Доклад «Формирование культуры, самостоятельного мышления, целостности картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни у младших дошкольников»
статья (младшая группа) на тему

Oт состояния здоровья наших детей зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе весьма актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_tselostnosti_.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Городское бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №6 Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербург

Доклад

«Формирование  культуры,

самостоятельного  мышления,

целостности  картины  мира,

основ  личной  гигиены  

и  здорового  образа  жизни

у младших дошкольников»

Составила  воспитатель  ГБДОУ 6 Ахметшина Р.А.

2014

     В настоящее время в общеобразовательных учреждениях актуален вопрос отношения человека к собственному здоровью, как к общественной ценности.

    День ото дня растёт статистика детских заболеваний, что связано с  такими негативными явлениями современной жизни, как экологическое неблагополучие, низкий уровень развития института брака и семьи; массовое распространение алкоголизма, курения, наркомании.

    Сегодня в современном обществе нас уже с раннего детства волнует культура поведения человека в обществе и личное отношение к миру. Ведь общественное здоровье в конечном счете складывается из здоровья членов всего общества.

    В частности, в ДОУ от выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их собственное здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

    Поэтому с первых дней поступления детей в группу, когда нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каж-дый день, систематически и неоднократно, мы формируем основы личной гигиены и начинаем воспитывать навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, здорового образа жизни, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений друг с другом и со взрослыми.

     В процессе повседневной работы мы, воспитатели, стремимся к тому, чтобы выполнение необходимых правил стало для детей естественным, а навыки совершенствовались. Это способствуют формированию и развитию такого важного фактора психического развития, как развитие воли. 

   

    Дети приучаются выполнять не только то, что им приятно, но и то, что в первую очередь необходимо. Формируются такие волевые качества личности, как организованность, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность.

    В  основы здорового образа жизни  для нашей возрастной группы входят такие понятия как:

  • Воспитание здоровых привычек и навыков с раннего детства;
  • Соблюдение правил личной гигиены;
  • Знания о влиянии предметов на здоровье;
  • Физически активная жизнь, когда физические нагрузки выполняются в соответствии с возрастными особенностями.   

    При формировании перечисленных навыков мы, воспитатели группы, придерживаемся следующих принципов:
1.  От простого к сложному.
2.  Воспитывающая и развивающая направленность.
3.  Самостоятельность.
4.  Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
5.  Сохранение положительного эмоционального настроя детей.

    ЗОЖ как средство формирования целостной картины мира предполагает, что педагогика призвана построить в душе ребенка «стройный образ мира», «живое» представление о мире.

    Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне определенное место. Сформированная целостная картина мира поможет ребенку легче адаптироваться в  мире, в котором ему предстоит жить.

    Для детей нашей возрастной группы формирование целостной картины мира и расширение кругозора мы ведём через знакомство с предметным окружением  по принципу от простого к сложному.

    Например, при знакомстве в начале учебного года с темой «Овощи-фрукты», мы говорим не только об их внешнем виде, но и о пользе для организма, знакомим с витаминами, их значением для организма. Говорим, что организму требуется пища, богатая витаминами, которых много во фруктах,  овощах, зеленом луке, проводим ознакомительную беседу «Овощи и фрукты-полезные продукты», «Растения в огороде», дидактические игры «Наполни баночку витаминами», «Витамины - это таблетки, которые растут на ветке». проводим дидактические игры «Наполни баночку витаминами». Во время организации совместной деятельности по лепке и рисованию на тему «Осенний урожай» также говорим о пользе витаминов и их значении, в процессе чтения РНС «Репка» и стихотворения «Про девочку, которая плохо кушала» организуем подвижную игру «Огуречик-огуречик» и др.

    Во 2-м полугодии добавляется загадывание загадок об овощах и возможность обогатить знания о витаминах при посадке зелёного лука.

    Поскольку формирование навыков ЗОЖ в начале учебного года мы начинаем с привития навыков личной гигиены и самообслуживания, в начале учебного года уместно чтение стихотворений «Мойдодыр», «Девочка чумазая», организация беседы «Как правильно мыть руки и лицо» и Д/У «Кто у нас красивый?», «Ладошки скрипят - спасибо говорят».

    Во 2-м полугодии можно добавить загадывание загадок про части тела: брови, глаза, нос, зубы, язык, руки, проводить самомассаж частей тела и беседы на более сложные темы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Осторожно – микробы».
    При выполнении разнообразных видов детской деятельности: игровой, совместной, практической мы ставим следующие задачи:
1.  Формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя.
2.  Воспитывать стремление быть всегда аккуратными и опрятными.
3.  Учить правильно пользоваться предметами личной гигиены.
4.  Быть физически развитым.
5.  Способным решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

    Для реализации поставленных задач по формированию КГН в 1 квартале мы используем:
1. Дидактические игры «Покажем Зайке как правильно держать ложку», «Оденем куклу на прогулку», «Кто что ест».
2. Дидактические упражнения «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Туфельки поссорились - подружились», «Покажем Мишке, где лежат наши вещи».
3. Игровые ситуации «Как мама учила мишку правильно кушать».
4. Чтение потешек
«Ладушки, ладушки», «Водичка, водка», «Нюша-копуша», «Вот они, сапожки», «Тушки, тутушки».
5. Рассматривание и беседа по картинкам:
«Дети моют руки», «Мама моет дочку».
6. Оформление информационных материалов для родителей, например, консультаций «Приучение к горшку», о профилактике инфекционных заболеваний, о пользе гимнастики, «Здоровый сон», «Приучение к горшку», «Как вылечить насморк?», «О профилактике инфекционных заболеваний», «Вакцинация детей или как подготовить ребёнка к прививке?», «Кишечные инфекции» и др.

   

    Через режимные моменты, игровые ситуации, совместную деятельность, работу с родителями к концу 1 квартала наши дети умеют:
1. Самостоятельно засучивать рукава, мыть руки, умываться, находить свою ячейку для полотенца по картинке, вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого) .
2. При помощи взрослых надевать и снимать одежду, обувь, расстёгивать спереди часть пуговиц, застежки на липучках, усваивая при этом порядок одевания и раздевания.
3. Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, не разливая и держать их в правой руке.
4. Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами - полотенцем, горшком, носовым платком, салфеткой.

    Для определения навыков сформированности культурно-гигиенических навыков у наших детей 2-3 лет мы пользуемся следующей диагностикой:

    Навыки мытья рук и умывания включают умение:

1. Закатать рукава;

2. Смочить руки;

3. Взять мыло, намыливать до появления пены;

4. Положить мыло в мыльницу;

5. Помыть руки мылом;

6. Смыть мыло;

7. Умыть лицо;

8. Сухо вытереть руки, лицо и аккуратно повесить полотенце в свою ячейку;

9. Построиться.

    Навыки культуры еды включают умение:

1. Держать ложку;

2. Не крошить хлеб;

3. Есть аккуратно, не проливая жидкие блюда;

4. Не разговаривать за столом;

5. Благодарить;

6. Пользоваться салфеткой;

7. Задвигать свой стул.

    Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;

2. Снять платье (футболку);

3. Аккуратно повесить;

4. Снять обувь;

5. Снять колготки, носки;

6. Надеть в обратной последовательности.

    Навыки сформированности пользования носовым платком:

1. Достать платок из кармана.

2. Развернуть.

3. Использовать по назначению.

4. Свернуть.

5. Убрать в карман.

    Соблюдение вышеперечисленных простейших задач способствует  ещё и формированию у  детей не только культуры поведения, но и формированию самостоятельного мышления.

    Манипулируя предметами, дети активно познают мир вещей, знакомятся с окружающим миром, а воспитатель учит  тому, что нужно делать с предметами и игрушками – как кормить куклу,  как её раздевать, одевать, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке ложку, а как – чашку или совочек.

В своей работе по теме о ЗОЖ мы также используем Д/У на развитие мышления:

1. Найди и покажи одинаковые предметы на картинке. Назови их.

2. Соедини линиями одинаковые рукавички («пришей им резинки»)

3. Найди пару каждому предмету и скажи, почему они подходят друг к другу.

4. Найди и покажи на картинке только рукавички. Раскрась их.

5. Подбери заплатки к носовым платочкам и скажи, почему они подходят.

    Все задания выполняются с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Объяснив задание, даём возможность выполнить его самостоятельно, если ребёнок затрудняется, помогаем ему.

    Не забываем похвалить его за старание, даже если результат оставляет желать лучшего.

    Таким образом, от состояния здоровья наших детей зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе весьма актуальной.

   Рассмотрим решение одной из проблем ЗОЖ на примере конкретного проекта «Как сохранить свое здоровье?»
    ОБОРУДОВАНИЕ: игрушечный Айболит, корзина с овощами и фруктами, зеркало.
    Воспитатель вносит в группу куклу Айболита, поясняет, что в гости к ребятам пришел Айболит с предложением открыть в группе клуб «Румяные щечки».

    Айболит проводит осмотр детей, выясняет, здоровы ли дети; знают ли они, что болеть плохо, что надо беречь здоровье и укреплять его. Воспитатель с куклой и зеркалом помогает Айболиту и обходит детей.

    Айболит каждого просит посмотреть на себя в зеркало — на румяные щечки, веселые глаза, улыбку. Гладит детей по голове, хвалит за то, что они здоровы. Объясняет, что всех ребят, которые не хотят болеть, может принять в клуб «Румяные щечки»
    Айболит спрашивает, для чего нужны витамины и где их больше, сообщает, что привез овощи и фрукты, ставит корзину на стол. Воспитатель предлагает детям назвать, что привез Айболит; достает из корзины по одному плоду, показывает детям и спрашивает:
    — Что это? Как вы об этом догадались?
    — Какого цвета?
    — А что полезного есть в овоще или фрукте?
    Айболит хвалит ребят за то, что они так много знают о витаминах. Затем просит поиграть детей в игру «Веселый — грустный» (с мячом):

веселый, когда я (здоровый, получаю много витаминов, занимаюсь спортом); грустный, когда я (болею, у меня температура, не получаю витаминов).
    Воспитатель спрашивает: «Ребята, как вы думаете, в клубе "Румяные щечки" дети дружные, веселые? Давайте Айболиту покажем, как дружат наши дети». Проводятся хороводная игра и пальчиковая гимнастика.
    Айболит благодарит детей за игры, интересные ответы на сложные вопросы и преподносит им в подарок фрукты.