Главные вкладки

    КОНСТРУКТ организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «История жилища наших предков».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Черноусова Марина Владимировна

    Возрастная группа: старшая.

    Технология: «Путешествие по реке времени».

    Форма организации: подгрупповая.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konstrukt_reka_vremeni.doc64.5 КБ
    Файл reka_vremeni.pptm0 байтов

    Предварительный просмотр:

     КОНСТРУКТ

     организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

    Тема: «История жилища наших предков».

    Возрастная группа: старшая.

    Технология: «Путешествие по реке времени».

    Форма организации: подгрупповая.

    Средства:

    • Мультимедийные: флипчарт «История жилища»,
    • Наглядные: генеалогические древа, фото родственников детей, клей – карандаш, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек, восковые мелки, цветные карандаши, бумага для рисования (А3 и А4).

    Задачи деятельности:

    Развивающие:

    1. развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;
    2. обогащать словарь детей: древность, старина, настоящее, жилище;
    3. развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;
    4. развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.

     Воспитательные:

    1. Углублять представления ребёнка о семье, предках, своём прошлом, через историю жилищ
    2. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,
    3. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.
    4. Воспитывать заботливое отношение к своему дому;

    Обучающие:

    1.  Формировать представления о временных отношениях на примере жилищ людей.  
    2. Закреплять умение  анализировать смысловое содержание слова в новых условиях.

    Учебно-методический комплект: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 год. Короткова Н.А. «Организация образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте»

    Предварительная работа: создание семейного генеалогического древа.

    Методы воспитания: беседа, игра, пример, создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

    Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием.

    Этапы

    (последовательность) деятельности

    Содержание  деятельности

    Действия, деятельность педагога

    Действия, деятельность детей,

    выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

    Планируемый результат

    I. Обсуждение реального события

    Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Спасибо, что пришли в гости к нам в группу.  А что вы принесли с собой? (генеалогическое древо). А что это такое?

    Вы и ваши семьи живут на разных улицах нашего города, живут в разных домах, в доме тепло и уютно.

    А вы за что любите свой дом?

    Ты Настя за что любишь свой дом?..

     - Мне было радостно и интересно узнать  о ваших домах и за что вы их любите.

    У меня тоже есть  папа, мама, бабушки и дедушки, я хочу вам показать в каком доме жил мой папа и мои бабушка и дедушка. (Показываю детям слайд дома предков).

    Ведет диалог с детьми. Мотивирует  детей к высказыванию.

    Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

    Комментирует высказывания.

    Дети свободно располагаются в группе.

    Заинтересованные дети присоединяются  и вступают в диалог с воспитателем.

     

    Организация  и настрой детей на познавательную деятельность

    II. Постановка целей  исследования

    Чем он отличается от домов, в которых живете вы? Скажите, пожалуйста, а вы знаете как жили ваши прабабушки и прадедушки, а их родители? А где они жили? А хотите узнать? Хорошо, но перед этим я хотела бы кое-что у вас узнать.

    Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? Правильно – настоящее.

    А как будет называться время о прошлых событиях? Хорошо – прошлое.

    Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое?  Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад).

    Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом. И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по  волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад и посмотреть как и где жили наши с вами предки. Нас ждут удивительные приключения.

    Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение.

    Вовлекает детей в совместное планирование.  

    Озвучивают знание и жизненный  опыт.  

    Проявление интереса и готовности к  предстоящей  деятельности.

    Формулирование цели деятельности.

    III. Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного материала,

    работа со слайдами

    А вот и река времени. Она течёт из давних времён в наше время. На чём можно плыть по реке? Давайте соорудим лодку. Можно теперь отправляться в путешествие. Чтобы очутиться в далёкой старине, нужны волшебные слова, может кто-то знает? Ну что садимся в лодку, произносим заклинанье и отправляемся.

    Посмотрите, вот первая остановка, называется «Древность».

    - Наш предки не сразу научились строить дома. А где они жили в древности?  Первым домом, который человеку дала сама природа, была пещера. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, они сами строили землянки и хижины из имеющихся материалов. Как вы думаете в пещере было удобно жить? Рассмотреть с детьми картинок на экране: жилище первобытного человека, его каменных орудий труда, одежды, добывания огня.

    Ребята, а вы знаете, что наши предки не  умели читать, писать, а общались друг с другом при помощи рисунков? На экране одно из таких писем.

    Жила в пещере семья. Пошел их отец на охоту. Стал стрелять в зверя и убил его. Он радуется, принес мясо домой. Увидели его дети и жена, обрадовались и съели мясо.

    А теперь давайте попробуем сами написать письмо при помощи рисунков.

    Я пошел в лес собирать ягоды и грибы. Приду домой вечером.

    Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

    Садимся в лодку.

    И наша следующая остановка «Старина»

    Со временем, люди стали строить дома из того, что его окружало. Из глины строили мазанки, из снега – иглу, из дерева – избы. Чем отличается изба от жилищ древних людей? Посмотрите, вокруг нас старинная обстановка, прялка, сундук, самовар. Как вы думаете, как люди готовили пищу?

    Вот и эти иллюстрации тоже относятся к остановке «Старина». Хлеб сеяли вручную, пахали на лошадях, жали хлеб серпами. В то время электричества не было, освещали жилье свечами, керосиновыми лампами.

    Ребята, а какие народные игры вы знаете?

    Я предлагаю сыграть в игру «Горелки»

    Правила игры «Горелки»

     «Гори-гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Глянь на небо:

    Птички летят,

    Колокольчики звенят!»

    Дети берутся за руки, образуя пары.

    Пары стоят одна за другой «ручейком».

    Впереди «ручейка», в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках.

    По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль «ручейка».

    Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок.

    Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке.

    Игра продолжается со следующей парой детей.

    Отправляемся дальше.

    -Вот наша следующая остановка «Наше время»

    т. е. время, в которое мы живем. Расскажите, пожалуйста, в каких домах живут ваши родственники.

    Физминутка «Дом».

    У каждого домика обязательно должны быть пол, потолок, стены.

    Услышав слова - команды, ребенок выполняет следующие упражнения:

    пол – приседает;

    потолок - тянется вверх;

    стены - разводит руки в стороны;

    Ну что нам пора дальше, садимся в лодку.

    Открывает флипчарт «История жилищ»

    Предлагает способ действия

    Рассматривает вместе с детьми, что изображено на экране.

    Предоставляет возможность высказаться детям на поставленные вопросы.

    Обсуждает вместе с детьми.

    Предоставляет возможность всем высказать свои версии

    Объясняет правила игры.

    Даёт детям сделать вывод.

    Рассуждают о том, что видят на  экране, аргументируют свои высказывания.  

     Делятся впечатлениями,

     задают вопросы друг другу и воспитателю, договариваются друг с другом,

     принимают совместное решение.

    Проявление интереса к истории жилищ, к тому как жили их предки.

     Умение делать логические выводы;

    Обогащение словарного запаса по теме, умение работать со смысловым содержанием слова.

    IV. Работа в подгруппах: сортировка картинок на экране «река времени».

     Ребята обратите внимание на экран, что изображено. Правильно наша «река времени» и различные картинки.

    -  Давайте,  эти все  картинки  разложим на нашей реке времени.  Чтобы нам не запутаться, объединимся в три группы.  Можно, наша группа будет выбирать картинки, которые относятся к «древности», а вы выбираете те картинки, которые относятся к «старине». А третья что? Правильно, а третья, то, что относится к нашему времени.

    Разместим картинки на ту остановку времени, где они возникли.

     

    Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие,

    последовательность;

    постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания.

      Дети располагают  предметы на «реку времени».

     Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей.

    V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

    Какая лента времени у нас получилась!

    Как мне понравилось с вами путешествовать! Наконец-то я узнала, как жили мои предки. А вы что узнали?

     Что  для вас  было самым интересным?

      Кому бы вы хотели показать ленту времени? Я предлагаю сделать фото нашей «реки времени», чтобы вы могли показать её своим друзьям и родственникам и рассказать о том какое раньше было жилище у ваших предков.

    Посмотрите ребята, а на ленте ещё есть место.  Думаю, что это остановка нашего будущего. Как вы думаете, а какие дома будут в будущем?

    -Давайте попробуем придумать какие дома будут в будущем. В каких домах будут жить ваши дети.

     Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место.

    Предлагает детям различные изобразительные материалы.

    Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства.

    Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали.

    Умение оценивать результат своей деятельности;

    Умение делать выводы;

    .

    VI и VII этапы

    Показ ленты времени  в группе.

    Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

     

    Привлекает детей к рассматриванию ленты времени по истории жилища.

    Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект, событие): «В гости к кукле Кате»

    Возрастная группа: Первая группа раннего возрастаФорма НОД: познание +физическая культураФорма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) - подгрупповаяУчебно-методический комплект:...

    Организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект. событие): Весенние цветы.

    конструкт для детей средней группы по технологии эмоционально-чувственное погружение...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Пасхальные яйца Курочки Рябы»

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема: «Пасхальные яйца Курочки Рябы»Данный конспект направлен на освоение детьми нетрадицио...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Путешествие по весеннему лесу»

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема: «Путешествие по весеннему лесу»...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми. Тема (проект. событие): «Заколдованный сундук»

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми. Тема (проект. событие): «Заколдованный сундук»...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект. событие): «Зимушка зима»

    Технологическая картаорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема (проект. событие): «Зимушка зима»...