« Эколого – экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»
проект по окружающему миру
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 692.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» г. НАДЫМА
Проект
« Эколого – экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»
Разработчик: Редикульцева З.Р
Мочалова Т.П
Воспитатели младенческой группы
г. Надым 2024г
Тип проекта: познавательно-информационный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный, групповой, познавательный.
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители).
Сроки реализации проекта: 9 месяцев
Цель:
систематизировать материалы исследований и практический опыт по вопросу формирования экологического воспитания посредством опытно - экспериментальной деятельности и выделить особенности методики организации экспериментирования и опытов с детьми младенческого дошкольного возраста.
Задачи:
Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно-правильного отношения к природе);
Развитие познавательного интереса к миру природы;
Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
Формирование умений и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий.
Ожидаемые результаты:
Научить детей бережное отношение к природе;
сформировать навыки самостоятельной деятельности;
повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
развить творческие способности, любознательность наблюдательность;
сплотить детский коллектив.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что неблагоприятная экологическая обстановка в мире, что негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения, в особенности детей. Незнание правил поведения детей в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий. Потребительское отношение к природе и стереотипность мышления. Дети не задумываясь срывают цветы, уничтожают объекты живой природы, а взрослые при этом проявляют равнодушие.
вид деятельности, тема | задачи, цели, содержание | оборудование | Работа с родителями | ||
СЕНТЯБРЬ
| Формировать знания детей о животных, птицах, насекомых и растениях | Материал: пазлы с животными | |||
2. «Бережем воду» | Формирование знание детей о свойствах воды | Материал: Три стакана: два с грязной водой, один с чистой водой, фильтр один с чистой водой, фильтр из воронки и ваты | Буклет « Как вместе с ребенком экспериментировать и проводить опыты в домашних условиях Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. | ||
ОКТЯБРЬ Наблюдение за жизнью растений 1.«Куда тянутся корни» | Помочь установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды | Материал: Два растения в горшках с поддоном | |||
2. Экспериментирование с песком «Удивительный песок» | Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить | Материал: Сухой и влажный песок, прозрачная вода | |||
3. «Сухая и влажная почва» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований | Материал: Две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой) | Консультация: «Игра или экспериментирование». Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников. | ||
НОЯБРЬ Экспериментирование с предметами 1. «Тонет не тонет» | Помочь выявить действия воды на предметы | Материал: Вода, тяжелые и легкие предметы | |||
2. Экспериментирование с водой « Цветная водичка» | Помочь выявить действия гуаши при воздействии воды | Оборудование: стаканчики, гуаш | |||
ДЕКАБРЬ 1.«Секреты льда и снега»
| Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды Познакомить с понятием «снег, лед»; | Оборудование: три стакана с водой, снегом и замороженная. ( на каждого ребенка) | Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития». | ||
2.« Как не обжечься» | Помочь выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов) | Материал: емкость с горячей водой Оборудование: одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, пластмассы, алюминиевая ложка. | Консультация: «Значение опытно-экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка» | ||
ЯНВАРЬ Экспериментирование с солнечным светом 1. «Передача солнечного зайчика» | Помочь понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно. | Оборудование: зеркала. | Консультация: «Соблюдение правил безопасности». | ||
2. «Радуга на стене» | Познакомить с механизмом образования цветов. | Оборудование: граненое стеклышко | |||
3.«Как образуется тень» | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. | Оборудование: Фонарик, предметы с разной степенью прозрачности. | |||
ФЕВРАЛЬ 1.«Твой след». | Показать как появляются следы на снегу | Материал: машинки, игрушки | Анкетирование родителей: цель - выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. | ||
3.«Вертушка». | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение) | Материал: Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: | |||
МАРТ Человек 1. «Помоги ёжику» | Помочь выяснить причины почему ёжику тяжело весной | Оборудование: ёжик, яблоки и листочки на липучках | Консультация: «Соблюдение правил безопасности». Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома | ||
2. « Острота слуха и ее изменение при разных ситуациях» | Проверить хороший ли слух у детей, не повреждена ли перепонка. | Оборудование: магнитофон, запись музыки | |||
3. «Осязательный центр человека» | Сравнить температуру воды в нескольких емкостях. | Материал: емкость с водой – холодной, тёплой, горячей. | |||
АПРЕЛЬ 1.«Смена дня и ночи» | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. | Оборудование: модель Земли – глобус, фонарик, картинки с изображением различных времен суток, детская энциклопедия. | Беседа: «Как организовать эксперимент в виде игры». Цель: Дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр-экспериментов. | ||
2.«Бабочки на лужайке». | Развить мелкую моторику рук | Оборудование: прищепки с бабочками, лужайки | |||
МАЙ Экспериментирование со звуком 1.«Источник звука» | Познакомить детей с понятием «звук». Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Оборудование: Детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, ложки, погремушка, деревянная линейка, стакан, газета. | |||
2. «Животные и птицы» | Формировать знания детей о животных, птицах. | Логопедические карточки | |||
Итог проекта: Создание ЛЕПБУКА по экологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над проектом позволила убедиться в том, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Работа над данным проектом доказала что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем - в школьные годы.
Консультация для родителей
«Игра или экспериментирование»
Большую роль в развитии познавательной деятельности детей играют игры - экспериментирования. Задача взрослых - создать условия для детских открытий, научить их видеть волшебство в привычных вещах. В детском саду мы создали такие условия в виде мини - лепбука.
Ребенок дошкольник сам по себе уже является маленьким исследователем, проявляя все больше интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, и к экспериментированию. Этот вид детской деятельности очень важен для развития интеллектуальных способностей ребенка. Детское экспериментирование нацеливает наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помощью взрослых. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности - прием пищи, когда дети играют, когда занимаются на занятиях, гуляют, спят. В процессе экспериментирования с новыми объектами ребенок может получить совершенно неожиданную для него информацию. Но разве наблюдательность не является природным свойством ребенка. Оказывается, что нет, это то качество, которое необходимо развивать так же, как развивают у детей память, внимание, логику.
Оборудование и материалы для опытов потребуются самые простые, они есть в любом доме. В ход могут пойти старые пластиковые бутылки, пуговицы, камешки, ненужные цветные журналы из плотной бумаги и прочий «мусор».
Вот несколько примеров опытов, которые вы, товарищи родители, сможете делать дома вместе с детьми. Самые обычные пуговки, когда их бросают в таз с водой, превращаются в утопающих. «Давай, спасать их!» - говорит мама. «А как?». Нужен спасательный круг, корабль. Их вполне может заменить пластиковая крышка от банки, настоящие спасательные круги можно сделать, вырезав из плотного картона маленькие кружочки, и если положить пуговку - они будут держаться и не утонут. Самое главное, что требуется от родителей, во-первых, фантазия для поддерживания игры, и во-вторых, чтобы любой необходимый материал для исследований был для детей под рукой. Например, если оборудовать место в ванной комнате для опытов с водой, когда купаете ребенка, вы можете сделать «Мыльные пузыри» (надувать пузыри через трубочку или делать шапку из пены) .
Можно провести опыт «Тонет не тонет» - мыло утопить в воде и узнать, тонет мыло или нет. Можно сделать «Волшебную воду» (смешивание подкрашенной воды и получение разноцветных «волшебных цветов и оттенков). Цветные капельки (капание из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за путешествием капельки). Если вы ребенку подскажите или покажите какой-нибудь опыт или сделаете вместе с ним, ему будет очень интересно. Он пока не знает сам, чего хочет и что вообще может быть интересного, поэтому важно, если вы ему подскажите идею.
Огромный интерес вызывает у детей опыты по замораживанию воды. Вы наливаете в небольшую пластиковую бутылку воды и убираете в морозильную камеру. На следующий день вода превратится в лед, предложите разморозить бутылку. Ребенок с удовольствием будет наблюдать, как меняется рисунок ледяных кристаллов по мере их таяния, и тут можно пустить в ход краски. Капните в бутылку, где наполовину еще лед, а наполовину вода, немного краски. Заморозьте снова содержимое бутылки. Ребенок удивится какой причудливый узор образовали капли краски в замершей воде. Опыты с замораживание воды - повод для возникновения множества вопросов о ее физических свойствах. Почему в холодильнике вода не мерзнет, а только в морозильной камере? Что такое отрицательное или положительная температура? Что нужно, что бы быстрее растопить лед? На многие вопросы вы сможете ответить своему ребенку сами.
На прогулке с ребенком возникают другие важные проблемы, что произойдет со снегом, если его поместить в тепло?
Так же на прогулке можно поиграть в игры с песком. Познакомить с песком и его свойствами, если песок сырой, из него можно лепить, копать, делать всякие разные поделки, на сыром песке можно рисовать, оставить на влажном песке следы ладошкой, ступней от обуви или колес от игрушечной машины. Что можно сделать из сухого песка? «Дорожки из песка» - набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы. Можно на прогулке с ребенком поиграть в игру «Сравним песок» - предложите ребенку сравнить постройку из сухого и мокрого песка.
Игры - эксперименты со светом так же вызывают у ребенка живой интерес. Можно провести игру «Поймай солнышко» - маленьким зеркалом нужно поймать луч солнца.
Игра «Что отражается в зеркале» - попытаться увидеть, что находиться справа, слева. Можно дома поиграть в игру «Прятки и поиски» (поиск спрятанного предмета в темноте с помощью фонарика).
Дети - это великие мечтатели. Но не сталкиваясь в повседневной жизни с чудом, они мечтают о затерянных мирах, о путешествии в дальние страны. А ведь обычный мир вокруг тоже таит столько чудес. Научить ребенка открывать и видеть их волшебство в привычных вещах - значит привить ему интерес к познанию и творчества на всю его жизнь. Делать со своими детьми такие открытия, вместе с ним познавать волшебный мир вокруг - разве не в этом счастье родительской любви?
Поддерживайте и развивайте в ребенке интерес к исследованиям, открытиям. Главное, чтобы со временем, этот интерес у ваших детей не угас, но, если вы будете ему во всем помогать! Как вы думаете, может ли бумажный цветок, внезапно ожить? Давайте попробуем!
Анкета для родителей
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители!
Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)
2.Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных
передач, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
________________________________________________________________
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?
________________________________________________________________
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное
подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?________________________________________________
9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского
экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание
экспериментировать? Почему?________________________________________
Благодарим Вас за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему : « Эколого – экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить....

Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания
В настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образова...

«Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которВ настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестоко...

Консультация «Эколого-экспериментальные проекты, как средство экологического воспитания»
Консультация...
Проект «Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания детей в средней группе детского сада »
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-...

« Эколого – экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»
Цель: систематизировать материалы исследований и практический опыт по вопросу формирования экологического воспитания посредством опытно - экспериментальной деятельности и выделить особеннос...




