Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников». для педагогов Канского района. Воспитатель: Понькина Ольга Владимировна
консультация по развитию речи

Понькина Ольга Владимировна

Цель:

  • Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.
  • Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.
  • Совершенствовать порядковый и количественный счет в пределах 5-ти до автоматизма. Развивать умение быстро придумывать предложения из 3 и более слов с опорой на тему, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги (находить безошибочно левый нижний угол, центр листа).
  • Развивать ассоциативное мышление и память.
  • Воспитывать познавательную, творческую активность, самостоятельность.
  • Привлекать родителей к составлению синквейнов дома вместе с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkvejn.docx65.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Технология синквейн в развитии речи дошкольников». для педагогов Канского района.

Воспитатель: Понькина Ольга Владимировна

«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:

  • Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.
  • Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.
  • Совершенствовать порядковый и количественный счет в пределах 5-ти до автоматизма. Развивать умение быстро придумывать предложения из 3 и более слов с опорой на тему, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги (находить безошибочно левый нижний угол, центр листа).
  • Развивать ассоциативное мышление и память.
  • Воспитывать познавательную, творческую активность, самостоятельность.
  • Привлекать родителей к составлению синквейнов дома вместе с детьми.

Оборудование:

альбомные листы по количеству людей, фломастеры, авторучки, черный маркер, ватман.

Представляю        вашему        вниманию                мастер- класс «Использование технологии «Синквейн» в                речевом развитии дошкольников».

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приѐмов к организации образовательной деятельности,        так        как        роль        воспитателя        является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология Синквейн.

Говоря о формах, методах и приемах развития познавательно – речевых способностей обучения детей, нельзя не сказать о серьѐзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Часто у ребѐнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

  • открываются новые творческие интеллектуальные возможности
  • способствует обогащению и актуализации словаря
  • является диагностическим инструментом (коммуникативные качества)
  • носит        характер        комплексного        воздействия (развивает        речь,        память, внимание, мышление)
  • используется для закрепления изученной темы
  • является игровым приемом

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ѐлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Составление синквейна используется        для        проведения        рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!

Ход импровизации.

Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов. Вам знакомо это слово? Давайте сначала вместе с вами произнесем это необычное и незнакомое      слово «синквейн»,      чтобы      вы       запомнили       его хорошо (проговариваем несколько раз).

Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн»? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение (белый стих, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму).

Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу

напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю). Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке - снизу вверх: от 5 до 1.

Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.

На первый раз предложу вам сама тему: «цветы», например. Нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в центре Вашего листа, можно схематично.

  1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название цветка (я пишу - ромашка).
  2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу- белая, очаровательная).
  3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, завораживает, манит).
  4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи. (Как я люблю собирать ромашки)
  5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (любовь)

- Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквей я:

«Ромашка. Белая, очаровательная. Растет, завораживает, манит. Как я люблю собирать ромашки! Любовь!

-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2).

-Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны). Кому из вас понравились такие стихи?

Когда придете домой - научите своих родных   и   близких составлять синквейны.

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приѐма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребѐнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребѐнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Когда дети приобретут опыт в написании тданной технологии, можно организовывать выставки, конкурсы детских в группе, в раздевалке, дополнив каждый стих фотографией ребенка. Победители выявляются путем

голосования. Это раскрепощает не только детей, но и взрослых, быстро преодолевается страх и неловкость перед аудиторией.

Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве.

Может быть, мы с Вами воспитаем не одного поэта.

Памятка по составлению синквейна

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

  • 1 строчка - одно существительное;
  • 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
  • 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
  • 4        строчка        -        фраза        из        четырех        слов,        которая        характеризует существительное;
  • 5        строчка        -        одно        существительное,        повторение        сути,        резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн –        один        из        эффективных        методов развития        речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во        вторых,        в        составлении синквейна каждый        ребенок        может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Виды работы над синквейном.

  1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).
  2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.
  3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
  4. Можно использовать синквейн:

- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

  1. При        составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».
  2. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Мастер-класс для педагогов ДО Школы 2083 «Технология синквейн в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс на тему: «Использование технологии  «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»....

МАСТЕР–КЛАСС «Использование технологии «Синквейн» для развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Консультация для педагогов: "Технология синквейна в развитии речи дошкольников".

Синквейн — это нерифмованное стихотворение из пяти строк.В работе с детьми в детском саду применяется дидактический синквейн, в котором чёткое соблюдение правил составления не обязател...

Консультация для педагогов: «Технология синквейна в развитии речи дошкольников.

Консультация для педагогов: «Технология синквейна в развитии речи дошкольников....