Конспект занятия по познавательному развитию для детей комбинированной направленности 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В данном конспекте представлено занятие, посвященное изучению зимующих птиц. Основная цель — познакомить детей с особенностями жизни птиц в зимний период, объяснить, почему они называются зимующими. В ходе занятия будут расширены и систематизированы знания детей о различных видах зимующих птиц, их отличительных признаках, таких как окраска перьев и способ передвижения, а также важности роли человека в их жизни.
Образовательные задачи включают в себя закрепление знаний о сороке, синице, снегире и других птицах, а также знакомство с их рационом и способами выживания в зимних условиях. Особое внимание будет уделено развитию навыков распознавания птиц по внешнему виду и повадкам, что способствовало бы интересу детей к наблюдениям за природой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию для детей комбинированной направленности 6-7 лет
Тема: Зимующие птицы.
Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с зимующими птицами выяснить, почему их так называют. Расширять и систематизировать знания о зимующих птицах, об их особенностях, о роли человека в жизни птиц. Закрепить знания об отличительных признаках птиц (окраска перьев, способ передвижения) и умение правильно называть птиц (сорока, синица, снегирь и т.д.). Дать детям представление о видах питания зимующих птиц и как переносят зимнюю стужу. Учить распознавать птиц по внешнему виду, повадкам.
Развивающие задачи: Развивать интерес к наблюдению за птицами.
Воспитательные задачи: Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.
Подрезова с.83
Волчкова с.64 (экология, ст.гр)
Морозова с.105
Ход занятия:
- Организационный момент.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу,
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать!
- Мотивация.
- Ребята, сегодня придя в группу, я обнаружила конверт, на котором было написано: д/с «Теремок». Письмо пришло из леса, но вот от кого оно - загадка. Давайте разгадаем загадку и может быть тогда узнаем кто же нам прислал это письмо:
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц).
- Да правильно это заяц. Давайте откроем скорей конверт и узнаем что в нём.
Зачитывается письмо: «Здравствуйте ребята мой домик находится в дремучем еловом лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы. А как наступила зима одни птицы улетели в теплые края, а другие остались, ничего не пойму, что к чему?»
-Давайте вместе отправимся в лес и поможем зайцу разобраться.
- Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.
- Посмотрите кто-то нас здесь встречает?
На столе лежат картинки с изображением птиц.
- Это нас встречают птицы, которые не улетели, а чтобы узнать какие птицы, нужно разгадать загадки.
- Игровое упражнение «Разгадай загадку и найди отгадку»
- Серый маленький комочек
Чик-чирик замерз он очень!
Солнце выгляни скорей
Кто тепла ждет? (Воробей)
- Любо-дорого взглянуть,
Птичка красненькая грудь!
Дом родной ее – Сибирь
Как зовут ее? (Снегирь)
- С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте, что за птица
Называется … (Синица)
- Кар-кар-кар кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она друзья, знакома,
Как зовут ее? (Ворона)
- Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
- Гладенький, аккуратненький.
Урчит, воркует,
Дружка целует. (Голубь.)
-Какие это птицы? Почему они так называются?
-Ребята, давайте хорошенько рассмотрим этих птиц: что у них общего? Смотрите: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями.
- А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия? (у снегиря грудка красная, у синицы - желтая, у дятла спинка и головка ярко- красные)
- Ребята, вы много знаете о птицах! А как птицы двигаются?
- Физминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
- Беседа о зимующих птицах.
- Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.
- Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.
- У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.
- Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.
- У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.
- У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.
- Ворона – крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.
- Ребята, я хочу вас познакомить с еще одной необычной птичкой.
У этой птички клюв кривой, а гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт, кто это птичку назовёт? (Клёст)
- Такой клюв ей нужен, чтобы доставать орешки из шишек Он живёт в лесах, где много хвойных деревьев. Клёст хорошо бегает по веткам, может кувыркаться и ходить вверх ногами, висеть в любой позе – как акробат. Питается он семенами хвойных деревьев. Клесты едят семена шишек и бросают вниз, Из брошенных семян шишек вырастают новые деревца. Клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Этой птичке не страшны ни какие холода.
- Все тело птицы за исключением клюва и лап покрыто перьями. Они защищают птиц от переохлаждения, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания. Птицам в полете помогают крылья и хвост. С раскрытыми крыльями и хвостом, даже маленькая птица становится широкой, большой. Поэтому она может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха.
- Как вы думаете, зачем птицам перья?
- Хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?
- Опытническая деятельность.
- Опыты с бумагой:
Вот, посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? Давайте проверим.
(Рассуждения детей.)
- Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь.
- Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух. Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.
- Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в нашу «лабораторию».
- Опыты с пером:
- Потрогайте перышки. Какие они? (Мягкие, гладкие, и т.д.)
- Отличаются перья чем-то друг от друга?
- Возьмите самое длинное перо. Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассмотрите и потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? Падает медленно, плавно кружась. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? Воздух. Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
(схема пера)
- Закрепляем, что это перо «маховое». А какие перья лежат у вас ещё? Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький). Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)
- Зачем такое перо птице? (Ответы детей)
- Правильно, пуховые перья служат птице для сохранения тепла. А как вы думаете, где они находятся? (На туловище, голове, крыльях, лапах)
- Ребята, какие вы молодцы! Сколько мы сегодня сделали открытий. Кому понравилось в нашем «лаборатории»?
-Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
- А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
( Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц).
- Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить для птиц столовую.
- Игра «Каждой птице - свой корм »
Воробей питается - крошками
Синица питается - салом
Снегирь - ягодами рябины
Свиристель - насекомыми, ягодами рябины
Голубь - семенами растений, различными зернами
Ворона - (всеядна) хлебными крошками, ягодами, зернами….
- Рефлексия.
- Ребята, теперь вы много интересного знаете про птиц.
- Ребята скажите, какую пользу птицы приносят людям? Как же и чем мы можем помочь птицам зимой?
-Что вам больше всего понравилось?
- Чтобы вы хотели узнать на следующем занятии?
Чтение стихотворения А.Яшина «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Горсть зерна нужна
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в группе комбинированной направленности "Сочинение сказки на космическую тему"
quot;Инопланетянин Мотя" сочиняем играя ....

Конспект занятия по речевому развитию в группе комбинированной направленности "Путешествие в город профессий"
quot;Путешествие в "город профессий" - конспект занятия в старшей группе комбинированной направленности в рамках проекта "Ранняя профориентация детей"...

Конспект занятия по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности «Лучик" на тему:"Путешествие в мир народных промыслов"
Конспект занятия по познанию на тему "Путешествие в мир народных промыслов"...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5 - 6 лет общеразвивающей направленности Тема: «Зимующие птицы»
Занятие "Зимующие птицы" для детей 5-6 лет...

Конспект занятия по познавательному развитию в группе комбинированной направленности детей 6-7 лет «Весёлое путешествие»
создать условия для закрепления порядкового счета...

Конспект занятия по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей 3-4 года с нарушениями зрения по ФГОС
Тема: «Путешествие по волшебной стране»...

Конспект занятия по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР на тему: Профессии
Конспект занятия по позновательному развитию...
