются лепестки: (бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются ). После проведения этого опыта, дети с удовольствием вырезают цветы из бумаги, и самостоятельно опускают их в воду, чтобы наблюдать за ними.

Опыт № 11 «Подводная лодка из винограда»

Этот «вкусный» опыт, очень нравится детям, потому что после него воспитатель угощает всех ребят  сладким виноградом. Для проведения опыта взрослый наливает в стаканы воспитанникам газированную воду, а затем  бросает каждому в стакан виноградинку, чтобы понаблюдать, что с ней будет происходить. Виноградинка опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и она всплывает, (пока вода не «выдохнется», виноград будет тонуть и всплывать). Дети, проводя такой опыт, испытывают восторг от увиденного.

Опыт № 12 « Можно ли склеить бумагу водой?»

В этом опыте ребята смачивают листы бумаги водой, слегка прижимают, лишняя вода при этом выдавливается. Затем, начинают двигать листы один  в одну сторону, другой в другую сторону. Бумага слипается между собой, потому что обладает склеивающим действием. Дети при этом шутят: «что будут теперь обходиться без клея, потому что есть вода».

Опыт № 13 «Действия с соломинкой»

В гости к детям приходит «Капелька» и приносит кроссворд. Она предлагает ребятам его разгадать, чтобы по ответу узнать, о чем она расскажет. В первой клеточке живет буква, которая  спряталась в слове «совок» и стоит на третьем месте. Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром», также на  третьем месте. В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога». И в четвертой клеточке буква, которая стоит на втором месте, в слове «мама». Дети читают в кроссворде  слово «вода». «Капелька» предлагает ребятам узнать, можно ли с помощью соломинки для коктейля, перелить воду из одного сосуда  в другой.

Опыт №14 «Окрашивание воды».

Взрослый, предлагает воспитанникам, окрасить воду самостоятельно сразу в стаканчиках с теплой и холодной водой . Затем потрогать оба стаканчика; догадаться, почему один теплый, а другой – холодный; потрогать воду рукой, понюхать. Перед детьми ставиться задача: - в каком стаканчике краска быстрее раствориться . Для этого, предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик. Ребята выполняют задание, рассказывают, что получилось.

Опыт № 15 «Чудесные спички»

Сначала воспитатель проводит с детьми беседу о дереве  и его свойствах.  Затем совместно проводят опыт. Ребята на примере воспитателя надламывают  спички, и посередине капают несколько капель воды на сгиб спичек. Постепенно, спички начинают расправляться: волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться .

Также познавательный интерес детей развивается в процессе экспериментирования с магнитами.

Опыт № 16 «Притягиваются - не притягиваются»

Дети рассматривают все предметы, перед ними лежащие; определяют , из какого они  материала. Высказывают предположения: «Что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит?» Взрослый предлагает воспитанникам, отобрать все названные предметы, которые не притянуться к магниту, и назвать материал.

Опыт № 17«Два магнита»

Воспитательница ставит перед ребятами задачу: - «определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу». Дети проверяют, поднося один магнит к другому. Магниты притягиваются. Вместе со взрослым выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной . Магниты оттолкнуться.  

Очень интересно было ребятам проводить вместе с воспитателем опыты про статическое электричество.

Опыт № 18«Воздушный шарик»

Дети обращают внимание на «прилипший» к стене воздушный шар. Осторожно начинают тянуть его за нить вниз, шарик по- прежнему прилипает к стене. Затем, ребята дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется с шариком: он падает, отлипая от стены. Взрослый предлагает детям сделать шарик «волшебным». Предположения ребята проверяют действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду, и тут же к шарику, начинают прилипать кусочки ткани; волосы; одежда. «Волшебный» шарик приводит детей в восторг.

Формирование исследовательского интереса к окружающему, невозможно без  воспитания правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами. Это может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Для этого в группе разработан и реализован совместный с родителями проект «Я и природа». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Роль проектного метода в развитии познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Секция 4: «Использование инновационных технологий и вариативных форм (ТРИЗ, ГПО, интеграция воспитательно – образовательного процесса, ИКТ) – основа личностно – ориентированног...

Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения

  Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...

Доклад на тему : Детский сад и семья в вопросах трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный доклад представлен в рамках проекта " Секреты бабушки Ирины", представлен на конкурсе ВИРО "Пчелка".  В докладе говорится о взаимодействии с родителями в трудовом воспи...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете ДОУ Тема "Роль и место LEGO-конструирования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В каждом ребёнке от природы заложена жажда изобретать и исследовать что-то новое. Для реализации этих потребностей как нельзя лучше подходит LEGO-конструирование, являющееся оптимальным средством позн...

Доклад на тему: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего нача...

Доклад на тему: «Использование мотивационного материала для формирования полезных привычек у детей старшего дошкольного возраста»

Привычки – это поведение, склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.Зачем нужны полезные привычки?Лучшим методом формирования и закрепления полезных привычек является лич...