Доклад «Формирование экспериментально-экологической культуры дошкольников в ДОО»
материал по окружающему миру

Гаськова Кира Александровна

Доклад "Формирование экспериментально-экологической культуры дошкольников в ДОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_segodnyashney_zhizni.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное

Образовательное Учреждение

Усть-Баргузинский детский сад «Ёлочка»

ДОКЛАД

«Формирование экспериментально-экологической культуры дошкольников  в ДОО»

                                                         

Подготовила: воспитатель

                             Гаськова Кира Александровна

                                                       2017г.

Введение

В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром растений и животных. И начинать формировать экологическую культуру дошкольников в детском саду надо с момента прихода детей в первую младшую группу. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом.

Основными задачами  по формированию экологической культуры являются:

1. Дать первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, сформировать начальные знания о растениях, животных и природных явлениях.

2. Развивать сенсорные навыки: выделять, различать и называть свойства предметов и материалов, воспринимаемых разными анализаторами.

3. Формировать осознанное отношение к природе, людям, охраняющим и созидающим её, а также отношение к себе как к части природы.

4. Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами, умение правильно взаимодействовать с природой, интерес к окружающему миру.

5. Формировать представления о том, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее;

6. Знакомство с опасностями в природе и способами их преодоления.

7. Приобщение детей к самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды;

Разрабатывая методику проведения Непосредственно Образовательной Деятельности по формированию экологической культуры у детей младших групп, необходимо отдавать предпочтение наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядно-иллюстративного материала), а также практическим (труд, игра). Использование словесных методов (рассказ, чтение художественной литературы). Также эти методы работают в  старших группа, а также там еще добавляется экспериментирование.

В течение всего дня мы контактируем с природой и узнаем ее:

  1. Утро начинается с работы в уголке природы. В младшей группе происходит наблюдение детьми за работой воспитателя и привлечение детей к работе в уголке природы (полить комнатные растения, протереть  листья и др.) тем самым развивается интерес и бережное отношение к природе. В средней и старших группах необходимо привлекать детей к уходу за комнатными растениями, дети должны знать 2-3 названия комнатных растений и их внешний вид. Также в средней группе дети начинают, работать с календарём природы  (определение времени года, месяца, состояние погоды).
  2. Беседа с детьми о природе, о погоде, о бережном отношении к природе, о значении воды в жизни человека, растений и животных. В средней группе добавляются беседы  о сезонных изменениях в природе. Дети должны знать 2-3 вида лесных ягод, грибов и знать, что есть съедобные и несъедобные грибы.
  3.   С помощью дидактических игр и занятий дети учатся  различать по вкусу, цвету, величине и форме овощи и фрукты, также закрепить их названия. Даётся первоначальное представление о домашних животных и их детёнышах. Домашние животные живут рядом с человеком, он ухаживает за ними. Даётся представление о диких животных, они живут в лесу.  Для средней группы расширяются представления о домашних животных и их детенышах: об особенностях поведения, о том, что едят, какую пользу приносят людям. Познакомить с трудом людей по уходу за домашними животными. Также расширяются представления о жизни диких животных, как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Также в старших группах используются центры воды и песка, которые предназначены для экспериментирования с песком и водой для снятия эмоционального напряжения и развития моторики рук.

Огород на окне - создается в каждой возрастной группе для наблюдений за ростом растений.

  1. На прогулке в младшей группе происходит наблюдение за живой и не живой природой, за травой, деревьями, цветами по их отличительным признакам: трава низкая зеленая; дерево высокое, на нем много листьев; также различаем части дерева (ствол, веточки, листья), различаем цветы красные, желтые. Наблюдение за птицами они летаю, садятся на дерево, клюют, учить выделять их среди окружающей природы. В старших группах учим отличать деревья по стволу (береза и тополь), говорим о свойствах песка, камней по весу и цвету. Изучаем насекомых бабочку учим их узнавать и называть.
  2.  Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись. Главные задачи, которые стоят  перед родителями:

• поддерживать интерес детей к природе,

• поощрять их экологически грамотные поступки,

• проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду,

• и, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями (консультации, родительские собрания на экологическую тему, буклеты, памятки и др., большое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Необходимо проводить  совместные акции: такие как  «Сделаем свой участок чистым» (уборка мусора, снега на участках ДОУ), разные конкурсы на темы связанные с природой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству

Проблема развития речевого общения стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника шко...

Доклад "Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника»

Докладдлявоспитателей на тему:Формирование  культуры здорового образа жизни дошкольника.Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены...

Доклад "Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника»

Докладдлявоспитателей на тему:Формирование  культуры здорового образа жизни дошкольника.Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены...

Доклад «Формирование культуры, самостоятельного мышления, целостности картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни у младших дошкольников»

Oт состояния здоровья наших детей зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе весьма ак...

Доклад "Формирование личности дошкольника средствами физической культуры".

Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,способная познать мири себя в нем с помощью взрослого.В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического в...

Доклад: «Формирование духовно – нравственной культуры через образ народной куклы в процессе художественно – творческой деятельности»

создание условий для нравственно - патриотического воспитания старших дошкольников средствами музейной педагогики...