Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию "Профессия хлебороб"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Артемьева Ольга Анатольевна

конструкт

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

 

Возрастная группа: старшая

Вид НОД: Познавательно - исследовательская деятельность путешествие по «Реке времени».

Образовательная область Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Тема:  Профессия хлебороб

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная

 Планируемый результат:

 

Дети умеют  осуществлять компоненты деятельности: цель, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов.

Дети умеют анализировать, сравнивать, классифицировать в процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности

Дети проявляют  доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

Дети проявляют уважение к историческому прошлому своего народа, к хлебу, труду хлебороба.

У детей сформированы представления о  временных отношениях на примере профессии хлебороб.

 Дети умеют  анализировать смысловое содержание слова в новых условиях

 

 Цель: развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую, игровую деятельность при ознакомлении детей с профессией хлебороб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_hleborob.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

КОНСТРУКТ

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

 

Возрастная группа: старшая

Вид НОД: Познавательно - исследовательская деятельность путешествие по «Реке времени».

Образовательная область Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Тема:  Профессия хлебороб

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная

 Планируемый результат: 

Дети умеют  осуществлять компоненты деятельности: цель, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов.

Дети умеют анализировать, сравнивать, классифицировать в процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности

Дети проявляют  доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

Дети проявляют уважение к историческому прошлому своего народа, к хлебу, труду хлебороба.

У детей сформированы представления о  временных отношениях на примере профессии хлебороб.

 Дети умеют  анализировать смысловое содержание слова в новых условиях

 Цель: развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую, игровую деятельность при ознакомлении детей с профессией хлебороб.

Задачи деятельности:

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,
  2. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.
  3. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлебороба.

Развивающие

  1. Развивать умение осуществлять компоненты деятельности: цель, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов.
  2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация в процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности.
  3. Развивать познавательные интересы.
  4. Развивать свойства непроизвольного внимания (объем, переключение, распределение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями

Обучающие

  1. Формировать  у детей представление о  временных отношениях на примере профессии хлебороб.
  2. Закреплять умение  анализировать смысловое содержание слова в новых условиях

 Учебно-методический комплект:  

- Технология «река времени» Н.А.Коротковой, Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

 - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155

  

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активнее в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания и обучения:

Принцип воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношения со сверстниками и педагогами; создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип свободы и самостоятельности, принцип активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип индивидуальности.

Методы воспитания: поощрение, мотивация к деятельности, создание положительного фона, атмосферы эмоционального подъема.

Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, вопросы проблемного характера

 Оборудование: 

  • Карта-панно «Река времени» с иллюстрациями исторических этапов человеческой истории («древность – старина – наше время).
  • Презентация «Выращивание хлеба»
  • Небольшие картинки для размещения на панно «Река времени».
  • Зерна пшеницы, хлебобулочные изделия, мельница, ступка.
  • Музыкальное сопровождение для перехода из одного времени в другое.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Обсуждение реального события

Задача: вовлечь детей в познавательно-исследовательскую деятельность

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на хлебобулочные изделия.

-Ребята, нам повара с кухни передали угощение, хотите посмотреть что это?

- Что это?

-А вы знаете откуда берётся хлеб?

Он не падает к нам с неба

Появляется не вдруг

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

Ведет диалог с детьми.

Мотивирует  детей к высказыванию.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Комментирует высказывания.

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети присоединяются  и вступают в диалог с воспитателем.

 

Организация  и настрой детей на познавательную деятельность

II. Постановка целей  исследования

 Задача: 

- развивать активную речь детей;

- формировать умение вести диалог с воспитателем

 -Ребята, а как вы думаете, люди сразу научились печь такие вкусные изделия?

Прежде чем люди научились печь такие вкусные изделия, прошло очень-очень много лет.

-А вы хотите узнать, как люди научились печь хлеб?

-  Где люди берут  муку? И как называется профессия человека, который занимается выращиванием хлеба?

  Предлагаю  отправиться в путешествие по «реке времени» в прошлое, чтобы узнать,  каким хлеб был раньше.  Кто хочет отправиться вместе со мной?

-На каком транспортном средстве мы отправимся в путешествие?

Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение.

Вовлекает детей в совместное планирование.  

Озвучивают знание и жизненный  опыт.  

Проявление интереса и готовности к  предстоящей  деятельности.

  Формулирование цели деятельности.

III. Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного материала,

работа со слайдами Задача:

- формировать представления об истории появления профессии хлебороб;

- развивать зрительную память, наглядно-образное мышление, анализировать, сравнивать свойства хлеба, процесс его изготовления, умение делать логические выводы

Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит вперёд и никогда не возвращается, так же как и время. Чтобы нам не заблудиться во времени, давайте обозначим наши остановки. И поможет нам в этом «река времени». Она течёт из давних времён в наше время.

ПОКАЗ СЛАЙДА о древних людях.

Посмотрите, вот первая остановка «Древность»

 

 В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, в результате чего они обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод.
Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. Люди заметили, что эти семена очень хорошо взрастают, особенно на подготовленной и взрыхленной, предварительно политой почве. При этом, они увидели, что выросшие семена увеличиваются в количестве, в итоге возможно получить внушительный урожай
.

Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, включая зерновые в ежедневный рацион. В результате такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба. Мысль запекать хлеб на огне пришла людям благодаря случаю. По время приготовления каши, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень привлекла людей своим поджаристым вкусом и запахом. Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек. Получались подгорелые, немного жестковатые куски, которые источали приятный аромат и имели насыщенный вкус. Таким образом,  появилось хлебопечение. 

-Посмотрите каким был первый хлеб.

 СЛАЙД

-Как вы думаете такой хлеб был вкусным?

3.1Эксперимент

-Ребята, давайте рассмотрим зёрна пшеницы.

 Потрогайте их, какие они? (твёрдые)

Дети рассматривают зёрнышки, трогают их.

2.Воспитатель предлагает детям для рассматривания  муку.

-Посмотрите,  смолотые зерна превратились в муку. Потрогайте муку, какая она? (Мягкая, воздушная).

Воспитатель предлагает детям попробовать протереть  зерна с помощью деревянной ступки и толкушки.

-Как вы думаете легко ли получить муку таким способом?

-Скажите, получилась ли у нас мука такая же мягкая , воздушная?

-И будет ли из такой муки хлеб вкусным?

      -Ну что, хотите узнать, что же было потом?

Наше путешествие по реке времени продолжается.

И наша следующая остановка» Старина»

   Раньше на Руси хлебороба называли хлебопашцем. “Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец”. Запряжёт крестьянин в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли.

 Потом вручную засеет её зернами ржи или пшеницы. Когда хлеб поспеет, скосит его косой или срежет серпами.

Сжатый хлеб обмолотят цепами. Провеют зерно на ветру, смелют на мельнице, а из муки испекут хлеб.

-Как вы думаете, тяжёлая работа была у хлебороба в старину?

3.2 Физ.пауза

В землю зёрнышко попало-2р (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал и росточек прорастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

3.3Эксперимент

-Потом люди придумали мельницу для облегчения труда. Давайте посмотрим, как получить муку с помощью мельницы

-Вот наша следующая остановка. Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю. Потом землю боронят, чтобы не было комочков.

 Затем в поле выходят тракторы с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны. Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба. На каждом стебельке появится колосок, наполненный зернами. Вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны. После этого зерно везут на элеватор. Элеватор - это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку. С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.

-Как вы думаете в наше время облегчился труд хлебороба? Что помогает хлеборобу выращивать хлеб? (тракторы, комбайны, )

Игровая ситуация

-Ребята во время нашего путешествия мы попали в сказочную страну. Назовите сказку в которой были изделия из теста.

.

Использует наглядные и информационные средства.

Актуализирует цель деятельности.

Делится информацией.

Даёт детям сделать вывод

Поддерживает познавательный интерес

 

Рассуждают о том, что видят на  картинках, аргументируют свои высказывания.  

 Делятся впечатлениями,

 задают вопросы друг другу и воспитателю, договариваются друг с другом,

 принимают совместное решение.

Проявление интереса к истории возникновения хлеба

 Умение делать логические выводы; запоминают

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Задача: 

- воспитывать у детей умение работать в группе;

 -Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация

.

 Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.

- Интересно, а как заполните вы «реку времени»?

У меня здесь очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени».

Объединитесь в пары, договоритесь между собой, чтобы распределить картинки в древность, старину и современность.

Дети выбирают картинки, обсуждают выбор

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие,

последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания.

  Дети раскладывают предметы на реку времени.

 Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей.

 Дети анализируют, сравнивают, классифицируют

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

 Задача: формировать  активность в процессе деятельности, сопоставление результатов.

Какая лента времени у нас получилась!

-Так какой мы можем сделать вывод? В какое время труд хлебороба был самым тяжёлым?

Вам понравилось сегодня путешествовать? Наконец-то мы узнали как выращивают хлеб и кто этим занимается.

 

 Привлекает детей к подведению итогов.

Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали.

Умение делать выводы;

 Имеют  представления о временных отношениях на примере профессии хлебороб.

.

VI Таблица вывешивается на стене группового помещении

 Задача: подвести итог совместной деятельности

Что  для вас  было самым интересным?

 

 Кому бы вы хотели показать ленту времени?

Привлекает детей к рассматриванию ленты времени,к самоанализу ,предлагает место , где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение работу.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства

Умение оценивать  результат своей деятельности. Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом

Дополнение таблицы детьми  в свободной деятельности

Задача: стимулировать детей к самостоятельной деятельности в режимных моментах

-Давайте пофантазируем какие машины появятся в будущем, чтобы выращивать хлеб.

Дополняют «реку времени» своими работами

Выполняют задания в соответствие с приобретённым опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "История возникновения куклы"

Конспект занятия в старшей группе "История возникновения куклы" с использованием технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по Реке Времени"...

конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"

конструкт организации непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"...

КОНСТРУКТ организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «История жилища наших предков».

Возрастная группа: старшая.Технология: «Путешествие по реке времени».Форма организации: подгрупповая....

Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Конструкторганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Конструкт организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет

Формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте посредством широкого применения символов гласных звуков...

Конструкт организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет (Звуки АУИО)

Формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте посредством широкого применения символов гласных звуков....

Конструкт организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) Тема: «Путешествие во Францию»

Конструкт организации совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьмис детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)Тема: «Путешествие во Францию»...