Мастер-класс для педагогов "Увлекательное путешествие на пруд с. Смолькино Сызранского района".
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Краснеева Елена Викторовна

Проведение опытов для педагогов в рамках окружного Фестиваля педагогических идей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_prud_krasneeva.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс.

«Увлекательное путешествие на пруд в село Смолькино»

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Во время образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", "Что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта, находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Сегодня  я приглашаю Вас отправиться в увлекательное путешествие на пруд в село Смолькино Сызранского района, в 50 км от г. Сызрани. Село Смолькино окружено многочисленными возвышенностями, заросшими сосновым лесом — Рачейской тайгой. Окрестности села включают в себя большое количество уникальных объектов природы: Рачейский бор, Рачейская тайга, Семиключье, Моховое и Узилово болота, Рачейские скалы — все они являются памятниками природы. Около села Смолькино есть пруд. Вода в  пруду чистая и холодная. Вокруг пруда растут берёзы, сосны. На берегу  -  разнообразные растения. Череда (лекарственное растение), стрелолист, горец земноводный. В пруду - белые кувшинки и жёлтые кубышки. Очень интересно наблюдать за тем как распускаются эти прекрасные цветы. И я предлагаю Вам немного поэкспериментировать:

 Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

 В толще воды плавают мельчайшие водоросли и рыбы – лещи, караси, окуни. Давайте с вами понаблюдаем как рыбка захватывая воздух держится на поверхности воды. И как выпуская воздух опускается на дно пруда. Это действие мы можем наблюдать в опыте с виноградом и газированной водой.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько  раз, пока вода не «выдохнется».

Давайте представим , что подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь. Проведём опыт и понаблюдаем как горячий воздух растапливает лёд и превращается в воду.

Опыт № 3

Возьмите две 1.5 литровые пластиковые бутылки. У одной отрежьте верхушку, а у другой донце. В донце с помощью шила проделайте отверстия. Налейте в бутылку горячей воды и закройте ее донцем с дырочками, сверху в донце положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.

Живут у воды млекопитающие-бобры и ондатры, птицы-утки, цапли. Подойдя  ближе  к  пруду , мы  можем заметить следы этих животных и птиц. Давайте рассмотрим следы бобра и ондатры а затем утки и цапли. Проведём опыт с мокрым песком.

Опыт № 4

Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина). Сначала сделать отпечаток следа утки, цапли, а потом ондатры, выдры, бобра.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Представьте себе огромный луг, который усыпан разноцветными цветами, к которым подлетают пчелы.  Увлекательно наблюдать как пчелы садятся на цветы и собирают нектар. Проведём опыт.

Опыт № 5

На цветок из цветного картона приклеить магнит с обратной стороны, на картинки пчелки надеть скрепки. Пчелки будут магнититься к цветку.

После проведения опытов у детей остаётся много вопросов

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему идет дождь?

4. Почему остались следы на песке?

5. Почему пчелы летят на цветы?

Обсуждение экспериментов с педагогами.

Вот и закончилось наше путешествие на пруд. В заключение нашей встречи я предлагаю вашему вниманию памятку «Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Книжка малышка: наше путешествие"

http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/master-klasy-dlja-vospitatelei/knizhka-malyshka-svoimi-rukami.html...

Конспект мастер-класса в сенсорной комнате "Путешествие в волшебную комнату"

В конспекте описан ход ознакомительного занятия в сенсорной комнате...

Мастер-класс для родителей "Игротека. Путешествие в страну Сенсорику"

Представляю вашему вниманию родительсткое собрание в форме мастер-класса. С каждым годом ваш ребёнок поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой ...

Мастер-класс для воспитателей "Необычайное путешествие по временам года"

"Быть, может, труд наш с виду неприметен. Одно я знаю точно: малыши с утра к нам в сад спешат, торопят маму: "Давай, скорее, мама, побежим! " Вот в этом ведь и есть секрет: ценнее нашего труда на свет...

Мастер - класс для воспитателей. Тема:" Путешествие в песочную страну".

Познакомить с техникой аппликации из песка, закрепить способы окрашивания песка, снижение психологического напряжения во время работы с песком, активизировать мыслительную деятельность, развивать мелк...

Мастер-класс «ТРИЗ: Работа с проблемной ситуацией». РМО старших воспитателей Октябрьского района.

Познавательное развитие дошкольников идет через моделирование мыслительных процессов. Взрослый должен не объяснять результаты собственного познания, а создавать условия для формирования у малышей СПОС...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников». для педагогов Канского района. Воспитатель: Понькина Ольга Владимировна

Цель:Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.Совершенствова...