Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5 - 6 лет общеразвивающей направленности Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Занятие "Зимующие птицы" для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие "Зимующие птицы"839.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №189 «Солнышко»

Конспект занятия по познавательному развитию  для детей 5 - 6 лет общеразвивающей направленности

Тема: «Зимующие птицы»

Е.А. Щербакова – воспитатель высшей квалификационной категории

Программное содержание: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Материал к занятию: раздаточный материал.  Фотоколлаж зимующих птиц, виды кормушек.

 Ход занятия:

  1. Организационный момент:

2.Беседа с детьми:

Наступила зима.  Тысячи гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Птицы, как и все, тоже подготовились к зиме, у них вырастает подпушек под пёрышками, поэтому холод им не страшен, но они могут погибнуть от голода. Вспомните, чем питаются птицы. (Ответы детей.)

Зимой корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть. Как мы можем им помочь? (Ответы детей.)

3. Чтение стихотворений о птицах:

- Вот как птицы сами говорят о своих зимних проблемах, послушаем их разговор.

Воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Синица:

Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синица:

Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

4. Рассматривание кормушки:

Воспитатель: - Как мы можем помочь птицам? (сделать кормушки).

-Посмотрите на наши кормушки.

- Вспомните правила, которые надо соблюдать, чтобы правильно велась подкормка.

Правила:

- подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время.

- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя кормить время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.

- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

- Во время кормления, вы можете понаблюдать за птицами, за их повадками.

5.Загадки и рассказ о птицах:

- Ребята, посмотрите какие кормушки вы можете сделать своими руками с папой и мамой.

- Ребята на вашу кормушку могут прилетать разные птицы. А знаете ли вы их.

Послушайте загадки и найдите отгадку среди фотографий.

Спинкой зеленовата,

брюшком желтовата,
Чёрненькая шапочка

 и полоска шарфика. (Синица)

- Это красивая птица. У неё на голове черная шапочка, щечки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зелёная, а брюшко желтое.

- Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

Чернокрылый, красногрудый

он везде найдёт приют.
Не боится он простуды

 с первым снегом тут как тут. (снегирь)

-У этой птицы верх головы, крылья и хвост – черные; спина голубовато – серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

Он по-рабочему одет – удобно,

 просто, ловко.
На нем малиновый берет

и пестрая спецовка. (дятел)

-У этой красивой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.  В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюёт дятел в своей «кузнице» шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.

Кто там прыгает, шуршит,

клювом шишки потрошит.
Он бесстрашней всех в природе,

ведь зимой птенцов выводит. (клест)

- Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. Клестов называют «северными попугайчиками». Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими коготками, достают из неё семена. Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)

- Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки.  Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)

- Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Воробей – птица очень бойкая, себя в обиду не даст, еду себе добудет. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.

 Воспитатель помещает отгадки-картинки на доску.

- Этих птиц одним словом называют - зимующие. Как вы думаете, почему?

 -  Птицы, которые  остаются с нами зимовать и прилетают к нам с северных районов на зимовку, называют зимующими. Прилетают из леса клесты, синицы, свиристели поближе к людям, в поисках пищи. В городских парках они поедают оставшиеся с осени плоды и семена деревьев, но к концу зимы припасов не остается, птицы голодают. Особенно тяжело приходится птицам в феврале. Корма практически не остается, да к тому  приходиться бороться с холодами. В лютые морозы от голода 9 из 10 птиц не доживают до весны. Люди помогают птицам перезимовать, делают кормушки, регулярно наполняя их едой для пернатых. 

- Как вы думаете, чем мы будем кормить птиц? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны?

-Что делать?  (ответы детей)

- Можно повесить кусочки несоленого сала. Предложить птицам крошки хлеба. Воробьи любят – крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.

6. Итог занятия:

- Как вы можете помочь птицам перезимовать зиму?

-Каких зимующих птиц вы знаете?

Птицы – наши друзья! А друзей надо беречь! Помогите птицам пережить зимнюю пору, устраивайте для них кормушки, подкармливайте их. Помните, что голодная птица может погибнуть и от лёгкого мороза, а сытой и стужа не страшна.

Аннотация к занятию «Зимующие птицы»

Занятие предназначено для детей 5-6 лет. Занятие способствует расширению знаний детей о зимующих птицах, формированию желания помогать птицам в зимнее время года.

C:\Users\Admin\Downloads\img_4767_0 (1).jpgC:\Users\Admin\Desktop\20200310_105157.jpgC:\Users\Admin\Desktop\20200310_105120.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе. Тема: «Зимующие птицы».

Занятие по познавательной деятельности для детей средней группы. Предназначено для  закрепления материала по теме "Зимующие птицы"...

Конспект НОД по Познавательному развитиюдля детей 6-7 лет. Тема: «Носы нужны не только для красы»

Интеграция ОО: познавательное  и социально-коммуникативное развитие.Вид деятельности: познавательно - речевая, игровая.Форма организации: беседа, дидактическая игра.Задачи:  Познакомить дете...

Конспект НОД по познавательному развитию детей 4-5 лет "Зимующие птицы"

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы (4-5 лет) "Зимующие птицы"....

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе. «Зимующие птицы»

Огнёва Валентина Ивановна, воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. МагнитогорскаПривлечь внимание малышей к необходимости оказания помощи птицам в зимнее время в процессе обогащения пред...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:• Продолжать уточнять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их наборе и размене.• Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.• Познакомить де...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Поможем зимующим птицам»

Это занятие поможет детям обобщить и систематизировать представления о зимующих птицах....