Методическая разработка: "Педагогический проект «Зеленая планета» в подготовительной группе общеразвивающей направленности.
статья по окружающему миру (старшая группа)
Формирование у детей понимания важности сохранения природы, развитие интереса к окружающему миру, воспитание ответственного и бережного отношение к природе, обучение детей простым экологическим правилам через интегративные подходы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Зеленая планета» в подготовительной группе общеразвивающей направленности
Смирнова Д.Н. воспитатель
ГБДОУ детский сад № 126 Выборгского района Санкт-Петербурга
Аннотация.
В современном мире экологическая грамотность с раннего детства становится важнейшей составляющей образовательного и воспитательного процесса, что особенно актуально в условиях дошкольного образования. Наша задача - формировать у детей понимание важности сохранения природы, развивать интерес к окружающему миру, воспитывать ответственное и бережное отношение к природе, обучать детей простым экологическим правилам через интегративные подходы.
Ключевые слова: экологические игры, интегративные занятия, экологическая ответственность, игровая технология.
Основные подходы и методы работы: интеграция знаний, использование межпредметных связей между естественнонаучными и гуманитарными зданиями - в области природы – наблюдение за растениями, животными, окружающей средой. В области искусства – продуктивные виды деятельности. В области речевого развития – создание рассказов и сказок на тему природы. В области этики – обсуждение правил бережного отношения к окружающей среде.
Я использую игровую технологию — экологические игры, сюжетно-ролевые игры, игры с использованием природных материалов. Детские экологические проекты — создание мини-экосистем. Образовательные прогулки — экскурсии в природу, наблюдение за растениями и животными. Интегративные занятия — объединение научных знаний и творческих видов детской деятельности. Практический опыт показывает, что интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний в дошкольном возрасте способствует формированию экологической культуры у детей. Такой подход позволяет сделать получение знаний ярким, практическим и понятным для детей, закладывает основы экологической ответственности с раннего возраста.
Я уверена, что опыт, накопленный в рамках данной работы, может быть полезен коллегам для внедрения в своих учреждениях. Совместными усилиями мы можем сформировать новое поколение, для которого забота о планете станет естественной частью жизни.
Долгосрочный педагогический проект «Зелёная планета» для детей 6 -7 лет направлен на формирование экологического познавательного интереса и воспитание бережного отношения к природе, сочетает познавательные занятия с элементами творчества и игры.
Цель проекта: Развитие экологической грамотности дошкольников, расширение представлений о живой природе через интегрированное освоение естественнонаучных и гуманитарных знаний.
Задачи проекта: формировать у детей понимание важности сохранения природы. Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе. Обучать детей простым экологическим правилам через интегративные подходы.
Содержание работы по проекту:
Октябрь. 1.Занятие-размышление «Почему мы любим природу?» Цель: формировать понимание значимости природы для жизни человека. Методы и формы работы: беседа, рассказ воспитателя, просмотр мультфильмов «Мальчик и Земля», «Клад», «Паровозик из Ромашково» (рекомендовать к просмотру дома), рисование любимых животных и растений.
2. Экологическая игра «Путешествие по планете» Цель: развивать интерес к природным объектам и взаимосвязям в природе; формировать представление о разнообразии живых существ. Проведение: дети проходят маршрут по «научной карте», решая задания (узнать название растения, животного, определить его среду обитания)
Ноябрь 1. Познавательное занятие «Чудеса вокруг нас» Цель: ознакомить с разнообразием растительного мира, знакомство с понятием экосистемы. Методы и формы работы: экскурсия в парк совместно с родителями, интерактивная игра-путешествие по тропинке леса, показ презентации «Растительный мир Земли». Материалы: фотоальбомы с изображениями деревьев, цветов, гербарий.
2. Пополнение центра экологии и природы в группе. Цель: формировать у детей интерес к самостоятельной заботе о природе; развивать аккуратность и ответственность. Деятельность: сбор природных материалов (листья, веточки, камешки); оформление центра с использованием этих материалов; работа по уходу за уголком (подкормка растений, уборка).
Декабрь. 1. Творческое занятие «Волшебники природы» Цель: Воспитание эстетической восприимчивости природных явлений, развитие творческих способностей. Методы и формы работы: совместное творчество по созданию коллажей и рисунков на тему природы, изготовление поделок из природного материала (шишки, листья, веточки). Материалы: краски, кисти, бумага, природный материал.
Январь. 1. В рамках интеграции — «Эко-сказки и рассказы» Цель: развивать речевое творчество и эмоциональную отзывчивость; закреплять экологические знания через художественное слово. Проведение: воспитатель вместе с детьми сочиняет короткие сказки о природе; каждый ребенок создает свою сказку или рассказ на тему бережного отношения к природе; постановка мини-спектакля по этим сюжетам.
2. Музыкальное занятие «Голос леса» Цель: Расширение музыкального кругозора, эмоциональное восприятие звуков природы. Методы и формы работы: прослушивание музыкальных произведений («Утро в лесу», «Шум моря») и звуков природы, музыкальная импровизация под звуки дождя и ветра. Материалы: аудиозаписи звуков природы, музыкальные инструменты.
Февраль. 1 Игровое мероприятие «Путешествие в лес» Цель: Закрепление полученных знаний, активизация интереса к окружающему миру. Материалы: карты местности, карточки с изображением грибов, ягод, листьев, животных.
2. Выставка «Зеленая планета» Цель: продемонстрировать результаты работы детей; привлечь родителей к совместному творчеству.
Март. 1.Экологическое занятие-игра «Мы дружим с природой» Цель: Развитие навыков ухода за растениями, понимание роли каждого живого существа в экосистеме. Методы и формы работы: посадка комнатных растений, уход за ними, наблюдение за ростом растения, опыт выращивания ростков из семян (подсолнечник, фасоль). Материалы: горшочки, семена, почва, лейки, календарь наблюдений.
2. Детский исследовательский проект «Мой мини-сад» Цель: познакомить детей с процессом роста и ухода за растениями; развивать ответственность за живые объекты. Этапы: вместе с воспитателем дети сеют семена в горшки или ящики; ежедневно ухаживают за растениями, наблюдают за их развитием; создают рассказ или сказку о своем растении, показывают родителям
Апрель. Продукт проекта: Проведение праздника «Наш зелёный друг». Создание театрализованного представления с участием детей и родителей на природоохранную тематику. Организация выставки детских рисунков и поделок на тему экологии.
Такой комплекс мероприятий позволяет эффективно развивать интерес детей дошкольного возраста к изучению природы, формировать ответственное отношение к окружающей среде и одновременно расширять познания в области естественных наук, литературы и искусства.
Литература
- Баранова, Е. Г. Экологический компонент в дошкольном образовании. М.: Просвещение, 2021.
- Максимова, Е. И. Интеграция природоведческих знаний в работе с дошкольниками. М.: Академия, 2019.
- Петрова, А. С. Экологическое воспитание в детском саду: современные подходы. СПб.: Лопад, 2022.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект физкультурного занятия с оздоровительной направленностью в подготовительной группе общеразвивающей направленности " Мой друг- спорт"
В разработке занятия представлен материал для инструкторв по физической культуре в ДОУ ....

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) посредством экологического проекта»
в методической разработке представлен материал по развитию познавательного интереса у дошкольников через экологическое воспитание...

Методическая разработка совместной деятельности детей и родителей в группе общеразвивающей направленности с 2 до 3 лет «В гости к зайчику»
Методическая разработка совместной деятельности детей и родителей в группе общеразвивающей направленности с 2 до 3 лет «В гости к зайчику»Программное содержание: обогащать детей музыкальны...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности Тема: «Путешествие на планету Математика»
закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия...

Проект сюжетно-ролевая игра «Школа» в подготовительной группе общеразвивающей направленности
Цель проекта:- закрепление игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей. - Систематизировать и расширять знания детей о школе.- - Закреплять умение подбирать ат...

Проект по ПДД «Осторожно дорога» в подготовительной группе общеразвивающей направленности «№14»
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транс...

Методическая разработка. Дополнительная программа «НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ» для старшей группы общеразвивающей направленности
Программа дополнительной деятельности составлена для лиц 5-6 лет (старшая группа). Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношений на всю жизнь. Со...
