Занятие опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная соль».
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Ализаде Саадат Эльдар кызы

Занятие опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная соль».

 

Цель: Систематизация  представлений детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Закреплять умение обследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Оборудование:

тарелки, лёд, два мешочка, поролон, 2сырых куриных яйца, ложки, одноразовые стаканчики, салфетки, 2 тазика с водой, вода в баночках.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом

Воспитатель: В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.

 Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение:

А у нас в саду дела –

Эксперименты снова.

Сам волшебник никогда

Не творил такого!

То растопим снег и лёд,

То смешаем краски,

Изменяем вкус воды,

Как в волшебной сказке.  

Да ребята, мы с вами  будем проводить опыты и эксперименты. Вы уже знаете, как называется то место, где проводят опыты?

(ответы детей – лаборатория).

А как называются люди, которые там работают?

(Ученые).

Молодцы ребята!

 Сегодня мы с вами тоже  превратились в юных ученых, и сейчас с вами отправимся в лабораторию, которая находится в нашей группе. Для этого я взмахну волшебной палочкой и скажу:  «Раз-два-три повернись, в лаборатории волшебной окажись!»

 (проходим в лабораторию и садимся на стульчики).

Ребята прежде чем начинать проводить наши опыты, давайте вспомним, как мы должны вести себя в лаборатории.

(ответы детей). Не шуметь, не кричать, а вести себя спокойно.

Правильно ребята. А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы воспитателя. Но хочу добавить: во время опытов не трогать руками лицо и глаза, не брать ничего в рот, опыты проводить только после того, как разрешу вам я.

А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать.

Загадывается загадка про соль:

1.Отдельно — я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (соль) если не отгадают то

2. Без нее, ребята, повар, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет - испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Что же это?

Дети. Соль.

Воспитатель: Правильно это соль. (подходим к столику). Ребята, соль бывает разного вида

(морская, крупная, мелкая).Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.

 

ОПЫТ 1.

Возьмите посуду с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её

Дети. Без запаха.

Воспитатель. Как вы думаете какая она на вкус?

Дети. Соленая.

Воспитатель. Возьмите  немного соли положите на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили?

Дети. Насыпали.

Воспитатель. Значит соль какая?

Дети. Сыпучая, рассыпчатая.

Воспитатель. Возьмите увеличительное стекло и посмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль?

Дети. Зернышки, кристаллы, крупинки.

Воспитатель. Возьмите ложкой воду и капните на соль.

Что произошло?

Дети. Соль впитала воду.

Воспитатель. А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её?

Дети. Соли много, воды мало.

Воспитатель. Возьмите стакан с водой и насыпьте в неё ложку соли, размешайте, что произошло с солью?

Дети. Растворилась.

Воспитатель. Изменился ли цвет воды?

Дети. Нет.

Воспитатель. А как вы думаете, какой стал вкус у воды?

Дети. Солёная.

Воспитатель. Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли.

Дети. Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды.

Воспитатель. Молодцы ребята, а теперь проходите садитесь на стулья.  Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют?

Дети. Солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть.

Воспитатель. Давайте мы с вами поиграем в игру. Д/игра «Соленый-несоленый»

 Дети хлопают в ладоши, услышав продукт, который можно солить.

Яблоко, банан, капуста, конфета,  огурец, малина, помидор, мороженое, клубника, грибы.

 

-Ребята, а ещё соль незаменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. (подходим к столику).

ОПЫТ 2.

Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока оставим блюдца в сторонке и отдохнем.

Физминутка:

Мы вдыхаем глубоко,

Дышим мы легко, легко.

Плавно ручки мы подняли,

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали,

И локтями повращали.

Руки мы поставили на пояс,

Присели, встали – 2 раза,

И работать дружно стали.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ТАРЕЛОЧКИ СО ЛЬДОМ,
ЧТО ПРОИЗИШЛО? (СОЛЬ РАСТОПИЛА ЛЁД),

(Дети садятся на стулья)

А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку — загадку, а вы слушайте и запоминайте. Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда они пришли домой, то оказалось, что только один принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он. Мы с вами узнаем в нашей лаборатории. Давайте с вами посмотрим и проведем опыт.

ОПЫТ 3.

Воспитатель берет мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон.

- Что легче? (поролон).

Воспитатель предлагает некоторым детям сравнить мешочки.

Значит, какому ослику было легко идти?

Дети. Который нес поролон, а который нес соль ему было тяжело.

Воспитатель. Давайте мы с вами мешочки с солью и поролоном опустим в воду и пусть они немного полежат в воде. А мы с вами проведем еще один опыт.

 

ОПЫТ 4.

-Ребята, вы когда - нибудь, купались в море? (Ответ детей)

-А в обычной реке кто из вас купался? (Ответ детей)

- Подскажите мне вода в море какая? (Соленая)

-А в речке? (Ответ детей: простая, не соленая) по-другому говорят, что вода в реке пресная. Давайте все вместе повторим.

Ребята, а вы знаете, что некоторые предметы в соленой воде не тонут, а находятся на поверхности воды. Сейчас мы проверим это на опыте.

Нам понадобятся два стакана с водой и два сырых яйца, сначала положим яйцо в чистую (не соленую, пресную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно).

Во второй стакан добавим соль, и размешиваем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).

А теперь вернемся к нашим мешочкам, которые мы с вами оставили в воде.

Воспитатель. Что произошло с солью воде?

Дети. Она растворилась. Мешочек у нас оказался пустым.

Воспитатель. А теперь возьмем мешочек с поролоном. Что произошло с ним? Посмотрите, как изменилась вода в емкости? Как вы думаете, куда она делась?

Дети. Она впиталась в поролон.

Воспитатель. Правильно она впиталась в поролон. Давайте мы с вами проверим, что тяжелее мешочек с солью или с поролоном?

А теперь, подумаем и вспомним сказку-загадку про осликов, какому ослику было легко плыть. Почему?

Дети. Соль в мешках растворилась. Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

Ну, что мои юные исследователи, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

-Понравилось вам в лаборатории?

- С чем мы проводили опыты?

-Какая соль на вкус?

- Растворяется ли соль в воде, и какая становится вода?

-Если соль сыпется, какая она?

-Где применяют соль?

-Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека?

Спасибо, ребята, за ваши ответы.

Вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы, давайте себе похлопаем! Я вас благодарю за сотрудничество. Со своими друзьями вы поделитесь, расскажите, что интересного узнали про соль.

А теперь я снова взмахну волшебной палочкой и скажу: «Раз-два-три повернись, в саду любимой окажись!»

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль»

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с...

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная соль»

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью раз...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе "Цветная соль"

Может ли соль быть цветной? Как сделать ее цветной? Что будет, если мы перемешаем соль смелом? Что нужно сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как соль?...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для средней группы «Волшебный песок».

обеспечить знакомство детей со свойствами кинетического песка, формировать умение сравнивать песок по качеству и свойствам (влажный, сухой, холодный, теплый, мягкий, твердый и т. д...

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная соль»

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная соль»...

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в средней группе: "Волшебная соль"

- Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.-Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.-Развивать наблюдательност...

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в средней группе: «Волшебная соль»

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.Задачи:- Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.-Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных орган...