Проект
проект по окружающему миру

Панфилова Марина Юрьевна

Познавательно - исследовательский проект

«Что за чудо огород!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 97

Познавательно - исследовательский проект

«Что за чудо огород!»

Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.

Автор проекта:

Воспитатель первой  кв. категории

Панфилова Марина Юрьевна

Г.Иркутск

Пояснительная записка

Во время бесед с детьми, выяснила, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Что за чудо огород» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.

Актуальность:

Старший дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 5 годам ребёнок как бы освобождается от воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Ребёнок пытается упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нём какие-то связи и закономерности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.

Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.

Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.

Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.

Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.

В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданной зелени листьев: лука, укропа, салата, для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.

Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Тип проекта:  педагогическое проектирование;

Сроки реализации: долгосрочный (январь-май);

Возрастная группа: дети 5 лет;

Участники проекта: педагог, дети старшей группы родители (законные представители)

Цель проекта: формировать представления детей о выращивании овощных культур в комнатных условиях.

Задачи проекта:

Обучающие задачи:

• Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы.

• Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.

Развивающие задачи:

Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы.

• Развивать речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес.

Воспитательные задачи

• Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда.

Ресурсное обеспечение: ёмкости для посадки растений, пластиковые стаканы, семена овощных культур, земля, лейки, ватман, фигурки героев сказки «Пых», краски, кисти.

Материально-техническое обеспечение: уголок экспериментирования, уголок природный (огород)

Демонстрационный материал: серия сюжетных картин.

Технические средства обучения: проектор, ПК.

План реализации проекта: «Что за чудо огород!»

Этап проекта

Мероприятия

Цель

Сроки

организационный этап

Изучение педагогической литературы по проблеме

Повышение уровня педагогической компетентности по проблеме

Декабрь

2023г.

этап апробации

Работа с детьми

Практическая деятельность реализации проекта, планирование совместной деятельности взрослого и детей.

Развитие потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.

Январь- май

2023г.

Работа с родителями

Теоретическая осведомленность родителей по проблеме проекта,  

Знакомство с целью и задачами проекта «Что за чудо огород»

Январь 2023г.

совместная творческая деятельность

Привлечение к оформлению продукта проекта «Что за чудо огород»

Март 2023г.

заключительный этап

Размещение информации на сайте МДОАУ.

Публикация: проекта, продукта проекта, фотографий проекта на сайте МДОАУ.

Апрель- май 2023г.

Перспективный план работы с детьми

по  проекту «Что за чудо огород!»

сроки

мероприятие

цель

содержание

Январь

14.01.2023

Беседа « Что растёт на огороде?»

Рассказать детям о том, что  растет на огороде. И как нужно ухаживать за огородными растениями.

Подготовка контейнеров, почвы, головок лука для посадки.

18.01.2023

Практическая работа «Посадили мы лучок».

Формировать знания детей о правильной посадке  лука.

Посадка лука в заранее приготовленные контейнеры.

11.02.2023

Опыт «Проращивание семян»

Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

Наблюдение за тем, как проклевываются ростки у семян (фасоль, яблоко, овёс, пшеница)

25.02.2023

Беседа: «Как ухаживать за растениями на окне».

Воспитывать бережное и доброе отношение к природе, приобретение навыков коллективного труда

Работа на огороде: полив растений, рыхление почвы.

3.03.2023

Беседа «Вот какой урожай»

Воспитывать положительное отношение к собственному труду. Развивать чувство гордости от сопричастности к полученному результату.

Сбор  урожая, подача его к столу.

4.03.2023

Загадки «овощи в огороде» показ презентации.

Развивать творческое воображение, речь, пополнять и активизировать словарь детей.

Разгадывание загадок об овощах.

11.03.2023

Чтение стихотворения

С. Михалкова «Овощи»

Воспитывать умение следить за развитием действия.

Инсценировка стихотворения  

С. Михалкова «Овощи»

25.03.2023

Беседа «Витамины на грядке».

Рассказать детям о пользе растений.

Посадка семян: свеклы, салата, укропа.

1.04.2023

Показ настольного театра -  сказка «Пых»

Развивать интерес к театрализованной деятельности

Учить драматизировать небольшие отрывки из сказки.

8.04.2023

Оформление огорода

Развивать творческие способности детей, желание красиво оформлять результаты своего труда на огороде.

Изготовление и покраска заборчика для огорода. Расстановка фигурок героев сказки «Пых»

14.04.2023

Д/и лото «Овощи-фрукты»

Формировать знания о названиях овощей и фруктов.

Классификация овощей и фруктов.

22.04.2023

Наблюдение «Что было и что стало»

Развивать любознательность, желание наблюдать за изменениями, происходящими на огороде, формировать желание ухаживать за ним.

Работа на огороде (полив первых всходов, рыхление почвы).

29.04.2023

Рисование «Лук»

кисточкой, красками.

Развивать творческие способности детей

Учить детей изображать лук, посредством рисования кистью и красками.

6.05.2023

Д/и «Где что растет?»

Формировать умение определять предметы по группам

Классификация овощей и фруктов  по группам.

13.05.2023

Беседа «Вот какой урожай»

Воспитывать положительное отношение к собственному труду. Развивать чувство гордости от сопричастности к полученному результату.

Сбор  урожая, подача его к столу.

Перспективный план работы с семьями воспитанников

по  проекту «Что за чудо огород!»

Мероприятия

Сроки

1

Знакомство с целью и задачами проекта «Что за чудо огород».

20.12-30.12

2

Помощь родителей в приобретении грунта и посадочного материала.

10.01-18.01

3

Привлечение к оформлению продукта проекта «Что за чудо огород».

18.01-20.02

4

Презентация проекта – стенгазета «Есть у нас огород – посмотрите, что растёт!»

05.05.-20.05

Формы подведения итогов реализации проекта: стенгазета  «Есть у нас огород – посмотрите, что растёт!»

Ожидаемый  результат реализации проекта: сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами в комнате на подоконнике.

Сформированы знания, что овощные культуры выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы.

Называют и узнают овощные растения по внешнему виду, называют их части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; видят сходства и отличия. С удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте овощных культур, делают простые выводы, сравнения.

Ухаживают за растениями: поливают, рыхлят, переворачивают к свету.

Делают простые опыты, объясняют результат.

Радуются полученным результатам своего труда (урожаю лука, появлению всходов свёклы, зелёных листьев салата и укропа)

Словарь пополнен новыми словами (грядка, корень, стебель, семена, удобрения, всходы, рыхление, урожай, витамины).

Дают точные ответы на вопросы, употребляют новые слова в речи.

Литература

1. Аксёнова З. Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека воспитателя)

2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)

3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.

4. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с.

5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфёнова Г,М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 208с.

6. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. - М. : Айрис - пресс, 2009.- 96с.

7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 48с.

8. Шорыгина Т. А., Овощи. Какие они? М. Издательство ГНОМ и Д, 2004.- 88с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...