Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Цель мастер-класса: продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию.
Подготовила: Николаева А.
Цель мастер-класса: продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами.
Задачи:
- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.
- Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.
- Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.
- Формировать положительные эмоции.
Предварительная работа: изготовление буклетов, подбор информации, подбор опытов, приготовление оборудования.
Участники: воспитатель средней группы, родители.
Форма проведения: мастер-класс
Ход мастер – класса.
Теоретическая часть «Детское экспериментирование»
Если Вы хоть раз стояли перед проблемой: экспериментировать или нет с ребенком–дошкольником дома, с уверенностью ответим Вам: «ДА!». Ведь ребенок не просто знакомится с разными свойствами материалов и веществ, он экспериментирует. Таким образом, он самостоятельно «добывает» ответы на многие вопросы. Он постигает основы Мироздания!
И здесь детям обязательно нужна ваша помощь.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому.
Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Игры-эксперименты в комнате: «Из чего сделано?», «Устройство пылесоса», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром, наэлектризованная одежда), «Почему завял цветок?», «Как вырастить зеленый лук?» и т.д.
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы:
• губки,
• одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Практическая часть «Показ опытов»
Воспитатель: с вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно провести дома с детьми.
Мы попробуем не только провести опыт, но и сделать вывод.
Опыт 1: « Волшебная руковица»
Оборудование: магнит, мелкие предметы из разных материалов, руковичка со вшитым внутрь магнитом.
Ход и руководство: демонстрируется фокус: металлические предметы не падают из руковички при разжимании руки. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) – руковичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в руковичке есть что-то, что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают руковичку, находят магнит, пробуют применить его.
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт 2: «Опыт с мандаринами»
Понадобится: два мандарина, миска с водой. Как вы думаете, если мандарин бросить в емкость с водой, он утонет или нет? (ответы) Давайте проверим, опустите мандарин в воду. (мандарин не утонул) Как вы думаете, почему он не утонул? (предположения родителей) Давайте очистим мандарин и опять опустим в воду (очищенный мандарин утонул).
Вывод: Кожура мандарина неровная, шершавая, пористая, эти поры заполнены воздухом. Этот воздух удерживает мандарин на поверхности воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Опыт 3. «Заставь яйцо плавать»
Оборудование: 2 стакана простой воды, сырое яйцо, 5 чайных ложек соли.
Опыт: Аккуратно поместите яйцо в первый стакан с водой. Что мы видим? (яйцо утонуло, лежит на дне стакана). Берем второй стакан с водой и ложкой добавляем в него соль. Хорошенько размешиваем, достаем яйцо из первого стакана и аккуратно опускаем яйцо в соленую воду. Что мы видим? (яйцо плавает)
Вывод: У соленой воды плотность больше, поэтому яйцо может держаться на поверхности. В пресной воде яйцо утонуло, по тому что плотность воды меньше.
Опыт4: «Танцующие виноградинки».
Оборудование: стакан, газированный напиток, виноград.
Опыт: налейте напиток в стакан, опустите в него несколько виноградинок. Что мы видим? (виноградинки постепенно поднимаются со дна стакана и вновь опускаются.)
Они чуть тяжелее воды и опустятся на дно. Но на них тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что изюминки всплывут.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая изюминка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".
Вывод: в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградинки. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а виноградинки снова опускаются на дно.
Опыт 5: «Цветы лотоса».
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш, тарелка с водой.
Может ли бумажный цветок ожить? Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Вы увидите, как он вздохнет, помедлит — а потом начнет раскрывать свои лепестки, словно настоящий цветок, распускаться. Это не фокус. Это красивый опыт, придуманный наблюдательным человеком
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Заключение:
Уважаемые родители вы наглядно убедились, что все это очень несложно, все это вы можете повторить дома вместе с детьми, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Поверьте мне, Вашим малышам очень понравится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей. Организация детского экспериментирования в домашних условиях.
Мастер - класс для родителей.Организация детского экспериментирования в домашних условиях....

Мастер- класс с педагогами по теме «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира»
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства мате...
мастер класс для педагогов на тему "Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира"
Одним из эффективных приёмов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое даёт реальное представление о различных сторона...

Мастер- класс с педагогами по теме: «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира».
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию «Не бойтесь экспериментировать!»
Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию «Не бойтесь экспериментировать!»Цель мастер-класса: продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с р...

Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
laquo;Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее...

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию
Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированию...
