Конспект НОД по познавательному развитию детей 4-5 лет "Зимующие птицы"
методическая разработка (средняя группа)

Осипова Екатерина Андреевна

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы (4-5 лет) "Зимующие птицы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы (4-5 лет)

«Зимующие птицы»

Цель: расширить и обогатить знания о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
  2. Пополнить развивающую среду детей материалами и оборудованием по теме проекта. 
  3. Учить отгадывать загадки, решать логические задания «Кто лишний» и объяснять свой ответ.
  4. Учить выразительно рассказывать (выученное с помощью мнемотаблицы) стихотворение.

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательную активность, внимание, память, воображение, наблюдательность, логическое мышление.
  2. Развивать умение узнавать птиц по внешним признакам, изучать их повадки.
  3. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику рук, слуховое внимание.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время. 
  2. Воспитывать интерес к живой природе.
  3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Современные образовательные технологии:

  1. ИКТ – технология, презентация «Зимующие птицы».
  2. Мнемотехника (разучивание стихотворения Н.А. Астафьевой «Снегири» при помощи мнемотаблицы).
  3. Технология музыкального воздействия ( использование CD диска «Пение птиц»).
  4. Здоровьесберегающая технология – пальчиковая гимнастика «Воробей».
  5. Оборудование для организованной образовательной деятельности:
  1. Мольберт с картинками зимующих птиц, видами кормушек.
  2. Презентация «Зимующие птицы», ноутбук, проектор, экран.
  3. CD диск “Пение птиц», магнитофон.

Предварительная совместная деятельность:

  1. Чтение художественной литературы: рассказ Ольги Жалдыбиной «Кормушка».
  2. Проведение д/игр  «Кто лишний», «Один - много», «Кто как голос подаёт?».
  3. Просмотр м/ф «Снегирь».

Ход организованной образовательной деятельности «Зимующие птицы».

1. Организационная часть.

Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором размещен плакат «Зимующие птицы»:

C:\Users\Natasha\Desktop\Курсы\Коробова Т.В\b6cf78812a6ac14f97dc18b871f2707f.jpg

Воспитатель – Кого вы видите? Назовите! Какие это птицы? Почему их называют зимующими? Какие трудности подстерегают зимующих птиц?

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Можем ли мы помочь птичкам? Как?

Зимующие птицы нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.

Дети рассматривают птиц.

Играем в игру «Кто как голос подаёт?»

2.Основная часть.

Звучит музыка «Пение птиц». Дети за воспитателем идут и садятся на стульчики перед экраном .

Воспитатель – Давайте поиграем в игру «Кто лишний ?».

Открываются СЛАЙДЫ 4,5

Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно, какая птица здесь лишняя ? Почему ?

Дети – отвечают.

Воспитатель –

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица

Называется …..

Открывается СЛАЙД 6

Дети – Синица.

Воспитатель – А если их много ?

Дети – Сеницы.

Далее аналогично отгадывают загадки, открываются следующие слайды, называется птица в единственном и множительном числе. ( д/игра «Один – много».

Воспитатель –

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

Открывается СЛАЙД 7

Дети – Воробей, воробьи.

Воспитатель –

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

«Кар-кар-кар!» - поёт ……..

Открывается СЛАЙД 8

Дети – Ворона, вороны.

Воспитатель –  

Звонкой стайкой на рябину

прилетают в январе,

красногрудых птичек милых

ждём мы в гости по зиме.

Кто это ?

Открывается СЛАЙД 9

Дети – Снегирь, снегири.

Воспитатель – Давайте мы посмотрим мультфильм «Снегирь»

Воспитатель – Понравился мультфильм ?

А я знаю интересное стихотворение, которое называется «Снегири» и сейчас помогу его выучить.

Открывается СЛАЙД 10

C:\Users\Natasha\Desktop\Курсы\Коробова Т.В\hello_html_2e597c68.png

Мнемотаблица «Снегири». Дети заучивают наизусть стихотворение при помощи мнемотаблицы.

Вот на ветках посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Воспитатель – Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

Воспитатель читает рассказ Ольги Жалдыбиной «Кормушка».

«Стоял в деревне небольшой старый дом. Хозяева уехали в город, а дом продали. Переехал туда мальчик со своей семьёй. Мальчика звали Юра. Пока мама и папа разбирали вещи, Юра осматривал местность. Рядом с домом росло большое дерево. На его ветках сидели красногрудые снегири. Юра тихонько подошёл к дереву, чтобы лучше рассмотреть птиц и понаблюдать за ними. Снегири ловко перелетали с ветки на ветку и громко щебетали, как будто разговаривали о чём – то. Юра побежал домой за семечками, чтобы покормить птиц. Когда мальчик возвращался обратно к дереву, он споткнулся и упал лицом в мягкий сугроб. Юра поднял голову и вытер лицо, мокрое от снега. Он увидел небольшой сарай, почти засыпанный снегом.

С трудом перелезая через сугробы, Юра добрался до сарая. Дверь с лёгкостью открылась, и мальчик увидел, что сарай был заполнен старыми вещами. Среди этих вещей он нашёл две птичьи кормушки, сделанные из деревянных дощечек. Юра выбрал красивую, с деревянной крышей и резными узорами по бокам. Кормушку он повесил на толстую ветку и высыпал в неё семечки. Снегири очень быстро сообразили, что открылась птичья столовая, и стали слетаться к кормушке.

На следующее утро Юра вместе с папой пошли вешать вторую кормушку. Они положили в неё крупы и хлебных крошек. Вся семья наблюдала из окна, как к кормушкам слетались важные снегири. Вскоре к ним присоединились шумные воробьи и желтогрудые синицы. Интересно было смотреть на эту весёлую возню и слушать оживлённый радостный щебет птиц.
Сияло зимнее солнце, в воздухе искрились снежинки. Птицы суетились около кормушки. Юра чувствовал себя счастливым человеком.»

Воспитатель –

В зимний день среди ветвей

Стол накрыт для гостей.

Дощечка новая,

Для птиц столовая, Зовет обедать,

Крошек отведать.

Открывается СЛАЙД 11

Воспитатель –

Что за стол среди берез

Под открытым небом ?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Открывается СЛАЙД 12

Ребята, что это ?

Дети – Кормушки.

Воспитатель - Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Открывается СЛАЙД 13

Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.

Воспитатель - Но чем мы будем их кормить?

Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, его любят синички. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба, крупу, семена, хлеб. Снегири любят семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

3.Заключительная часть.

Воспитатель – Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного.

О каких птицах мы сегодня говорили ? Каких зимующих птиц вы

запомнили ?  Как могут помочь люди птичкам зимой ?

- Я сегодня принесла кормушку и семечки. Сейчас мы пойдем на прогулку и я предлагаю открыть «Птичье кафе». А после выходных вы принесете кормушки, сделанные дома со своими родителями. И мы будем каждый день подкармливать птичек, чтобы им было легче пережить зиму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Птицы зимой»

Методическая разработка по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста...

Конспект по познавательному развитию детей младшей группы "Покормим птиц зимой"

Данный конспект по ознакомлению детей с миром природы...

КОНСПЕКТ ООД по познавательному развитию в средней группе «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Это занятие можно провести как итоговое по данной теме...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Перелетные птицы».

Содержание конспекта помогает решить такие задачи:Образовательные:- упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц (скворец, ласточка, грач, соловей, кукушка)- закреплять знания об их отличит...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Птицы весной»

Интеграции образовательных областей:• развитие речи;• познавательное развитие;• физическое развитие;• социально-коммуникативное развитие.Программное содержание:• формировать п...

Конспект ООД по познавательному развитию на тему: «Как спят птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Расширять знания детей об особенностях птиц.Задачи: 1. Обогащать знания детей о птицах.2. Развивать логическое мышление, речевую активность.3. Развивать творческую инициативу в процессе подвижно...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Перелетные птицы"

Знакомство с разнообразием видов птиц родного края, характерными их особенностями строения, образом жизни.  Закладывать основы экологического воспитания....