Конспект НОД в старшей группе «Мы маленькие исследователи воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Задачи:
Образовательная:
- уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
- создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты).
Развивающая:
- развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность.
- развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов.
Воспитательная:
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Мы маленькие исследователи воздуха»
Вид деятельности: познавательно-исследовательская
Форма деятельности: экспериментирование
Задачи:
Образовательная:
- уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
- создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты).
Развивающая:
- развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность.
- развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов.
Воспитательная:
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности.
Словарная работа: Обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный.
Предварительная работа:
Беседа «Живая и неживая природа», загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер» М. Исаковского. Наблюдение на прогулке за ветром.
Демонстрационный материал: полиэтиленовые мешочки по количеству детей; стаканчики с водой; трубочки по количеству детей; таз с водой; резиновые игрушки и резина по количеству детей; музыкальные инструменты, крышки от фломастеров, баночки с апельсином и чесноком по количеству детей.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом. Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся — Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО! Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне принесли посылку. И в этой посылке я обнаружила вот эту шкатулку. Вы хотите узнать, что у неё внутри? Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку: Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не сможем. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Дети: Воздух! Воспитатель: Молодцы. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Где работают ученые? (Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов). А как это помещение называется? Дети: Лаборатория. Воспитатель:(Давайте все вместе скажем лаборатория. В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (закрывают глаза). Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать Научиться наблюдать, Будем вместе развивать Качество — внимательность, А поможет всё узнать Наша наблюдательность. Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории. Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет) - А раз мы его не видим давайте проведем 1–й опыт и посмотрим действительно есть ли воздух вокруг нас. Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да) Воспитатель: Эксперимент № 1 «КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ?» Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он. Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают) Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ребята, скажите: - Что внутри пакета? (воздух) -Какого цвета воздух? (безцветный) Воспитатель: Действительно воздух бесцветный, то есть у воздуха нет цвета. Подругому можно сказать прозрачный (закрепляем слово). - На что похож мешок? (на подушку, шар) - Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха). Воспитатель: Давайте сделаем вывод: (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы выяснили, что воздух есть вокруг нас.) Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг) Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим. | Эксперимент № 2: ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ. Воспитатель предлагает опустить предметы в воду. (Работа в парах, одна емкость воды на двоих). Дети опускают в воду игрушки, внутри которых есть воздух и наблюдают, что они не тонут в воде. Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет! Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей. Воспитатель: Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей) Давайте проверим? Эксперимент № 3 «ВИДИМ ВОЗДУХ, ПРИ ПОМОЩИ ТРУБОЧКИ И ЕМКОСТИ С ВОДОЙ» Воспитатель: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой? Дети: Выходят пузырьки. Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Воспитатель: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Воспитатель: Какой вывод мы сделаем. Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. А почему пузырьки поднимаются на поверхность? (Ответы) Воспитатель: Потому что воздух легче воды. Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка. «Ветер дует нам в лицо» Ветер дует нам в лицо, (руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо) Закачалось деревцо, (прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево) . Ветерок всё тише, тише, (замедлять раскачивание) Деревцо всё ниже, ниже (приседать, постепенно опуская руки) Воспитатель: молодцы отдохнули немного, а теперь продолжим дальше наше исследование. Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей) Эксперимент № 4 «СЛЫШИМ ВОЗДУХ» Воспитатель: Если в крышечку от фломастера или сдуть шарик можно услышать воздух. Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. Воспитатель: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.) С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли шарик и музыкальные инструменты). С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли крышки от фломастера и музыкальные инструменты). Вывод: воздух можно услышать разными способами. А как в природе мы слышим воздух? (Ответы) когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой шелест листвы) Звуки (запись) В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей) Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ» Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. Воспитатель: Каждому из вас предлагаю взять баночку с цифрой «1», и ощутить аромат. Чем же пахнет? (апельсином). Воспитатель: Теперь возьмите баночку с цифрой «2». (чесноком). Воспитатель: Чем пахнет воздух в этих баночках? (ответы). Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Вывод: Воздух не имеет запаха. Воспитатель: Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на мои утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны! -воздух окружает нас со всех сторон. -воздух можно услышать. -воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. -чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов. -человек может жить без воздуха. -ветер – это движение воздуха. -воздух тяжелее воды. Воспитатель: Молодцы, ребята! На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем) Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? А что вам понравилась больше всего? Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Предлагаю взять вам кружочки. Если у вас хорошее настроение, возьмите веселый кружочек, если вам грустно, то возьмите грустный. Воспитатель: Давайте друг другу улыбнемся и подарим хорошее настроение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе. Экспериментирование "Где прячется воздух?"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (совместная поисково-исследовательская деятельность)в старшей группе на тему:"Где прячется воздух?"...

Конспект НОД в старшей группе «Мы маленькие исследователи воздуха»
Вид деятельности: познавательно-исследовательскаяФорма деятельности: экспериментированиеЗадачи:Образовательная:- уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения...

Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема «Маленькие исследователи»
Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема «Маленькие исследователи»...

Конспект занятия в старшей группе "Мы маленькие исследователи воздуха"
-Уточнить и расширить знание детей о воздухе-Познакомить детей со способами обнаружения воздуха....

Конспект НОД окружающий мир в старшей группе «Мы маленькие исследователи воздуха»
Конспект НОД окружающий мир в старшей группе «Мы маленькие исследователи воздуха»...


