Мастер – класс для педагогов «Увлекательные эксперименты для детей»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Марина Сергеевна Фролышева

мастер-класс по проводению увлекательных экспериментов для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvlekatelnye_eksperimenty_dlya_detey.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад № 25 компенсирующего вида

Мастер – класс для педагогов «Увлекательные эксперименты для детей»

подготовила

М.С. Фролышева

Мончегорск 2024г

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию с разными материалами

Цель мастер-класса:

- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

      - распространение педагогического опыта.

Задачи мастер-класса:

- повысить уровень профессиональной  компетенции участников.

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно – экспериментальную деятельность.

-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Ход мастер – класса:

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности, в котором  наиболее ярко выражены процессы целесообразности, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.

В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению. Постепенно у детей формируется способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.

Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие любознательности, познавательной и творческой активности, каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм экспериментальной, исследовательской деятельности.

Уважаемые коллеги. Мы очень рады нашей встрече. Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом, и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.

И перед нами тоже встали вопросы:

-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?

-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?

-Как, способствовать развитию творческого начала ребёнка?

Экспериментировать с детьми, лучшего и нет. Пусть тот, кто ставит свои вопросы сам и находит на них ответы. Одной из форм организации, в познавательно исследовательской деятельности является - экспериментирование. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

  И сейчас я предлагаю провести несколько экспериментов. Приглашаю двух педагогов!

Эксперимент 1

Опыт 1: "Магия статического электричества: как разделить перец и соль"

Цель эксперимента:

  • Познакомить воспитателей с принципами работы статического электричества и научить их эффективно демонстрировать этот опыт детям.
  • Формировать у воспитателей навыки создания интерактивных и увлекательных экспериментов для детей.

Оборудование:

  • Бумажное полотенце
  • Соль
  • Перец (перемолотый черный перец)
  • Воздушный шарик
  • Шерстяной свитер или ткань

Ход мастер-класса:

  1. Введение:
  • Рекомендации для воспитателей: Важно вовлечь детей с самого начала в процесс эксперимента, создать атмосферу интереса и загадки. Начните с вопроса, который привлечет внимание детей и побудит их размышлять.
  • Пример вопроса: "Как вы думаете, можно ли разделить соль и перец без рук?"
  • Цель: Заинтересовать детей и вызвать у них любопытство к научным открытиям.
  1. Подготовка:
  • Положите на стол бумажное полотенце, на котором вы разложите немного соли и перца, тщательно перемешав их.
  • Рекомендация: Дайте детям немного времени, чтобы они сами попробовали посмотреть, как сложно разделить соль и перец руками. Это помогает развить внимание и наблюдательность.
  • Пример вопроса: "Можете ли вы разделить соль и перец? Почему это так трудно?"
  1. Проведение магии с воздушным шариком:
  • Рекомендации: Возьмите на себя роль ведущего эксперимента, демонстрируя активное вовлечение в процесс. Надуваем шарик (или берем надутый шарик) и трём его о шерстяной свитер.
  • Объяснение для детей: "Посмотрите, я сейчас сделаю волшебство! Потрём шарик о мой свитер, и он станет особенным."
  • Дайте детям потрогать шарик, попросите их определить, что с ним изменилось.
  • Пример вопроса: "Почему шарик стал таким особенным? Как думаете, он сможет что-то сделать с солью и перцем?"
  1. Наблюдения и эксперимент:
  • Рекомендации для воспитателей: Акцентируйте внимание детей на том, как шарик притягивает перец, но не влияет на соль. Объясняйте, что происходит, используя доступные аналогии.
  • Поднесите шарик к смеси и наблюдайте, как перец начинает прилипать к шарикам, а соль остается на полотенце.
  • Пример вопроса: "Почему перец прилипает к шарику, а соль остаётся на столе?"
  • Ответы детей могут быть разными, например: "Перец стал притягиваться, а соль не захотела."
  • Решение воспитателя: Объясните, что на шарике образуется отрицательный заряд, который притягивает перец, а соль не имеет такой реакции.
  1. Обсуждение и выводы:
  • Рекомендации для воспитателей: Важно объяснить детям понятие статического электричества, используя простые слова. Задавайте вопросы, которые помогут детям понять, что они увидели и как это работает.
  • Пример объяснения: "Когда мы потрём шарик о ткань, на его поверхности появляется заряд, который заставляет перец двигаться. Это похоже на магию!"
  • Проблемный вопрос: "Почему соль не прилипает, как перец? Почему только перец двигается?"
  • Ответы детей могут быть: "Перец более лёгкий," "Он как-то особенный."
  1. Проблемные ситуации и ответы:
  • Ситуация 1: "Что будет, если мы потрём шарик о что-то другое, например, о шерстяную игрушку?"
  • Ответы детей: "Шарик может не работать!"
  • Решение: Объясните, что заряд будет зависеть от материала ткани, и стоит проверить, как разные материалы могут влиять на результат.
  • Ситуация 2: "Что произойдёт, если перца на шарике станет слишком много?"
  • Ответы детей: "Перец отвалится!"
  • Решение: Это может случиться, если шарик сильно заряжен и не может притягивать больше перца. Можно проверить на практике.
  1. Заключение и рефлексия:
  • Подведите итог эксперимента: "Сегодня мы увидели, как статическое электричество помогает нам разделить даже такие смешанные продукты, как перец и соль."
  • Рекомендация для воспитателей: Попросите детей поделиться своими впечатлениями и задавайте дополнительные вопросы, чтобы закрепить знания.

эксперимент 2

Мастер-класс для воспитателей: «Левитирующая лента»

Цель: Научить педагогов проводить интересный и простой опыт с детьми, используя статическое электричество. Давайте вместе поиграем в ученых и разберемся, как можно показать детям магию науки!

Ведущий:
А сейчас я вас попрошу остаться, мы с вами проведем еще один интересный и увлекательный опыт, который называется «Левитирующая лента». Я буду показывать, как это работает, а вы будете в роли детей, готовых все попробовать на себе. Готовы? Отлично!

1. Подготовка материалов

Для нашего опыта нам понадобятся следующие вещи:

  • Меховая шапка или шерстяная вещь. Это может быть свитер, футболка или носок. Главное, чтобы материал был из шерсти.
  • Полиэтиленовый пакет. Мы нарежем его на полоски, которые и будут нашей «лентой». Можно взять разноцветные пакеты, чтобы было веселее.
  • Воздушный шарик

Все готово? Тогда давайте начнем!

2. Этап 1: Подготовим шарик

Ведущий:
Давайте сначала потрогаем шарик! Что мы будем с ним делать? Правильно, натирать его! Нужно немного потереть шарик о шерсть, например, о шапку или свитер. Давайте все попробуем. Потрите шарик несколько секунд, постарайтесь сильно не давить — просто быстро теребите его!

Вопрос педагогу (в роли ребенка):

  • Что вы чувствуете? Тепло или холод от шарика?
  • Что будет с шариком, если мы продолжим его тереть?

Теперь, когда мы потрогали шарик, на нем появляется статическое электричество. Задумывались ли вы когда-нибудь, как это работает? На самом деле, когда мы трем шарик о шерсть, электроны с шерсти перескакивают на шарик! Это и есть электрический заряд.

3. Этап 2: Левитирующая лента

Теперь давайте попробуем магию! Мы будем использовать ленту, нарезанную из полиэтиленового пакета.

Ведущий:
Поднимите теперь ленту и держите её так, чтобы она висела прямо над шариком. Что вы видите? Правильно! Лента начала двигаться! Она как будто сама отталкивается от шарика. Почему так происходит? Это происходит потому, что шарик и лента теперь имеют разные заряды.

Вопрос педагогу (в роли ребенка):

  • Видите ли вы, как лента двигается вверх или в сторону?
  • Как думаете, что происходит, почему лента отталкивается от шарика?

Когда шарик и лента имеют разные заряды, они начинают "отталкиваться" друг от друга. То есть, как будто между ними появляется невидимая сила, которая заставляет их двигаться. Вот такая магия статического электричества!

4. Этап 3: Управление лентой

Давайте попробуем управлять лентой! Держите шарик выше или ниже — и посмотрите, как изменится движение ленты. Вы заметите, что лента будет двигаться за шариком, даже если мы не касаемся её руками!

Вопрос педагогу (в роли ребенка):

  • Если мы поднимем шарик, что случится с лентой?
  • А если опустим шарик вниз, как будет двигаться лента?

Ведущий:
Мы можем управлять движением ленты, двигая шарик в разные стороны. Это всё благодаря статическому электричеству! Шарик и лента начинают «играть» друг с другом, и мы можем направлять их, как волшебники!

5. Подведение итогов

Ведущий:
Что мы сегодня узнали? Мы узнали, что вокруг нас есть невидимые силы, которые могут заставлять вещи двигаться. Это статическое электричество! Когда мы терли шарик о шерсть, на нем появилось много зарядов, и они заставили ленту двигаться. Мы видели, как шарик и лента начали отталкиваться друг от друга. Это было настоящим волшебством!

Вопрос педагогу (в роли ребенка):

  • Как вы думаете, если бы мы потрогали другие материалы, например, пластиковую бутылку или бумагу, что бы с ними случилось?
  • Почему вы думаете, что шарик и лента двигаются так?

эксперимент 3  "Умные зубочистики"

Цель мастер-класса:

  • Познакомить воспитателей с экспериментом, который демонстрирует, как вода воздействует на древесные волокна и вызывает изменение формы предмета.
  • Развивать у воспитателей навыки организации познавательной и исследовательской деятельности, стимулировать критическое мышление и любознательность у детей.

Оборудование:

  • 5 зубочисток
  • Шприц с водой (или пипетка)
  • Блюдце
  • Тарелка или поднос

Ход мастер-класса:

  1. Введение в эксперимент:
  • Рекомендации для воспитателей: Начинайте с вопроса, который заставит детей задуматься, как вода может воздействовать на твердые предметы. Заинтересуйте их, предложив подумать о том, что произойдёт с зубочистиками.
  • Пример вопроса: "Вы когда-нибудь видели, как зубочистики начинают двигаться? Почему, как вы думаете, вода может их заставить двигаться?"
  • Ответы детей: "Они, наверное, станут мягкими," "Вода сделает их длинными."
  1. Подготовка к эксперименту:
  • Разломайте зубочистики пополам и выложите их на блюдце в виде звезды. Объясните детям, что звезда останется такой, пока не добавим воду.
  • Пример вопроса: "Что произойдёт с зубочистиками, если мы не добавим воды? Что они будут делать?"
  1. Проведение эксперимента:
  • С помощью шприца капните воду в центр звезды и наблюдайте за изменениями.
  • Пример вопроса: "Что происходит с зубочистиками? Почему они начали расправляться?"
  • Ответы детей: "Они стали длиннее," "Палочки как будто расширяются."
  • Решение воспитателя: Объясните детям, что вода проникает в дерево, и его волокна набухают, заставляя зубочистики расправляться.
  1. Наблюдения и обсуждения:
  • Наблюдайте, как зубочистики расправляются, превращая звезду в раскрытую форму. Это хороший момент для стимулирования обсуждения.
  • Проблемный вопрос: "Если воды будет много или мало, как это повлияет на зубочистики?"
  • Ответы детей: "Если воды много, зубочистики расправятся сильнее," "Если воды мало, они не расправятся."
  1. Выводы и рефлексия:
  • Подведение итогов: "Сегодня мы увидели, как вода может заставить зубочистики изменить свою форму. Вода набухает в древесных волокнах, и это заставляет их расправляться."
  • Рекомендации: Попросите детей поделиться своим мнением: "Что удивило вас в нашем эксперименте?"

Рекомендации для воспитателей:

  1. Задавайте вопросы, которые стимулируют любознательность и позволяют детям самим делать выводы.
  2. Важно вовлекать детей в активное обсуждение результатов эксперимента, чтобы они могли осознать, что происходящее — это часть их повседневной жизни.
  3. Проводите эксперименты так, чтобы дети не только наблюдали за результатами, но и могли активно участвовать, делая выводы на основе собственных наблюдений.

Эксперимент 4 «Картезианский водолаз»

Цель мастер-класса:

  • Познакомить воспитателей с экспериментом, который демонстрирует, как давление воздействует на воздух в воде.
  • Развивать у воспитателей навыки организации познавательной и исследовательской деятельности, стимулировать критическое мышление и любознательность у детей.

Оборудование:

  • пластиковая бутылка с крышкой желательно круглая, наполненная водой
  • «водолаз» – поплавок, изготовленный из скрепок и коктейльной трубочки

Ход мастер-класса:

  1. Введение в эксперимент:
  • Рекомендации для воспитателей: Начинайте с вопроса, который заставит детей задуматься, как давление воды может действовать на воздух Заинтересуйте их, предложив подумать о том, что произойдёт с поплавком в бутылке.
  • Пример вопроса: "Вы когда-нибудь видели, как ныряет водолаз? Что нужно водолазу под водой, чтоб он не задохнулся?»
  • Ответы детей: "водолазу нужен воздух" Где находится воздух у водолаза? (в баллонах за спиной)
  1. Подготовка к эксперименту:
  • изготовление водолаза – поплавка из скрепок и коктейльной трубочки  Объяснить детям: Трубочка будет у нас вместо баллонов с кислородом, в трубочке будет находиться воздух
  • Пример вопроса: "Как вы думаете, Что произойдёт с нашим водолазом, если мы его опустим в воду? Он утонет или нет?"
  1. Проведение эксперимента:

а) Аккуратно помещаем водолаза в горлышко бутылки и закручиваем. Пример вопроса: "Что происходит с водолазом? (он держится на плаву, не тонет) Почему?"

Ответы детей: "потому что в трубочке воздух, он держит водолаза"

б) Теперь сжимаем бутылку и наблюдаем за водолазом. Вопрос: как вы думаете, почему водолаз погружается на дно?(ответы детей) Решение воспитателя: Объясните детям, что воздух при нажатии на бутылку сжимается и вода заполняет трубочку с воздухом, водолаз становится тяжелее и идет на дно.

в) отпускаем борта бутылки, что происходит с водолазом? (он снова всплывает)

Объяснение воспитателя: после того, как вы отпустили борта бутылки и прекратили сжатие, воздух снова расширяется, заполняет трубочку и водолаз поднимается на поверхность.

  1. Наблюдения и обсуждения:
  • Наблюдайте, как водолаз может опускаться и подниматься. Попробуйте управлять им и задержать его в середине бутылки. Как вам это удалось?
  • Ответы детей: Прекратили сжатие в определенный момент
  1. Выводы и рефлексия:
  • Подведение итогов: "Сегодня мы с вами изготовили маленького водолаза и узнали о свойствах воздуха сжиматься и расширяться под водой, это свойство помогало нашему водолазу нырять глубоко, а затем всплывать на поверхность."
  • Рекомендации: Попросите детей поделиться своим мнением: "Что удивило вас больше всего в нашем эксперименте?"

Рекомендации для воспитателей:

  1. Задавайте вопросы, которые стимулируют любознательность и позволяют детям самим делать выводы.
  2. Важно вовлекать детей в активное обсуждение результатов эксперимента, чтобы они могли осознать, что происходящее — это часть их повседневной жизни.
  3. Проводите эксперименты так, чтобы дети не только наблюдали за результатами, но и могли активно участвовать, делая выводы на основе собственных наблюдений.

Заключение

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

  • Материалы взяты с группы VK и одноименном канале Телеграмм «Опытный папа» @papa_3dochki, который ведет папа трех дочек и репортер канала НТВ – Петербург Николай Булкин

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Увлекательное путешествие на пруд с. Смолькино Сызранского района".

Проведение опытов для педагогов в рамках окружного Фестиваля педагогических идей....

Мастер-класс для педагогов «Увлекательное путешествие»

Мастер-класс для педагогов   «Увлекательное путешествие»презентация по ссылке https://disk.yandex.ru/d/VjbHzV5bhYfpEg...

Мастер - класс для педагогов «ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в созданииусловий для развития познавательной активности ребенка....

Мастер-класс для педагогов "Увлекательное рисование необычными материалами"

quot;Увлекательное рисование нетрадиционным способом"...

Мастер-класс для педагогов «Игры- эксперименты для дошкольников»

XXI век требует от человечества универсальности знаний о самых разных знаний окружающей действительности, поэтому педагогу необходимо  научить добывать их. Исследовать, открывать, изучать &ndash...