Доклад на тему: «Роль проектного метода в развитии познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста».
проект (подготовительная группа) на тему

Лукашова Олеся Валерьевна

Секция 4: «Использование инновационных технологий и вариативных форм (ТРИЗ, ГПО, интеграция воспитательно – образовательного процесса, ИКТ) – основа личностно – ориентированного подхода к детям дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_lukashova_o.v.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому  направлению

развития детей»

Доклад на тему: «Роль проектного метода в развитии познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Секция 4: «Использование инновационных технологий и вариативных форм (ТРИЗ, ГПО, интеграция воспитательно – образовательного процесса, ИКТ) – основа личностно – ориентированного подхода к детям дошкольного возраста»

Выполнила: Лукашова Олеся Валерьевна,

воспитатель МБДОУ №22 «Журавушка»

                                           

г. Шарыпово, 2015 г.

1. Введение.

Актуальность.  В настоящее время мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Все эти технологии дают нам новые возможности. Чтобы наши воспитанники были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Об этом нам указывают документы, такие как «Профессиональный стандарт» и «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

2. Основная часть.

2.1. Роль проектного метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. Проектный метод имеет давнюю историю. Еще в Римской академии искусств создавались работы, которые назывались ргоgetti, то есть проекты. Основоположник  метода проектов - американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». У.Х. Кильпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой  ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов.  «Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Л.А. Венгера. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении. На современном этапе разработкой проектов занимаются Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.В. Зуйкова, которые представили теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в детском саду. Актуальность метода обосновывается авторами высокой познавательной активностью детей, которой не достает самостоятельности. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Метод проекта в дошкольном образовании, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Позволяет сделать образовательную систему дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.  Проектная деятельность является также средством самовыражения и самореализации  ребенка.

2.2. Использование проектного метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В нашем дошкольном учреждении широко используется проектный метод в работе с детьми.  Я считаю, что данный метод как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Из практики, мы все знаем, что дети, утром приходя в детский сад, приносят разнообразные предметы, игрушки. И однажды необычным предметом для детей стали старинные карманные часы, которые принес Артем. Детей очень заинтересовали эти часы, и они начали задавать вопросы: - «Какие это часы?», «Откуда взялись часы?», «Какие часы бывают?», «Как они устроены?». В совместной беседе мы поняли, что очень мало знаем о часах. После нашей беседы в группе дети стали приносить из дома разнообразные виды часов: настенные,  карманные, песочные, электронные, механические, настольные, наручные, напольные. Так же мы воспользовались интернет-ресурсами для нахождения информации на тему «Знакомство с историей возникновения часов».

Детей заинтересовала данная тема, и мы решили совместно с детьми старшей группы реализовать проект «Что мы знаем о часах». Определили  для себя цели и задачи.

Цель: Формирование представлений у детей о разнообразных видах часов, их устройстве и предназначении.

Задачи:

-  формировать самостоятельную познавательную деятельность у детей;

- формировать у детей элементарные представления о времени и часах;

- познакомить детей с определением времени по часам;

- формировать у детей представления о мини – музее;

-  развивать у детей познавательные способности;

- развивать у детей память, внимание, аналитические способности: умение анализировать, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

- развивать у детей интерес  к истории возникновения часов;

- вовлечь детей и взрослых в  проектную деятельность;

-  способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у детей;

- воспитывать у детей умение работать коллективно.

Предполагаемый результат: 

- У детей сформированы представления о времени и часах;

- Дети узнают об истории возникновения часов, их разнообразии и предназначении;

-  Дети совместно с родителями и педагогами создадут мини – музей в группе.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: февраль – март 2015 г.

      На подготовительном этапе проекта я изучила научную и методическую литературу по теме: «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса,  «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» М.А. Захаровой и М.Е. Костиной, изучила опыт работы Е.А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ» и др.; подобрала видео-ролики, картинки, дидактические игры и упражнения, направленные на умение определять время по часам (песочные, механические, электронные); презентации  на тему «Часы».

На основном этапе реализации проекта использовали различные приемы и методы по расширению знаний дошкольников о часах. Дети начали вспоминать, где в повседневной жизни они «встречались» с часами, в каких сказках и рассказах рассказывается о времени? Совместно с детьми и их родителями  подобрали художественную литературу по данной теме - сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения; подбор различных видов часов для создания мини-музея. 

Рассматривая разнообразные часы, иллюстрации, картинки, у детей возник интерес создать макеты часов своими руками. Через организацию практической деятельности с детьми сделали из слоеного теста - Солнечные, из газетных трубочек - Настенные,  Водяные часы. Организовали выставку детских рисунков и работ  «Тик- так часики».

На заключительном этапе дети уже знали о многообразии и значении часов в жизни человека, об истории возникновения часов и их видах. Получили представления об измерительном приборе времени - часа. Так же результатом проектной деятельности стало проведение открытого занятия на ДОУ по теме «В мире часов», создание в группе мини – музей «Часы»,  чтобы более подробно раскрыть данную тему, дать им максимум знаний и закрепить наглядным показом.

Параллельно проводилась работа с родителями. В индивидуальных беседах рассказывала о целях  и задачах реализуемого проекта; о роли родителей в подготовке и реализации проекта, оказании помощи детям в подборе картинок, иллюстраций, художественной литературы и т.д.  Для мотивации родителей на участие в проекте использовала такие формы работы, как индивидуальные беседы, индивидуальные и групповые консультации. Старалась убедить их в необходимости помощи, серьезного отношения к исследованиям детей. Проводила работу с родителями, с целью привлечения к сбору экспонатов для коллекции часов в мини - музей. Объясняла родителям, что музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Развивающая предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Даже в стесненных условиях можно найти место для организации мини-музея. Наш мини – музей имеет вертикальное расположение экспонатов на стене (на полочках). Этот вариант предоставляет возможность пополнять материалом мини-музей постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для своих сюжетных и творческих игр.

Реализация проекта проходила через все виды деятельности детей:

Деятельность

Виды детской деятельности

1

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Ходят стрелочки по кругу», «Собери часы», «Какие часы», «Сравни часы»

2

Познавательная деятельность

Просмотр презентаций, видео-роликов, иллюстраций, картинок.  

3

Чтение художественной литературы

Чтение сказок: «Двенадцать месяцев», «Сказка о потерянном времени», «Золушка», стихотворений, проговаривание пословиц, поговорок, отгадывание загадок по теме проекта.

4

Продуктивная деятельность

Выставка детских рисунков « Тик – так часики».

Лепка солнечных часов из теста.

Конструирование настенных часов из трубочек и часов на Спасской башне.

Создание водяных часов.

5

Двигательная деятельность

Физкультминутки:

«Часики»,  «А часы идут, идут»,  «Стрелочки»

6

Познавательно  - исследовательская деятельность

Беседы на темы: «Как устроены часы?»,  «Почему часы идут?», «Какие часы бывают?».

Проведение опытов с водяными часами.

7

Работа с родителями

- Сбор экспонатов для создания мини – музея.

- Заучивание поговорок, пословиц, стихотворений о часах.

8

Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей.

- Создание мини-музея часов.

- Проведение открытого мероприятия на тему «В мире часов»

Таким образом, проделанная работа по реализации проекта «Что мы знаем о часах» и создание мини – музея «Часы»  способствовала успешному результату развития познавательных способностей детей, расширению кругозора:

- дети узнали об истории возникновения часов, их разнообразии и предназначении;

- совместно с родителями и воспитателями создан мини – музей в группе;

- у детей сформировались элементарные представления о времени и часах, представление о мини – музеях;

-  в группе пополнена предметно-развивающая среда;

- дети получили чувство удовлетворения от совместной деятельности.

Обобщив педагогический опыт по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста представила его на  методическом объединении. Также выставила проект в сети Интернет на всероссийский конкурс для детей и педагогов - «Рассударики» (Диплом победителя за третье место в номинации: «Педагогические проекты», 2015 год. Номер диплома: RASS – 79893. http://rassudariki.ru/, а так же  публикация на сайте Педагогического Совета материала –педагогический проект: «Что мы знаем о часах?»). 

3. Заключительная часть.

Вывод: таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать познавательные способности и коммуникативные навыки, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе.

Практическая значимость: Данный материал  может представлять интерес  для педагогов дошкольных учреждений и использоваться в практической работе по развитию познавательных способностей с детьми старшего дошкольного возраста, при организации проектной деятельности.

4. Список используемой литературы.

1. Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», 2014 г.

2. М.А. Захаровой и М.Е. Костиной «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети».

3. В.Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников»,  2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем"

Методическое  пособие "Развитие познавательных способностей  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем" предназначено для воспитателе...

Опыт работы "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей"

Опыт работы расскрывает теоретические и практические этапы работы по развитию познавательных способностей у дошкольников через ознакомление с историей создания вещей....

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

консультация была проведена с целью расширить знания педагогов о познавательных способностях детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности...