Конспект НОД по познавательному развитию детей 4-5 лет "Зимующие птицы"
методическая разработка (средняя группа)
Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы (4-5 лет) "Зимующие птицы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 234.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы (4-5 лет)
«Зимующие птицы»
Цель: расширить и обогатить знания о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
- Пополнить развивающую среду детей материалами и оборудованием по теме проекта.
- Учить отгадывать загадки, решать логические задания «Кто лишний» и объяснять свой ответ.
- Учить выразительно рассказывать (выученное с помощью мнемотаблицы) стихотворение.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательную активность, внимание, память, воображение, наблюдательность, логическое мышление.
- Развивать умение узнавать птиц по внешним признакам, изучать их повадки.
- Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику рук, слуховое внимание.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
- Воспитывать интерес к живой природе.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Современные образовательные технологии:
- ИКТ – технология, презентация «Зимующие птицы».
- Мнемотехника (разучивание стихотворения Н.А. Астафьевой «Снегири» при помощи мнемотаблицы).
- Технология музыкального воздействия ( использование CD диска «Пение птиц»).
- Здоровьесберегающая технология – пальчиковая гимнастика «Воробей».
- Оборудование для организованной образовательной деятельности:
- Мольберт с картинками зимующих птиц, видами кормушек.
- Презентация «Зимующие птицы», ноутбук, проектор, экран.
- CD диск “Пение птиц», магнитофон.
Предварительная совместная деятельность:
- Чтение художественной литературы: рассказ Ольги Жалдыбиной «Кормушка».
- Проведение д/игр «Кто лишний», «Один - много», «Кто как голос подаёт?».
- Просмотр м/ф «Снегирь».
Ход организованной образовательной деятельности «Зимующие птицы».
1. Организационная часть.
Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором размещен плакат «Зимующие птицы»:
Воспитатель – Кого вы видите? Назовите! Какие это птицы? Почему их называют зимующими? Какие трудности подстерегают зимующих птиц?
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Можем ли мы помочь птичкам? Как?
Зимующие птицы нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.
Дети рассматривают птиц.
Играем в игру «Кто как голос подаёт?»
2.Основная часть.
Звучит музыка «Пение птиц». Дети за воспитателем идут и садятся на стульчики перед экраном .
Воспитатель – Давайте поиграем в игру «Кто лишний ?».
Открываются СЛАЙДЫ 4,5
Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно, какая птица здесь лишняя ? Почему ?
Дети – отвечают.
Воспитатель –
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица
Называется …..
Открывается СЛАЙД 6
Дети – Синица.
Воспитатель – А если их много ?
Дети – Сеницы.
Далее аналогично отгадывают загадки, открываются следующие слайды, называется птица в единственном и множительном числе. ( д/игра «Один – много».
Воспитатель –
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Открывается СЛАЙД 7
Дети – Воробей, воробьи.
Воспитатель –
Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
«Кар-кар-кар!» - поёт ……..
Открывается СЛАЙД 8
Дети – Ворона, вороны.
Воспитатель –
Звонкой стайкой на рябину
прилетают в январе,
красногрудых птичек милых
ждём мы в гости по зиме.
Кто это ?
Открывается СЛАЙД 9
Дети – Снегирь, снегири.
Воспитатель – Давайте мы посмотрим мультфильм «Снегирь»
Воспитатель – Понравился мультфильм ?
А я знаю интересное стихотворение, которое называется «Снегири» и сейчас помогу его выучить.
Открывается СЛАЙД 10
Мнемотаблица «Снегири». Дети заучивают наизусть стихотворение при помощи мнемотаблицы.
Вот на ветках посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят.
Воспитатель – Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Воробей»
Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.
(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).
Воспитатель читает рассказ Ольги Жалдыбиной «Кормушка».
«Стоял в деревне небольшой старый дом. Хозяева уехали в город, а дом продали. Переехал туда мальчик со своей семьёй. Мальчика звали Юра. Пока мама и папа разбирали вещи, Юра осматривал местность. Рядом с домом росло большое дерево. На его ветках сидели красногрудые снегири. Юра тихонько подошёл к дереву, чтобы лучше рассмотреть птиц и понаблюдать за ними. Снегири ловко перелетали с ветки на ветку и громко щебетали, как будто разговаривали о чём – то. Юра побежал домой за семечками, чтобы покормить птиц. Когда мальчик возвращался обратно к дереву, он споткнулся и упал лицом в мягкий сугроб. Юра поднял голову и вытер лицо, мокрое от снега. Он увидел небольшой сарай, почти засыпанный снегом.
С трудом перелезая через сугробы, Юра добрался до сарая. Дверь с лёгкостью открылась, и мальчик увидел, что сарай был заполнен старыми вещами. Среди этих вещей он нашёл две птичьи кормушки, сделанные из деревянных дощечек. Юра выбрал красивую, с деревянной крышей и резными узорами по бокам. Кормушку он повесил на толстую ветку и высыпал в неё семечки. Снегири очень быстро сообразили, что открылась птичья столовая, и стали слетаться к кормушке.
На следующее утро Юра вместе с папой пошли вешать вторую кормушку. Они положили в неё крупы и хлебных крошек. Вся семья наблюдала из окна, как к кормушкам слетались важные снегири. Вскоре к ним присоединились шумные воробьи и желтогрудые синицы. Интересно было смотреть на эту весёлую возню и слушать оживлённый радостный щебет птиц.
Сияло зимнее солнце, в воздухе искрились снежинки. Птицы суетились около кормушки. Юра чувствовал себя счастливым человеком.»
Воспитатель –
В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая, Зовет обедать,
Крошек отведать.
Открывается СЛАЙД 11
Воспитатель –
Что за стол среди берез
Под открытым небом ?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Открывается СЛАЙД 12
Ребята, что это ?
Дети – Кормушки.
Воспитатель - Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Открывается СЛАЙД 13
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.
Воспитатель - Но чем мы будем их кормить?
Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, его любят синички. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба, крупу, семена, хлеб. Снегири любят семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.
- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
3.Заключительная часть.
Воспитатель – Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного.
О каких птицах мы сегодня говорили ? Каких зимующих птиц вы
запомнили ? Как могут помочь люди птичкам зимой ?
- Я сегодня принесла кормушку и семечки. Сейчас мы пойдем на прогулку и я предлагаю открыть «Птичье кафе». А после выходных вы принесете кормушки, сделанные дома со своими родителями. И мы будем каждый день подкармливать птичек, чтобы им было легче пережить зиму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/27/picture-1001893-1517042425.jpg)
Конспект по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Птицы зимой»
Методическая разработка по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/17/picture-1022004-1521273099.jpg)
Конспект по познавательному развитию детей младшей группы "Покормим птиц зимой"
Данный конспект по ознакомлению детей с миром природы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/19/picture-132611-1679179323.jpg)
КОНСПЕКТ ООД по познавательному развитию в средней группе «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Это занятие можно провести как итоговое по данной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/03/picture-1090993-1680506959.jpg)
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Перелетные птицы».
Содержание конспекта помогает решить такие задачи:Образовательные:- упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц (скворец, ласточка, грач, соловей, кукушка)- закреплять знания об их отличит...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-1065675-1586367059.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Птицы весной»
Интеграции образовательных областей:• развитие речи;• познавательное развитие;• физическое развитие;• социально-коммуникативное развитие.Программное содержание:• формировать п...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-813381-1610604262.jpg)
Конспект ООД по познавательному развитию на тему: «Как спят птицы» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Расширять знания детей об особенностях птиц.Задачи: 1. Обогащать знания детей о птицах.2. Развивать логическое мышление, речевую активность.3. Развивать творческую инициативу в процессе подвижно...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-1288299-1644167724.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Перелетные птицы"
Знакомство с разнообразием видов птиц родного края, характерными их особенностями строения, образом жизни. Закладывать основы экологического воспитания....