Методическая разработка "Конспект занятия "Прогулка по любимому городу"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка представлена в виде конспекта, который состоит из трёх частей: организационный момент, который включает в себя приветствие и введение детей в тему занятия. В основной части представлены игры, задания, которые выполняют дети, «путешествуя» по родному городу. Заключительная часть представлена в виде рефлексии, где подводятся итоги и закрепление полученных знаний.
Методическая разработка предназначена для воспитателей старшего дошкольного возраста, старших воспитателей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
«Прогулка по любимому городу»
Разработал: Старший воспитатель Семенова Евгения Вячеславовна |
Санкт-Петербург
2025
Введение
Современный мир стремительно меняется, и перед педагогами дошкольных образовательных организаций встают новые задачи, связанные с формированием у детей дошкольного возраста основ патриотизма и гражданственности. Важно не только дать детям знания о своей стране, но и воспитать в них любовь и уважение к Родине, её истории, культуре и традициям. Одним из эффективных методов решения этой задачи является организация занятий, посвящённых знакомству детей с родным городом.
Актуальность
Родной город — это первое, с чем сталкивается ребёнок в своей жизни. Именно здесь он учится любить и ценить свою страну, свою семью, свой дом. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте сформировать у детей представление о своём городе, его истории, культуре, архитектуре, природе. Это поможет им лучше понять своё место в мире, развить чувство гордости за свою малую Родину и желание сделать её лучше.
Методическая разработка представлена в виде конспекта, который состоит из трёх частей: организационный момент, который включает в себя приветствие и введение детей в тему занятия. В основной части представлены игры, задания, которые выполняют дети, «путешествуя» по родному городу. Заключительная часть представлена в виде рефлексии, где подводятся итоги и закрепление полученных знаний.
Методическая разработка предназначена для воспитателей старшего дошкольного возраста, старших воспитателей.
Цель занятия — формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре родного города, основы патриотизма и гражданственности.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей и достопримечательностями родного города;
- Уточнить представление о мостах, как архитектурных сооружениях;
- Обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- Развивать у детей любознательность, интерес к окружающему миру;
- Развивать внимание, умение сравнивать;
- Развивать логическое мышление, память.
Воспитательные:
- Воспитывать у обучающихся любовь и уважение к родному городу, его истории и культуре;
- Формировать основы гражданских, патриотических чувств.
Материалы:
- Иллюстрации - виды Санкт-Петербурга;
- Презентация «Санкт-Петербург»;
- Картинки с изображением животных;
- Мольберты;
- Пазл «Кораблик Адмиралтейства»;
- Схемы для построек соборов;
- Палочки Кюизенера.
Предварительная работа:
- С обучающимися
- Рассматривание и чтение книг о Санкт-Петербурге:
«Санкт-Петербург. Три века архитектуры» И. С. Храбрый;
«Чудесный город» Л. К. Ермолаева, И. М. Лебедева;
«Санкт-Петербург» В. Воскобойников.
- Рассматривание фотоиллюстраций о достопримечательностях Санкт-Петербурга;
- Беседа с детьми об истории возникновения нашего города;
- Просмотр видеоролика «Наш город»;
- Использование настольно-печатной игры «История Санкт-Петербурга»;
- Беседа о культуре поведения в общественных местах и на улицах города.
- С родителями
- Консультации, индивидуальные беседы;
- Посещение маршрутов выходного дня.
Основная часть
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Придумано кем-то, просто и мудро, при встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро, солнцу и птицам!
- Доброе утро, улыбчивым лицам!
Воспитатель: Я очень хочу, чтобы для всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для наших ребят, ведь они сегодня пришли заниматься и играть.
Воспитатель: Ребята, а какой бы вы хотели видеть меня? Вот такой … (злое выражение) или вот такой … (улыбаюсь)? Конечно, весёлой и доброй. Я тоже хочу видеть вас весёлыми и счастливыми. Пусть на ваших лицах поселится добрая, весёлая улыбка. А вы хотите поделиться своим хорошим настроением с другими? Тогда давайте улыбнемся гостям, друг другу, солнышко, новому дню.
И с таким хорошим настроением, предлагаю вам отправиться в путешествие. А куда, вы узнаете, когда послушаете песню. Садитесь, ребята, и внимание на экран.
(Звучит песня О.Кваши Санкт-Петербург - Гордая Белая Птица». На экране под песню демонстрируются достопримечательности Санкт-Петербурга – Презентация.
Воспитатель: Догадались? Правильно! Мы отправляемся с вами в путешествие по нашему любимому и самому красивому городу Санкт-Петербургу. А кто скажет, чем наш город отличается от наших городов? /Ответы детей/
Основная часть
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.
Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец,
Кто был царь тот удалец?
(Петр Первый)
Ребята, кто такой был Петр I?
На экране появляется слайд с изображением Петра I.
Воспитатель: Ребята, Петр I оставил для вас свой указ /достает свиток и читает/:
Судари! Сударыни!
Я указ издал:
Из центра, и с окраины
Явиться вам в сей зал!
Проверю я: усердно ли,
Примерно ль занимались?
А может быть невеждами
По-прежнему остались?
Приготовил я, для вас
Испытания сейчас.
Для начала отгадайте мою загадку:
Плывёт в высоком небе
Символ золотой,
Плывёт он днём и ночью
Над царственной Невой.
На шпиль Адмиралтейства
Он водружён.
И всем ветрам, и бурям
Всегда послушен он.
(На экране появляется фотография адмиралтейства, на шпиле скрыт кораблик).
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на адмиралтейство. Вам не кажется, что на фотографии чего-то не хватает? /ответы детей/
Молодцы! Внимательные! Действительно, не хватает кораблика.
(На экране появляется карта Санкт-Петербурга).
Воспитатель: Посмотрите на экран. Как вы думаете, что это?
На карте отмечены цифрами места, которые мы с вами сегодня посетим. Но мы будем не просто путешествовать по городу, а еще и выполним задания Петра I, и за каждое выполненное задание вы получите часть кораблика. Когда мы выполним все задания и получим все недостающие пазлы, то сможем вернуть кораблик на место.
Посмотрите внимательно на карту. Видимо, Петр I пронумеровал задания цифрами. Давайте попробуем, нажмем на цифру 1 и посмотрим, куда нам нужно отправиться и какое задание приготовил для нас Петр I .
(один воспитанник подходит к интерактивной доске и нажимает цифру 1 на карте)
Воспитатель: Найдите стол под номером 1.
- Зоопарк.
(На столе лежат картинки с изображениями животных. Дети делятся на две группы и выбирают картинки, которые связаны с достопримечательностями нашего города и объясняют почему? /заяц, кот, лошадь, лев/. После выполнения задания воспитанники получают часть пазла и крепят его на мольберт).
Воспитатель предлагает вернуться к карте и нажать на задание № 2.
- Заячий остров.
(Появляется карта города на островах).
Воспитатель: Всем нам известно, что Санкт-Петербург – город на островах. Скажите, сколько островов занимает наш город? /Ответы детей/
Воспитатель: Правильно, островов сорок два.
Реки и каналы тут
Между островов текут.
Ну, а больше всех – Нева,
Величава, широка.
Корабли по ней идут,
Их моря большие ждут.
А вы знаете, как родилась Нева?
Игра «Рождение Невы?»
Воспитатель: Давайте сделаем с вами в два круга: один будет поменьше, а другой побольше (на полу лежат два обруча, воспитанники встают вокруг обручей).
Давным-давно на месте нашего города был большой-большой ледник, который постепенно начал таять, и где-то появлялась суша, а где-то была вода. Ваш большой круг – это Балтийское море, а маленький круг – это Ладожское озеро. В Ладожское озеро впадало много маленьких речушек, оно росло, росло и не выдержало и вырвалась одна река (воспитатель ведет детей ручейком к большому кругу) и побежала навстречу к Балтийскому морю. Так и появилась наша река – Нева, которая соединяет Ладожское озеро и Балтийское море.
Кроме реки Невы в нашем городе много разных рек и каналов, и сейчас мы с вами выполним следующее задание Петра I.
Давайте разделимся на две группы, каждая группа подходит к мольберту. Я вам тихонечко скажу название реки, а нарисуете загадку на мольберте для своих друзей из другой группы.
(Дети выполняют задания и задают другой команде загадку и наоборот. После выполнения задания воспитанники получают следующую часть пазла. На экране появляется карта, дети нажимают на задание № 3).
- Стрелка Васильевского острова
(На экране появляется слайд с фотографией стрелки Васильевского острова).
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что наш город построен на островах. А как же люди попадают с острова на остров? /ответы детей/
Сейчас все внимание на экран. Внимательно слушайте и смотрите. Потом вам будет задан непростой вопрос. Будьте внимательны.
(На экране появляются слайды, сопровождающие загадку).
На кораблике речном
По каналам поплывем,
Полюбуемся с воды
На ограды и мосты.
Мостик банковский и львиный,
Поцелуев мост и синий.
Это красный мост над нами
И Аничков, что с конями.
Воспитатель: Внимание вопрос: Какой мост появлялся на экране, а в своей загадке я о нем ничего не сказала.
Дети выполняют задание, получают часть пазла и крепят его на мольберт.
На экране появляется карта, дети нажимают на задание № 4.
- Летний сад
Воспитатель: Ребята, вы узнали этот сад? Как он называется? /ответы детей/ Давайте поиграем в игру «Статуя замри».
Воспитатель выбирает водящего, и ребенок проводит игру.
Ветер колышется раз (дети двигаются по залу),
Ветер колышется два (изображая руками «ветер»).
Крутит листву заметает,
В статуи всех превращает.
(Дети изображают различные статуи, «замерев» на месте).
Воспитатель: Поиграли в игру, а теперь давайте прогуляемся по летнему саду. Посмотрите, как много разноцветных листьев под ногами. Давайте каждый сейчас возьмет лист на ладонь.
Проводится дыхательная гимнастика.
Игра «Четвертый лишний»
(На экране появляется слайд с изображением статуй и зданий летнего сада, среди них надо найти лишнюю. Дети выполняют задание, получают часть пазла и крепят его на мольберт).
На экране появляется карта, дети нажимают на задание № 5.
- Адмиралтейство. (На столе лежат схемы с изображением соборов. Дети берут палочки Кюизенера и выкладывают по схеме).
(Дети выполняют задание, получают часть пазла и крепят его на мольберт. Дети выполняют все 5 заданий Петра, кораблик целый, он появляется на шпиле).
Появляется слайд с изображением Петра I /воспитатель продолжает зачитывать указ/
-Ваши знанья, без сомненья,
Вызывают уваженье.
И хочу я на прощанье
Вот еще что вам сказать:
Знатоками Петербурга
Смело вас могу назвать.
Воспитатель: Вы, ребята, настоящие Петербуржцы! За такие знания о родном городе, положена награда. Петр I вручает вам грамоту «Юные знатоки Петербурга».
Рефлексия
Воспитатель: Наше путешествие заканчивается. Что нового вы узнали сегодня? что понравилось больше всего? А кто помнит, сколько на скольких островах находится Санкт-Петербург? Откуда река Нева берет начало? (воспитатель задает вопросы общие или индивидуальные, для каждого ребенка)
Воспитатель: Теперь давайте еще раз попутешествуем и посмотрим, как красив наш с высоты птичьего полета /Показ видеопрезентации/.
Заключительная часть
Итогом проведенного мероприятия стали следующие результаты:
- Повысилась заинтересованность родителей к изучению родного города, посещению достопримечательностей совместно с детьми, участию в различных мероприятиях, связанных с изучением Санкт-Петербурга, таких как экскурсии, конкурсы, выставки.
- Воспитанники проявляют интерес к изучению культуры и истории города Санкт-Петербурга;
- Дети проявляют такие качества как уважение, забота и любовь к своему городу, его жителям;
- Формируется умение ценить красоту и уникальность Санкт-Петербурга.
Список литературы
- Алифанова Г. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей/ - Санкт-Петербург, Паритет, 2020.
- Гурьева Н. А. Прогулка по Невскому проспекту/ - Санкт-Петербург, Паритет, 2023.
- Гурьева Н. А. Прогулка по Васильевскому острову/Серия знакомство с Санкт-Петербургом - Санкт-Петербург, Паритет, 2023.
- Котова Е.В. Первые прогулки по Санкт-Петербургу – Санкт-Петербург: издательство «АСТ», 2024.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.
Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...
Методическая разработка занятия в средней группе на тему: Мой любимый город - Самара.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство челове...

Методическая разработка воспитателя детского сада Богдановой Ольги Вячеславовны по теме "Санкт-Петербург- наш любимый город"
Актуальность нравственно-патриотического воспитания у дошкольников,воспитание любви кРодине,к городу где родился и живёшь....

Методическая разработка с детьми подготовительной группы "Мой любимый город Колпино"
Предлагаю методическую разработку с детьми подготовительной группы по знакомству с малой Родиной...

Методическая разработка для детей подготовительной группы "Любимый город Колпино"
Предлагаю презентацию о городе Колпино для детей старшей и подготовительной группы...

Методическое пособие "Виртуальное путешествие «Мой любимый город – Бугульма»"
Методическое пособие по актуализации поддержки системы социально-культурных мероприятий по сохранению, возрождению и трансляции ценностей и традиций народных культур народов Республики Татарстан...

