Проект "Огород на подоконнике" старшая группа
проект по окружающему миру (старшая группа)

Самсыгина Анжелика Владимировна

Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Новомичуринский детский сад №1»

Познавательно – исследовательский проект

старшая группа

Picture background

2025 г.

Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческий.

Продолжительность: февраль, март 2025г.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность.

Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к исследовательской и опытнической деятельности в мире растений. Расширять представления детей об окружающем мире. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Формировать положительное отношение к труду. 

Задачи:

  1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, расширять знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
  2. Продолжать формировать практический опыт познавательно - исследовательской деятельности
  3. 3накомить детей с особенностями выращивания культурных растений (огурец, горох, лук, чеснок, овес, цветы).
  4.  Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений с помощью экспериментирования.
  5.  Продолжать развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, на примере веточки березы в вазе с водой.
  6.  Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление,).
  7. Формировать у детей уважительного отношения к труду.

Материально – технические ресурсы:

- Подбор методической литературы

- наглядного материала;

- семян, почвы, инвентаря;

-  размещение ветки березы вазе с водой;

- оформление «Дневник наблюдений»;

-  подбор дидактических игр.

Формы и методы работы:

Словесные:

  • чтение потешек, разучивание стихов, беседы.

Наглядные: 

  • наблюдение за ростом растений, распусканием листочков на ветке в вазе с водой в группе, трудом взрослых,
  • сравнение овощей между собой (муляжи) и рассматривание семян (многообразие, форма).

Практические: 

  • выполнение трудовых поручений;
  • совместные действия воспитателя и детей, продуктивная деятельность;
  • исследование;
  • наблюдение;
  • уход;
  • фиксация в дневнике наблюдений.

Метод трех вопросов:

Что знаем? Знаем, что комнатные растут на подоконнике круглый год. Если посадить семечко, то оно вырастит.

Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и цветов, если их выращивать на подоконнике? Что нужно сделать, чтобы семена выросли? Какие условия нужны для распускания листьев?

Где и как найдем ответы? Посадим и будем наблюдать. Проведем опыты и эксперименты.

Предполагаемый результат:

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему.

2. У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива).

3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить разнообразие посевного материала, взаимосвязь всех условий роста.

4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

5. В процессе данного проекта ребята приобретут практический опыт познавательно - исследовательской деятельности

6. Научатся устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.

7. Сам процесс и результат проекта принесет удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений.

Работа с родителями:

1. Оформление папки- передвижки «Зеленый мир на окне»

2. Помощь родительского комитета в приобретении посевного материала, земли для огорода на подоконнике.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный этап.

Основной этап.

Заключительный этап.

Подготовительный этап.

• В группе разбили огород на подоконнике. Приобрели необходимое оборудование: контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, землю, семена, луковицы.

• Прорастили семена гороха, огурцов, подготовили луковицы, разделили на зубцы чеснок для посадки. Завели календарь наблюдений за ростом растений.

• Поместили веточку березы в вазу с водой.

• Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

Основной этап. Исследовательский.

Для начала мы с ребятами исследовали землю и узнали, что она имеет вес, она темного цвета, сыпется. Отобрали семена для посадки и, исследовав их, узнали, что они разные имеют характерный цвет, запах, размер для каждой культуры. Луковицы лука круглые», имеют корешок и макушку, что их нужно сажать корешком в землю. Чеснок сажаем зубчиками.

Семена гороха, овса, огурца мы замочили для прорастания, и через три дня у них появились ростки, после чего мы их посадили в землю.

Провели эксперимент «Вода и растения»

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками огурцов. Лоток с землей куда тоже посадили семена, но не поливали

Стаканчики с проросшими росткам, один поливали регулярно. Через несколько дней ростки во лотке погибли, а в стаканчиках - росли и развивались. Значит: вода действительно нужна для роста растений

• Дети наблюдали за ростом растений, фиксировали в «Дневнике наблюдений» этапы роста культур.

• Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, тепло, растения - человек.

 • В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.

• Рассматривали иллюстрации, картины.

• Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

Заключительный этап.

• Подведение итогов реализации проекта.

• Фотографии детей в экспериментальной деятельности.

Содержание работы

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций - консультации «Зеленый мир на окне». Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике».

2. Беседа с детьми о том, «Где растут овощи» ; «Что такое огород»; «Что растёт на огороде»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»; «Где живут витамины»; «Для чего растениям нужны семена»; «Где найти витамины зимой»; «Что нужно растениям для роста»; «Кто и как ухаживает за растениями»; «Что готовят из овощей».

3. Подготовка семян, земли, творческое оформление огорода.

4. Посадка семян овощей, луковиц, зубчиков чеснока, овса.

5. Чтение художественных произведений: Ю. Тувим «Овощи», В. Коркин «Что растёт на огороде», Б. Заходер «Помидор», Т. Волина «Удивительный огород», Э. Гордон «Дети земли», Н. Томилина «Веселый огород».

6. Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Отгадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний».

7. Рассматривание иллюстраций, картинок.

8. Рисование по загадке: «Кто его раздевает, тот слезы проливает».

9. Конструирование «Морковь» (из бумаги)

8. Пересказ русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»

9. Настольный театр «Репка». Театрализация сказки.

10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив.

11. Отгадывание загадок про овощи, огород, труд.

13. Рассматривание муляжей овощей, уточнение формы, цвета.

Подведение итогов: В процессе данного проекта ребята приобрели практический опыт познавательно - исследовательской деятельности. Сам процесс и результат проекта принёс удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений. Были получены следующие результаты:

У детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.

Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.

В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.

У ребят сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания об условиях для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Стали более бережно относиться к растительному миру.

Стих Весёлый огород Александра Мецгера читать детям онлайн.

Занятие по познавательному развитию в старшей группе

«Огород на окне»

Цель:

Формировать представление детей о разнообразии растений и способах их посадки.

Задачи:

Образовательные:

Учить устанавливать взаимосвязь между состоянием растения и условиями окружающей среды.

Подводить детей к умению делать элементарные выводы о взаимосвязи растений и способов ухода за ними.

Воспитательные:

Воспитывать желание добиваться результата; любовь к растениям, желание ухаживать за ними; умение трудиться в коллективе.

Методы и приемы:

Игровой- использование сюрпризного момента.

Наглядный- рассматривание семян овса, огурцов, гороха, луковицы. Посев семян, наблюдение.

Словесный- беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов об овощных культурах.

Беседа о растениях.

Чтение стихов и загадок о растении.

Материал и оборудование:

Ёмкости с землей, палочки, леечка, семена растений в пакетиках, пророщеный горох

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы начинаем работу по новой теме на этой неделе. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.

За домом участок земли мы имеем,

На нём для себя растим, что умеем!

(огород)

Надевает папа кепку

И выходит из избы.

Справа он сажает репку,

Слева – свёклу и бобы.

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке!

(огород)

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Правильно, это огород. Ребята, вы отгадали загадку про огород, который находится рядом с домом на даче, или в деревне. А как вы думаете, мы можем организовать огород в детском саду? (ответы детей)

Воспитатель: Можем! А называться он будет «Огород на окне». Знаете почему? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, потому что он будет находиться рядом с окном!

Когда становится тепло, в землю высаживают семена, а некоторые семена уже в конце зимы высаживают в специальные горшочки для рассады. Вы знаете, какие растения можно высаживать уже сейчас? (ответы детей)

Воспитатель: В феврале и марте многие огородники и дачники начинают сеять семена, чтобы в огород высаживать рассаду - маленькие растения. Чтобы получить хороший урожай, нужно много трудиться. Например: чтобы получить урожай томатов (помидоров), нужно сначала семена посеять, потом рассаду вырастить, пересадить рассаду в парник или теплицу и только затем высадить в грунт.

Всё лето нужно ухаживать за растениями – поливать, рыхлить, обрывать ненужные листочки. И только в конце лета можно попробовать вкусные и сочные плоды – томаты. Это очень долгий процесс – зима, весна, лето.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня есть, это семена, как вы думаете от какого они растения? ( ответы детей)

Воспитатель: Как можно узнать по такому маленькому семечку, что из него вырастет? (ответы детей)

Воспитатель: Да, это очень сложно! Все могут перепутать семена. Поэтому, всегда надо покупать семена в пакетиках, на которых нарисованы овощи, которые должны вырасти из этих семян (показывает пакетики с нарисованными овощами).

Воспитатель: Чтобы мы хорошо поработали в нашем огороде, давайте разомнёмся.

Физкультминутка «Огород»

Мы стоим на огороде (потягиваемся)

Удивляется природа (удивляясь, разводим руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп, (правой рукой коснуться левой ступни)

Там морковь у нас растёт. (левой рукой коснуться правой ступни)

Поработаем с тобой, (стучим кулаком о кулак)

Сорнякам объявим бой – (стучим кулаком о кулак)

С корнем будем вырывать (выполняем движения вырывания сорняков)

Да пониже приседать. (выполняем приседания)

Всё полили мы из лейки, (выполняем движения, как при поливе)

И садимся на скамейки! (дети садятся)

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы готовы поработать.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы рассады хватило, нужно семян сеять много, потому что семена могут прорости не все. Прежде чем посеять семена, их замачивают в специальном растворе, чтобы растение не болело, потом высаживают в землю. Некоторые семена сажают сухими, а поливают специальным раствором прямо в землю.

Давайте посеем семена растений для рассады? (ответы детей)

Педагог показывает способ посадки растения.

Воспитатель: Ребята, а что нужно ещё для роста семян? (ответы детей)

Воспитатель: Да вода, поэтому давайте польем.

Воспитатель: Что еще нужно для роста? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, свет и тепло. Давайте поставим наши ящички на окно.

Воспитатель: Теперь нужно постоянно ухаживать и наблюдать за растениями.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня рассматривали? (ответы детей)

Воспитатель: Семена каких растений вы запомнили? (ответы детей)

Воспитатель: Какие условия необходимы для роста растений? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Вы всё хорошо усвоили. Теперь вы можете помогать своим мамам, папам, бабушкам и дедушкам сажать семена, а потом высаживать рассаду в теплицу.

Как без нашей помощи не родятся овощи.

Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Землю грело солнышко, прорастало зернышко.

Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Ровно три горошины в землю были брошены,

А собрали пять мешков замечательных стручков.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Конспект занятия – наблюдения

по познавательной деятельности

«На улице и в группе»

 (дедуктивное наблюдение)

Задачи:

Дополнять и конкретизировать представления детей о роли тепла, солнца в жизни растений;

Формировать понимание сути познавательной задачи: описывать ход и результаты наблюдения, формулировать выводы, передавать в речи ход рассуждений;

Формировать умение выявлять взаимосвязи в природе.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Оборудование и материалы: ветки березы, ваза с водой.

Ход занятия:

Педагог обращает внимание детей на ветви березы, ранее поставленные в воду, и проводит беседу: «Какие изменения вы видите?»

Расскажите как выглядят листочки. Как вы думаете, на улице весна, а на деревьях есть листочки?»

В ходе наблюдениея выясняется, что листьев нет. Ребятам предлагается высказать мнение, отвечая на вопрос: «Почему в комнате почки раскрылись, а на улице нет? Чего не хватае листочкам на улице?

Делаем вывод: в группе тепло, солнечный свет способствовали пробуждению почек, и распусканию листочков березы.

Обобщая и дополняя ответы воспитанников, педагог поясняет: пока не прогреется земля, корни растений не могут получать воду, передавая ее веткам, почкам, листьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...