Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру

Старыгина Мария Николаевна

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Органы чувств - наши помощники"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад «Светлячок»

Конспект открытого занятия

по опытно-экспериментальной деятельности

в средней группе «Рябинка»

Тема: «Наши помощники – органы чувств»

D:\Users\Машуля\Downloads\ОРГАНЫ ЧУВСТВ человека.jpg

Picture background

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Старыгина М.Н.

Камчатский край

с. Мильково                                                                                                                    2025 год

Цель: закрепление знаний детей о роли органов чувств человека  при восприятии окружающего мира.

Задачи:                                                                                                              Образовательные
- уточнять знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание);
- у
точнять с помощью опытов, для чего нужны органы чувств;

- тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования.
Развивающие                                                                                                                                 - развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения;                                      - развивать разговорную речь, пополнять словарный запас словосочетаниями: «орган слуха», «орган зрения», «орган вкуса», «орган обоняния»;                                                                                                                                  - совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств.

Воспитательные                                                                                                                          - воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к органам чувств;                                                    - расширять кругозор детей.

Методы и приемы: 

Наглядный (показ, демонстрация);
Словесный (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровой (сюрпризный момент, пальчиковые игры, дидактические игры);
Практический (упражнения, опыты).

Технологии: личностно-ориентированная, исследовательская, игровая,
здоровьесберегающая (дыхательная гимнастика, динамическая пауза; гимнастика для глаз).

Средства обучения:
Демонстрационный материал (карточки с изображением органов чувств); 
Непрозрачные емкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами;

Коробки с разными предметами (песок, лёд, слайм, камни);                                          Стаканы с водой (простая, сладкая, солёная, кислая);                                                    Игрушки (3 матрёшки разных по величине, 3 кубика разных цветов).


Ход занятия:

I. Орг. момент.

Дети заходят в группу и встают в круг.

Воспитатель: Сегодня в нашей группе много гостей, давайте с ними поздороваемся. А теперь давайте поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И  друг другу улыбнёмся.

Пусть у вас сегодня будет хорошее настроение.

- Сюрпризный момент.

Воспитатель: К нам в группу пришло письмо из сказочного мира. Сейчас я его прочитаю, и мы узнаем от кого оно.

«Здравствуйте ребята! С моей подружкой Машей случилась беда. Она гуляла в лесу и нашла Книгу заклинаний. Прочитала одно из них и стала заколдованной. Чтобы ее расколдовать, нужно выполнить задания. Помогите мне, пожалуйста»

Медведь.

II. Основная часть.

  1. Воспитатель: Поможем медведю спасти Машу? (Да.)

Для этого нам надо отправиться в необычное путешествие, в сказочный мир. Закройте глаза, обернитесь вокруг себя четыре раза, а я произнесу волшебные слова:

Если палочкой волшебной                                                                                                            Я взмахну четыре раза,                                                                                                                  В мире сказок непременно,                                                                                                         Мы окажемся все сразу.                                                                                                              Раз, два, три, четыре,                                                                                                                      Вот мы и в сказочном мире.

(Дети открывают глаза и видят, на магнитной доске, иллюстрированную поляну с домиком и девочкой Машей, из мультфильма «Маша и медведь», без глаз, ушей, носа, рта и рук).

Воспитатель: Садитесь на стулья, не забывайте об осанке. Смотрите – сказочный домик, а кто это рядом с домиком? (Ответы детей) Вы заметили, что Маша какая-то странная, у неё чего-то не хватает? (Дети говорят, что у Маши нет ушей, глаз, носа, языка, рук).                                                                                          Глаза, уши, нос, язык и руки называют органами чувств. Значит, у Маши не хватает органов чувств. Она не слышит и не видит, что её окружает.

  1. Воспитатель: Сейчас у  нас будет путешествие по волшебным станциям. Но прежде чем отправиться, мы распределим, кто какой орган будет спасать (дети вытягивают жетончики с изображением органов чувств)

Первая станция, называется «Зоркий». А чтобы узнать какой орган чувств на ней живёт, отгадайте загадку.

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза).

На этой станции живут люди, которые очень хорошо видят. Скажите, хорошо или плохо, когда человек не может видеть? (Ответы детей). Почему плохо? (ответы детей). Давайте поэкспериментируем. Что могут наши глаза?                                                                                                             Дети, у которых жетончики с изображением глаз подходят к первому столу. (На столе стоят резиновые игрушки: кот, медведь)                                                                      - Посмотрите, кто стоит ближе: кот или медведь? (Ответы)
- Как определили? (Ответы детей) Значит, что могут определять глаза? (Расстояние). На столе стоят три матрёшки. Покажите где самая большая и самая маленькая матрёшки? (Ответы детей) Значит, что могут определять глаза? (Ответы детей). ( размер)
(На столе стоят три кубика разного цвета. Ребёнок, с закрытыми глазами, должен определить цвета кубиков). Можно ли с завязанными глазами определить цвет? (Ответы детей). Вы правильно ответили на все вопросы  и помогли вернуть Маше орган зрения - глаза. (У Маши появляются глаза). Дети возвращаются на стулья. А как нужно беречь глаза? (Ответы детей). Чтобы глаза не уставали и не болели, сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз:
Белка дятла поджидала (глаза вправо и влево)
Гостя вкусно угощала:
-Ну-ка, дятел, посмотри, (глаза вверх и вниз)
Вот орехи: раз, два, три, (три раза зажмурить глаза).
Пообедал дятел с белкой (мигают)
И пошёл играть опять (закрыть глаза и погладить веки).

  1. Следующая станция Нюхачей. Какой орган чувств живет на этой станции, вы узнаете, отгадав загадку:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
    Запах хлеба, запах мёда                                                                                                           Запах лука, запах роз                                                                                                            Различить поможет...(нос)

Правильно. Нос - это орган обоняния, что может нос? (Ответы детей).
Можно дышать ртом, но это совсем неудобно и вредно для здоровья. Нос нужен, чтобы чувствовать запахи. Если пахнет булочками, мы можем определить, где мы находимся? (Дети говорят, что находимся в магазине, булочной, пекарне). А если пахнет лекарствами, то где мы можем находиться? (В больнице, в аптеке). Дети, у которых жетончики с изображением носа, подходят ко второму столу.
 На станции Нюхачей растет волшебное дерево, на нем плоды с разными запахами. Если вы правильно определите запахи, то к Маше вернется орган обоняния - нос.          

Игра «Определи по запаху» 

(На дереве висят контейнеры из под киндеров, детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в контейнерах). (Чеснок, апельсин, лук, шоколад)                                                                                                                    - Ребята, если мы можем дышать ртом, то и запахи можем почувствовать ртом? Так это или нет? (ответы детей) Затем воспитатель предлагает зажать нос и попробовать вдохнуть запах ртом, получается? Дети делают вывод, что ртом вдыхать запахи не получается, можно нюхать только носом.                                                                                                         - Молодцы, и с этим заданием справились.
(У Маши появляется нос). Дети возвращаются на стулья.
Ребята, расскажите, как ухаживать за носом ( Дети говорят, что нос любит чистоту и свежий воздух, нужно всегда иметь носовой платок и в нос ничего совать нельзя). Для того, чтобы наш нос хорошо работал нужно делать дыхательную гимнастику.              

Дыхательная гимнастика:                                                                                                       Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже - 
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко-легко подышим.                                                                                                
(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

4. Следующая станция Вкусов. Какой орган чувств живет на этой станции, вы узнаете, отгадав загадку:                                                                                                 Если б не было его,                                                                                                                       Не сказал бы ничего. (язык)

Правильно, ребята, а для чего нам нужен рот, язык? (ответы детей)

(Язык нужен для того, чтобы говорить и чувствовать вкус. Это – орган вкуса.)                      Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными). Дети, у которых жетончики с изображением рта, подходят к третьему столу. 

Игра: «Определи на вкус»

На столе стоят четыре стакана с водой (простая, сладкая, солёная, кислая с лимоном). Ребята, вы можете сказать что находится в стаканах? (Дети смотрят, нюхают. Делают вывод, что во всех стаканах одинаковая вода)                                          А давайте попробуем на вкус и проверим одинаковая ли вода? (дети пробуют и делают вывод, что на вид и запах она одинаковая, а на вкус разная).                                                    - Молодцы и с этим заданием справились, теперь у Маши появится рот и язык.

Дети возвращаются на стулья.                                                                                                     - Ребята, расскажите, как ухаживать за ртом и языком (ответы детей). Для того, чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:                                                                 "Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.
"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.
"Лошадка" Поцокать языком.

  1. Теперь отправимся на станцию  Слухачей. А какой орган чувств живет на этой станции, вы узнаете, отгадав загадку:                                                                                                  
    Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
    а для этого нужны нашей Маше…(ушки)

Правильно,  как вы думаете, какой орган развит у этих жителей? (уши).
Уши – это орган слуха.
Закройте глаза (в это время воспитатель хлопает). Что вы услышали? (хлопок). Уши помогают нам слышать звуки, сообщать, что происходит вокруг нас, даже если мы не видим.

Дети, у которых жетончики с изображением уха подходят к четвёртому столу.       На столе под салфеткой лежат ложка, бумага, колокольчик, вода в стакане. Дети стоят спиной к столу.                                                                                                                 

Игра «Что услышал?» 

(воспитатель рвёт бумагу, переливает воду, стучит ложкой, звенит в колокольчик). Молодцы, вы угадали все звуки. А как вы думаете, с помощью ушей можно понять, кто тебя позвал не видя? (Ребята стоят спиной к другим детям, их зовут по имени, а они должны сказать, кто его позвал).                                         - А теперь закройте уши и попробуйте услышать, что я вам сказала (дети закрывают уши и смотрят, как воспитатель что-то говорит. Делают вывод, что без ушей ничего не слышно). Молодцы, вы справились и с этим заданием и к  Маше вернется орган слуха - уши (у Маши появляются уши). Дети возвращаются на стулья.                                                                                                  А как уберечь наши уши? (ответы детей)                                                                           Я предлагаю сделать массаж ушей (массируют уши).

Массаж ушей «Взяли ушки за макушки»

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

До мочек добежали

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём.

  1. Следующая станция Ощущений. А какой орган чувств живет на этой станции, вы узнаете, отгадав загадку:  

Маша ягодки берёт                                                                                                                     По две, по три штучки,                                                                                                                 А для этого нужны                                                                                                                  Нашей Маше .... (Руки, пальцы)

Правильно, это руки, пальцы. Наши пальцы, это – орган чувств осязания. Они нужны для того, чтобы ощущать тот или иной предмет на ощупь. А для чего нам нужны ещё пальцы? (ответы детей)                                                                                                                                              Чтобы узнать, правда ли мы можем, не видя предмета, на ощупь определить какой это предмет. Я предлагаю это проверить.                                                                                                            (На столе стоят 4 коробочки с предметами, ребята засовывают руку в коробку и определяют предмет на ощупь какой он, по возможности сказать, что в коробке)

Молодцы и с этим заданием вы справились, теперь к Маше вернуться руки. (У Маши появляются руки) Дети возвращаются на стулья. А как же ухаживать за своими руками (ответы детей) Для того, чтобы наши пальцы не уставали, сделаем пальчиковую гимнастику:           

Шла купаться черепаха,                                                                                                                 И кусала всех от страха

Кусь-кусь-кусь…                                                                                                                 Никого я не боюсь.                                                                                                                           Ребята, вы сегодня хорошо постарались и выполнили все задания. У Маши снова появились все органы чувств. Теперь Маша может видеть, слышать, различать запахи и вкусы, воспринимать предметы на ощупь.

III. Итог. Рефлексия.                                                                                          Воспитатель: Ребята, мы с вами были сегодня на разных станциях. Экспериментировали и играли с нашими органами чувств, давайте вспомним, что мы делали на станции «Нюхачей»? (угадывали по запаху). Что мы делали на станции «Слухачей»? (узнавали по звуку). Что мы делали на станции «Ощущения»? (на ощупь определяли признаки предметов). Что мы делали на станции «Зоркий»? (определяли размер, цвет, расстояние). Что мы делали на станции «Вкуса»? (определяли на вкус воду) Вы большие молодцы, мы с вами многому научились и интересно провели время! Вы убедились в том, как важны наши органы чувств и они действительно являются нашими… (помощниками).

Нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза, а я произнесу волшебные слова:

Снова палочкой волшебной                                                                                                          Я взмахну четыре раза

В детский садик непременно                                                                                                    Дети все вернуться сразу                                                                                                            Раз, два, три, четыре.

В благодарность Медведь прислал вам раскраски с изображением Медведя и Маши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Закрепление у детей знакомых свойств воды и знакомство с другими свойствами...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе

Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа

Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11324688","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"240"}}]]Задачи:Образовательные:• учить устанавливать элементарны...

«Волшебница вода». Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Подготовила и провела: воспитатель Попова Марина Владимировна

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1 Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить знания о свойс...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебная вода».

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятльности в средней группе на тему: "Волшебная вда"....