Конспект занятия.Прогулка .«День Земли в сосновом бору» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Селиванова Маргарита Валерьяновна

Цель: формирование у детей осознанного и бережного отношения к природе, развитие познавательного интереса к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sosna_1.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Ход прогулки:

Дети стоят полукругом

Воспитатель: Здравствуй, солнышко родное!

                      Здравствуй, небо голубое!

                         Здравствуй, матушка-земля!

                         Здравствуй я, и здравствуйте мои друзья!

Воспитатель: Дети! Сегодня у нас необычная прогулка и посвящена замечательному празднику! Хотите узнать, что это за праздник?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Тогда слушайте загадку!

                                  Планета голубая,

                                  Любимая, родная

                                  Она твоя, она моя,
                                 И называется…
         Дети: Земля!

Воспитатель: Правильно, это Земля!  22 апреля, во всем мире отмечается «День Земли». Это международный праздник нашей планеты, нашего общего дома. В этот день люди во всем мире проводили различные мероприятия, направленные на защиту окружающей среды.

Давайте вспомним, какие можно проводить мероприятия по защите нашей планеты Земля?

Дети: Сажать деревья, цветы, убирать мусор, кормить птиц зимой, не сорить.

Воспитатель показывает детям глобус.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: это глобус – макет нашей планеты Земля.

Воспитатель: Наша планета Земля еще называется обитаемой, как вы думаете почему?

Дети: Потому что на нашей планете живут люди, животные, птицы, а на других планетах их нет.  

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая наша планета! Что означает голубой цвет на глобусе?

Дети: Океаны, моря, реки.

Воспитатель: Что означает зеленый цвет?

Дети: Равнины, поля, леса?

Воспитатель: Все верно. Дети, и у нас в детском саду на экологической тропе есть свой лес, как он называется кто мне подскажет?

Дети: «Сосновый бор».

Воспитатель: Правильно, сейчас мы с вами как раз находимся в сосновом бору! Дети, как вы думаете почему леса называют «легкими нашей планеты»?

Дети: Потому что деревья и растения выделяют кислород, которым дышат люди, животные.

Воспитатель: А деревья, которые растут с сосновом бору выделяют кислорода?

Дети: Да.

Воспитатель: Значит наш сосновый бор, также помогает нашей планете дышать! А еще сосновые леса очень полезны, они очищают воздух, от вредных газов.

Воспитатель: Дети в сосновом бору какие деревья растут?

Дети: сосны.

Дидактическое упражнение: «Чем отличается сосна от лиственных деревьев?»

Воспитатель: Что у сосны вместо листьев? Почему сосна относят к хвойным деревьям?

Дети: У сосны вместо листьев иголки. Иголки это хвоя, поэтому деревья называются хвойными.  

Воспитатель: Правильно, у неё вместо листьев – иголки (хвоя, у сосны они длинные и сбрасывает она их постепенно, а не все сразу. А называются они хвойными, потому что они являются представителями вечнозелёных растений, поэтому про сосну говорят - «Зимой и летом одним цветом».

Воспитатель: Назовите плод сосны?

Дети: Её плод – шишка.

Воспитатель: Все верно, шишки. А вы знаете, что деревья сами раскрывают и закрывают шишки в зависимости от погоды.  В сухую погоду раскрывают шишки и семена высыпаются. Ветер легко подхватывает их и переносит на большие расстояния. А в сырую погоду, семена не смогут далеко улететь и могут заплесневеть, шишки закрываются, защищая семена от влаги и сохраняя их до более благоприятных условий. (новый материал)

Воспитатель: Дети в какую погоду раскрываются шишки?

Дети: В сухую погоду.

Воспитатель: А в сырую погоду что с ними происходит?

Дети: Шишки закрываются, защищая семена от влаги.

Воспитатель: А теперь давайте подойдём к столу и возьмите себе по одной шишке.

Воспитатель: Рассмотрим эти шишки внимательно. Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, открытые и закрытые. Попробуйте почувствовать, какие они на ощупь: шершавые, колючие.

Воспитатель: А давайте попробуем заглянуть внутрь шишки? (Помогает детям аккуратно разобрать шишку и найти семена) Видите, какие маленькие семена? Из них вырастут новые сосны!

Воспитатель: Подойдем в сосне. Дети посмотрите на дерево, кто там сидит?

Дети: Птицы!

Воспитатель: А чем питается птицы?

Дети: семенами, зернами.

Воспитатель: Правильно, многие птицы питаются семенами от шишек. Значит хвойные леса еще и нужны для пропитания животных нашей планеты.

И поэтому мы должны сохранить леса нашей планеты.

Что мы не должны делать?

Дети: Не ломать и не вырубать деревья, не разжигать костры.

 А сажать новые.  Так мы тоже поможем нашей планете!

Воспитатель: Правильно.

 Дети, а вы знаете, как можно определить возраст хвойного дерева?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, можно определить по кольцам, которые рассположены на спиле ствола.

 Воспитатель:  А хотите узнать секрет, как узнать возраст наших сосен, не срубая их? Тогда подойдем к сосне! Видите эти круги из веток вокруг ствола? Это – мутовки! Давайте повторим: мутовки! Каждый год у сосны вырастает один такой ярус веточек. Посчитаем мутовки – и узнаем возраст!

 Но есть один секрет: к числу мутовок нужно прибавить три года, потому что первые три года у сосны их еще нет.

 А теперь сыграем в игру "Посчитай возраст сосны"! (Объясняет правила игры: посчитать мутовки, прибавить 3, найти карточку с числом и положить на ветку).

 Отлично! Теперь вы знаете, как определить возраст сосны!   Подойдите к сосне, погладьте её и скажите ей что-нибудь хорошее, ласковое. (сосенка, смоляночка , иголочка,  колючка, зеленушка, деревце).

 Сколько добрых слов вы подарили нашим соснам! Мы всегда будем заботиться о лесе, ведь он – наш верный друг!          

  Как вы думаете, кто еще живет в лесу?

  Воспитатель: Дети, а как вы думаете, может лес быть чьим то, домом?

  Дети: Да.

  Воспитатель: Верно. Давайте посмотрим на картинки и найдем пару, где чей дом в лесу?

Дидактическая упражнение «Где чей дом?»

Детям раздаются карточки с изображением животных и их жилищ, они должны найти пару: животное – его дом. Дети озвучивают: муравей живет в муравейнике в лесу, птица живет в гнезде на дереве и т.п. Воспитатель проверяет правильность найденной пары.

Воспитатель: Молодцы, вы, верно, нашли свои пары. У человека, у животного, у насекомых, цветов и деревьев есть свой дом.  

Дети как же можно назвать наш общий дом?

Дети: Наша планета Земля.

Воспитатель: Правильно планета Земля, но наша планета в опасности. Люди ее постоянно загрязняют -  выбрасывают мусор, из труб идет ядовитый дым, машины загрязняют воздух выхлопными газами, отходы заводов сливаются в реки и моря. Из-за загрязнения нашей Земли, гибнут животные, растения, болеют люди. Наша планета в опасности! Она требует помощи. Дети, как мы можем помочь нашей планете?

Дети: Не выбрасывать мусор, перерабатывать отходы. Убирать за собой, не разводить костры в лесу и т.д (выслушивает ответы детей)

Воспитатель: Правильно дети. Земля очень красивая, богатая, плодородная и хрупкая! Будем беречь нашу планету «Земля»! Прослушайте отрывок из стихотворение В. Орлова:

Ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым.

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

Рефлексия:

Дети, где мы сегодня побывали? (В сосновом бору!)

Какому празднику была посвящена наша прогулка? (Дню Земли!)

Что нового вы узнали? (Про шишки и про то, как считать возраст сосен!)

Как мы можем помочь нашей планете? (Беречь природу, не мусорить, сажать деревья!)

Вы сегодня отлично поработали! Я уверена, вы всегда будете друзьями нашей Земли и будете заботиться о ней! Спасибо вам за вашу работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта: игровой тематический день по правилам личной гигиены в старшей группе.

Материал поможет педагогу оргнаизовать один день образовательно-воспитательной деятельности старших дощшкольников с целью углублять и  систематизировать представления детей о факторах, влияющих н...

Конспект к акции «День семьи, любви и верности» в старшей группе

Конспект к акции«День семьи, любви и верности» в старшей группе...

Конспект экологического праздника "День Земли" для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Цель праздника - создание у детей радостного, весеннего настроения в праздничный день – День Земли....

Конспект по речевому развитию «Земля — наш общий дом» в старшей группе

Конспект по речевому развитию «Земля — наш общий дом» в старшей группе ...

Конспект на тему: «День рождения Деда Мороза» для детей старшей группы

Конспект на тему: «День рождения Деда Мороза»для детей старшей группы...

Конспект по речевому развитию «Земля — наш общий дом» в старшей группе

Цель: Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком. Формирование экологически грамотного поведения, бережного отноше...

"День Земли" Сценарий экологического праздника в старшей группе детского сада.

Цель: расширение экологических знаний дошкольников, воспитание у детей гуманного отношения к природе и чувства ответственности за все живое на нашей планете.Задачи:Образовательные: форм...