Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Перелетные птицы весной" для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Перелетные птицы весной" для старшей группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД «Перелетные птицы весной» для старшей группы
Образовательная область «Познание».
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их
жизни в весенний период; познакомить с голосами перелётных птиц; дать знания о видах
гнезд и их расположении; развивать интерес к жизни птиц, воображение,
мышление, речь детей, активизировать словарь по теме; воспитывать доброе, бережное отношение к птицам.
Задачи:
1. Образовательные: закрепление знания признаков весны; закрепление
знаний о жизни перелетных птиц; формирование экологического представления детей об окружающем мире; совершенствование грамматического
строя речи.
2. Воспитательные: воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.
3. Развивающие: развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.
Интегрируемые образовательные области:
— Коммуникация;
— Социализация;
— Чтение художественной литературы;
— Художественное творчество.
Демонстрационный материал:
Чудо-дерево, изображения птиц; скворечник; картинки с гнездами ла
сточки, грача, кукушки, соловья; конверты с заданиями.
Ход ООД:
(Дети входят в группу и становятся вокруг воспитателя)
Воспитатель: Ребята, посмотрите. К нам сегодня пришли гости. давайте
с ними поздороваемся:
В.: Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо
прошагал за окном?
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла … весна.
Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы будем
о весне. Какая она весна?
Дети: Весна.
Воспитатель: Скажите, какой месяц у нас за окошком?
Дети: Апрель.
Воспитатель: Апрель - это второй весенний месяц. Какие еще весенние
месяцы вы знаете?
Дети: Это март и май.
Воспитатель: Есть народная пословица, которая может нам рассказать о
каждом из них - Март с водой, апрель с травой, май с цветами. Как вы думаете, почему так говорится? Дети рассуждают.
Воспитатель - ребята, а ведь весной солнышко греет теплее, ярче,
правда?
Вот и к нам заглянуло солнышко, но лучиков у него мало. Ребята, если вы
назовёте весенние признаки, то лучиков у солнца появится больше, и оно
станет светить нам ещё ярче и теплее. (дети называют признаки весны и
подставляют лучики солнышку). - спасибо, ребята. Молодцы!
А какими словами мы можем описать весну, какая она?
Дети: тёплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная,
зелёная, добрая, прекрасная. - Да, весна – чудесное время года. Природа пробуждается ото сна.
А кто же из вас назовёт весенние месяцы?
А какой сейчас месяц?
Звукозапись «Голоса птиц» - Ой, вы слышите, ребята, что это за звуки? - Да, это вернулись перелётные птицы и запели свои звонкие песни.
В.: А почему их называют перелетными?
Д.: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.
В: Каких перелётных птиц вы знаете?
В.:. А почему птицы улетают в теплые края?
Д.: Потому что им страшен голод.
В.: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют
нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное
дело.
В : Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Д.: Радостное, веселое, доброе, нежное.
В :А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как
люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
Д.: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима
наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радо
вались встрече с нами, как соскучились
Подвижная игра. «Перелётные и зимующие» - Давайте поиграем. Если я назову перелётную птицу – «летите» и машите «крыльями». Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.
В.: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?
Д.: Построить гнезда.
В.: А из чего птицы строят гнезда?
Д.: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.
В.: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?
Д.: На деревьях, на столбах (аист).
В.: А теперь давайте посмотрим на картинки.
Грачи. - Первыми прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже тут
Отдохнут грачи и начинают вить гнёзда. Вьют гнёзда грачи на вершине
высокого дерева. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы.
Скворцы.
Слышите, скворец поёт. Он на крыльях весну несёт! Стоит появиться
скворцам, и ручьи побежали тут и там. Мать –и- мачеха зацвела,
и весна вступила в свои права. Первыми прилетают папы скворцы, находят скворечники и начинают петь. Маму скворчиху призывают и чужих на
свою территорию не пускают. А ещё скворцы - настоящие певцы-пародисты. Они запоминают и копируют голоса многих птиц и не только, затем
слагают свою песню: то ласточкой защебечет, то курицей закудахчет, то лягушкой заквакает.
Кукушка.
Кипит работа в весеннем лесу: пичуги тащат в клювах прутики, сухие
травинки, кусочки мха — строят гнезда, устилают их пухом и перышками,
готовятся к появлению птенцов. Только кукушка гнезда не строит! Она уселась на сук на макушке высокой осины и внимательно, терпеливо высматривает, где птицы устраивают себе жилища.
Когда заботливая, работящая птичка ненадолго отлетит от гнезда — кукушка тут как тут! Сразу подложит в чужой уютный домик свое яичко, а хозяйское унесет в клюве и выбросит.
В гнезда каких только птиц кукушки не подкладывают свои яйца: в лесные теремки горихвосток, трясогузок, пеночек, крапивников, мухоловок, в
дупла дятлов и даже в гнездо болотной птицы — кулика.
Ласточка.
Прилетают в апреле и начинают строить гнезда, выводить птенцов.
Ласточки – искусные строители. Из грязи и травы они лепят глубокие чашечки и выстилают их пухом. Получаются уютные домики, которые крепятся под крышами, на балках, на стенах домов.
Люди всегда рады прилету ласточек. Их любят за трудолюбие, за то, что
уничтожают массу вредных насекомых, и просто за веселое щебетанье.
А еще говорят, что ласточки весной тепло на крыльях приносят. И это
правда!
АИСТ.
Аист это старый наш знакомый.
Он живёт на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту.
За лягушками к болоту.
Испокон веков аисты селятся рядом с человеком. Аист-самец выбирает
себе подругу, с которой живет всю жизнь. Пара аистов вьет большое гнездо
из веток, которое обычно устраивает на деревьях или скалах, но чаще – на
постройках, возведенных человеком: домах, высоких фабричных трубах или
на опорах линий электропередачи.
Гнездо служит для аистов уютным домом много лет. Каждый год, возвращаясь весной из теплых стран, аисты ремонтируют гнездо, вплетают в
него новые ветки.
В середине весны самка откладывает от 3 до 8 яиц. Насиживают их оба
родителя. Через 4–6 недель из яиц вылупляются маленькие аистята. Еще через два месяца птенцы начинают учиться летать и отправляются вместе с родителями на первую охоту.
Питаются аисты лягушками и ящерицами, а также моллюсками, червями,
насекомыми и их личинками.
Физкультурная пауза – «Птички»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)
И на улицу глядят.
Полетать вдруг захотели,
И все сразу полетели, (дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места)
Работа с алгоритмами «Строение птиц».
В.: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?
Д.: Можно сделать и развесить скворечники.
В.: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам.
Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.
В.: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?
Д.: Вывести птенцов.
В.: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?
Д.: Мама птичка, самка.
В: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?
Д.: Папа, самец.
В.: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав
шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов по
дальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя
шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять,
трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!
Вы со мной согласны?
(Ответы детей).
В.: А теперь я вам предлагаю немного поиграть.
Дидактическая игра «Перелётные и зимующие птицы»
(перед детьми два дерева «Зимнее» и «Весеннее» и картинки с изображением зимующих и перелётных птиц. Нужно перелётных птиц «посадить» на ВЕСЕННЕЕ дерево, а зимующих на ЗИМНЕЕ дерево.
В.: Игра «У кого кто?»
у грача - грачата
у кукушки – кукушата
у журавля – журавлята
у соловья – соловьята
у скворца – скворчата
у аиста – аистята
у гуся – гусята
у утки - утята
В.: - Молодцы! Справились и с этим заданием!
В.: - Ребята, что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»
Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-с...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Откуда пришёл хлеб» (старшая группа)
Дети должны знать о том, какой ценой достается хлеб хлеборобу и как к хлебу надо относиться. Проводя занятия по ознакомлению с окружающим должно быть много красочного наглядного материала, чтобы вызва...

"Олимпийские зимние виды спорта" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы
"Олимпийские зимние виды спорта"Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы
МБДОУ Ытык-Кюельский детский сад «Туйаара» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей груп...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы.
Тема занятия: "Моя семья и родственники"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Подводное царство" в старшей группе
Расширение знаний у детей об обитателях подводного царства...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Встречаем птиц» в разновозрастной группе
НОД в разновозрастной группе по ознакомлению с окружающим «Встречаем птиц»Цель: Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах.Задачи: конкретизировать знания детей о переле...
