Проект
проект по окружающему миру
Познавательно - исследовательский проект
«Что за чудо огород!»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 97
Познавательно - исследовательский проект
«Что за чудо огород!»
Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях.
Автор проекта:
Воспитатель первой кв. категории
Панфилова Марина Юрьевна
Г.Иркутск
Пояснительная записка
Во время бесед с детьми, выяснила, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо. Проект «Что за чудо огород» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в комнате на подоконнике.
Актуальность:
Старший дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 5 годам ребёнок как бы освобождается от воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Ребёнок пытается упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нём какие-то связи и закономерности. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.
В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданной зелени листьев: лука, укропа, салата, для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.
Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Тип проекта: педагогическое проектирование;
Сроки реализации: долгосрочный (январь-май);
Возрастная группа: дети 5 лет;
Участники проекта: педагог, дети старшей группы родители (законные представители)
Цель проекта: формировать представления детей о выращивании овощных культур в комнатных условиях.
Задачи проекта:
Обучающие задачи:
• Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, почвы.
• Учить называть растение и его части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.
Развивающие задачи:
Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать простейшие выводы.
• Развивать речь, наблюдательность, восприятие, внимание, мышление, память, исследовательский интерес.
Воспитательные задачи
• Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки, трудолюбие, заботливое отношение к растениям, умение радоваться их красоте, результатам своего труда.
Ресурсное обеспечение: ёмкости для посадки растений, пластиковые стаканы, семена овощных культур, земля, лейки, ватман, фигурки героев сказки «Пых», краски, кисти.
Материально-техническое обеспечение: уголок экспериментирования, уголок природный (огород)
Демонстрационный материал: серия сюжетных картин.
Технические средства обучения: проектор, ПК.
План реализации проекта: «Что за чудо огород!»
Этап проекта | Мероприятия | Цель | Сроки |
организационный этап | Изучение педагогической литературы по проблеме | Повышение уровня педагогической компетентности по проблеме | Декабрь 2023г. |
этап апробации | Работа с детьми | ||
Практическая деятельность реализации проекта, планирование совместной деятельности взрослого и детей. | Развитие потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. | Январь- май 2023г. | |
Работа с родителями | |||
Теоретическая осведомленность родителей по проблеме проекта, | Знакомство с целью и задачами проекта «Что за чудо огород» | Январь 2023г. | |
совместная творческая деятельность | Привлечение к оформлению продукта проекта «Что за чудо огород» | Март 2023г. | |
заключительный этап | Размещение информации на сайте МДОАУ. | Публикация: проекта, продукта проекта, фотографий проекта на сайте МДОАУ. | Апрель- май 2023г. |
Перспективный план работы с детьми
по проекту «Что за чудо огород!»
сроки | мероприятие | цель | содержание |
Январь 14.01.2023 | Беседа « Что растёт на огороде?» | Рассказать детям о том, что растет на огороде. И как нужно ухаживать за огородными растениями. | Подготовка контейнеров, почвы, головок лука для посадки. |
18.01.2023 | Практическая работа «Посадили мы лучок». | Формировать знания детей о правильной посадке лука. | Посадка лука в заранее приготовленные контейнеры. |
11.02.2023 | Опыт «Проращивание семян» | Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся. | Наблюдение за тем, как проклевываются ростки у семян (фасоль, яблоко, овёс, пшеница) |
25.02.2023 | Беседа: «Как ухаживать за растениями на окне». | Воспитывать бережное и доброе отношение к природе, приобретение навыков коллективного труда | Работа на огороде: полив растений, рыхление почвы. |
3.03.2023 | Беседа «Вот какой урожай» | Воспитывать положительное отношение к собственному труду. Развивать чувство гордости от сопричастности к полученному результату. | Сбор урожая, подача его к столу. |
4.03.2023 | Загадки «овощи в огороде» показ презентации. | Развивать творческое воображение, речь, пополнять и активизировать словарь детей. | Разгадывание загадок об овощах. |
11.03.2023 | Чтение стихотворения С. Михалкова «Овощи» | Воспитывать умение следить за развитием действия. | Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Овощи» |
25.03.2023 | Беседа «Витамины на грядке». | Рассказать детям о пользе растений. | Посадка семян: свеклы, салата, укропа. |
1.04.2023 | Показ настольного театра - сказка «Пых» | Развивать интерес к театрализованной деятельности | Учить драматизировать небольшие отрывки из сказки. |
8.04.2023 | Оформление огорода | Развивать творческие способности детей, желание красиво оформлять результаты своего труда на огороде. | Изготовление и покраска заборчика для огорода. Расстановка фигурок героев сказки «Пых» |
14.04.2023 | Д/и лото «Овощи-фрукты» | Формировать знания о названиях овощей и фруктов. | Классификация овощей и фруктов. |
22.04.2023 | Наблюдение «Что было и что стало» | Развивать любознательность, желание наблюдать за изменениями, происходящими на огороде, формировать желание ухаживать за ним. | Работа на огороде (полив первых всходов, рыхление почвы). |
29.04.2023 | Рисование «Лук» кисточкой, красками. | Развивать творческие способности детей | Учить детей изображать лук, посредством рисования кистью и красками. |
6.05.2023 | Д/и «Где что растет?» | Формировать умение определять предметы по группам | Классификация овощей и фруктов по группам. |
13.05.2023 | Беседа «Вот какой урожай» | Воспитывать положительное отношение к собственному труду. Развивать чувство гордости от сопричастности к полученному результату. | Сбор урожая, подача его к столу. |
Перспективный план работы с семьями воспитанников
по проекту «Что за чудо огород!»
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Знакомство с целью и задачами проекта «Что за чудо огород». | 20.12-30.12 |
2 | Помощь родителей в приобретении грунта и посадочного материала. | 10.01-18.01 |
3 | Привлечение к оформлению продукта проекта «Что за чудо огород». | 18.01-20.02 |
4 | Презентация проекта – стенгазета «Есть у нас огород – посмотрите, что растёт!» | 05.05.-20.05 |
Формы подведения итогов реализации проекта: стенгазета «Есть у нас огород – посмотрите, что растёт!»
Ожидаемый результат реализации проекта: сформирован познавательный интерес к выращиванию и уходу за овощными культурами в комнате на подоконнике.
Сформированы знания, что овощные культуры выращивают из семян, их рост зависит от наличия света, тепла, влаги, почвы.
Называют и узнают овощные растения по внешнему виду, называют их части: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена; видят сходства и отличия. С удовольствием наблюдают за изменениями, происходящими в росте овощных культур, делают простые выводы, сравнения.
Ухаживают за растениями: поливают, рыхлят, переворачивают к свету.
Делают простые опыты, объясняют результат.
Радуются полученным результатам своего труда (урожаю лука, появлению всходов свёклы, зелёных листьев салата и укропа)
Словарь пополнен новыми словами (грядка, корень, стебель, семена, удобрения, всходы, рыхление, урожай, витамины).
Дают точные ответы на вопросы, употребляют новые слова в речи.
Литература
1. Аксёнова З. Ф. Войти в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека воспитателя)
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.
4. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с.
5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144с. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфёнова Г,М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 208с.
6. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды. - М. : Айрис - пресс, 2009.- 96с.
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 48с.
8. Шорыгина Т. А., Овощи. Какие они? М. Издательство ГНОМ и Д, 2004.- 88с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»
Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...
