Методическая разработка. Дополнительная программа «НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ» для старшей группы общеразвивающей направленности
методическая разработка (старшая группа)

Часовникова Олеся Павловна

Программа  дополнительной  деятельности составлена для лиц 5-6 лет (старшая группа). Это  период, когда закладываются основы морального поведения и отношений на всю жизнь.  Содержание программы направлено на развитие личностных качеств ребенка, ценностного отношения к прекрасному, создание условий для формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_tsennosti.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

           

Методическая разработка

Дополнительная  программа

«НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»

старшей группы общеразвивающей направленности

срок реализации программы 1 год.

                                          Разработчик:

                                                               Часовникова Олеся Павловна, воспитатель

Санкт-Петербург, 2022

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          

   

3

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН            

                                                             

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

7

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

12

СПИСОК ОСНОВНОЙ,  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа  дополнительной  деятельности составлена для лиц 5-6 лет (старшая группа).

     Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Возраст 5-6 лет -  период, когда закладываются основы морального поведения и отношений на всю жизнь.

    Содержание программы направлено на развитие личностных качеств ребенка 5-6 лет, ценностного отношения к прекрасному, создание условий для формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях.

    Цель дополнительной программы: создание  условий для воспитания грамотной культурной личности воспитанников, развития познавательных и коммуникативных способностей детей, для дальнейшей социальной адаптации ребёнка в современном обществе.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

Обучающие

  • Познакомить учащихся с историей, культурой и традициями  своего родного края
  • Приобщить к  культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изодеятельности, художественного слова
  • Научить воспитанников работать и изготавливать изделия  из подручного материала.
  • Расширить представления и знания, обучающихся об этикете, правилах хорошего тона, умении общаться

Воспитательные

  • Изучать с детьми правила поведения на сцене, на занятии, в группе сверстников.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе

Развивающие

  • Развивать интерес к творческому наследию
  • Содействовать развитию у обучающихся навыков продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности
  • Содействовать развитию  чувства прекрасного, творческих способностей
  • Развивать эмоционально-образное и художественно-творческое мышление

         

    При разработке кружковых занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим  познавательную деятельность, расширения словарного запаса, закрепление знаний об окружающем мире.  Система методов и средств подобрана  с учетом возрастных особенностей детей и методических требований  непосредственно образовательной деятельности. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний.

Формы, методы, технологии обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр.

Практические – упражнения, карточки, тесты, экскурсии, ролевые игры, инсценирование.

   Все методы и приемы используются  в комплексе, чередуя и дополняя, друг друга, что позволяет педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, восприятие, творческое воображение. Занятия проводятся в игровой и занимательной форме.

        Срок реализации дополнительной программы: 1 год (1 раз в неделю).

Внесение изменений - ежегодно без изменения всей программы. Фиксация изменений в специальном листе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры своего народа.
  • Приобретение знаний о традициях художественной культуры родного края.
  • Умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в пространстве школы и дома.
  • Овладение воспитанниками правилами хорошего тона и умениями культурного общения.

Знать:

  • название страны, столицы, родного города, улицы
  • цвета флага России
  • знать элементы народного костюма
  • значение этикета и навыков правильного общения
  • культуру внешнего вида
  • правила жизни в обществе
  • культуру поведения в общественных местах
  • особенности поведения в детском саду
  • правила гостеприимства

Иметь представление: 

  • о народных промыслах;
  • о жизни и быте предков.

Уметь:

  • вести себя в детском саду, дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте
  • следить за своим внешним видом, правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми
  • вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами
  • общаться с воспитанниками в группе детского сада
  • украшать предметы орнаментами (геометрическими,  растительными)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем

Количество занятий

Продолжительность деятельности в мин.

Вежливость.

2

2*25мин.

Этикет дружбы.

1

25мин.

Мы идём в гости.

1

25мин.

Сервировка стола.  

2

2*25мин.

В транспорте.

1

25мин.

В магазине.

1

25мин.

Посещение библиотеки, кино, музея (на выбор).

1

25мин.

Волшебный мир театра .Театральный этикет.

2

2*25мин.

Культура внешнего вида.

1

25мин.

Чистоплотность. Уроки гигиены.

1

25мин.

Ответственность.

1

25мин.

Приём гостей.

1

25мин.

Правила поведения с животными.

1

25мин.

Моя малая Родина.

1

25мин.

Русские народные сказки.

2

2*25мин.

Честность.

1

25мин.

Россия, Россия – края дорогие.

1

25мин.

Как жили и трудились славяне.

2

2*25мин.

Домашняя утварь.

2

2*25мин.

Блюда русской кухни.

1

25мин.

История русского костюма.

1

25мин.

В гостях у мастеров.

2

2*25мин.

Филимоновский медведь.

1

25мин.

Игрушки, куклы и матрешки.

1

25мин.

Дисциплинированность.

1

25мин.

Как слово ваше отзовется.

2

2*25мин.

Викторина «По страницам вежливых наук».

1

25мин.

ВСЕГО

33

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Тема № 1 Вежливость. (2 *25мин.)

Понятие. Работа с пословицами и поговорками.

Практические работы:

Чтение отрывков из произведений, В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», С.Маршака « Ежели вы вежливы».

Тема № 2 Этикет дружбы. (25мин.)

Правила взаимопомощи среди ребят. Как научиться мириться, не быть грубым, уступать друг другу. Слова с  выражением сочувствия,  утешения. Культура спора.

Практические работы:

Решение ситуаций.

Тема № 3 Мы идём в гости. (25мин.)

Незваный гость. Приём приглашения. Поведение в гостях. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя. Подарок и сувениры. Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Упаковка. Деньги как подарок. Подарок, сделанный своими руками.

Практические работы:

Решение ситуаций.

Рисование «Подарок».

Тема № 4 Сервировка стола.  (2 *25мин.)

Понятие о сервировке стола в будни и праздники. Назначение, навыки владения различными столовыми приборами. Праздничное украшение. Назначением посуды (для чаепития — чайная посуда). Повторение правил поведения во время чаепития. Назначение приборов. Осанка. Поза. Положение рук, ног. Как едят фрукты, рыбу, курицу. Правильное пользование столовых приборов.

Практические работы:

Сервировка стола

Оригами «Салфетки для сервировки стола».

Тема № 5 В транспорте. (25мин.)

Правила проезда. Беседа с другом. Разговор по сотовому телефону. Прохождение по автобусу. Вежливое обращение. Уважение к старшим.

 Практические работы:

Сюжетно – ролевые игры.

Тема № 6 В магазине. (25мин.)

Вопросы к продавцу. Выбор товара. Навигация.

Практические работы:

Ролевая игра.

Экскурсия в магазин.

Тема № 7 Посещение библиотеки, кино, музея – на выбор. (25мин.)

Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения.

Практические работы:

Ролевая игра.

Экскурсия в библиотеку.

Тема № 8 Волшебный мир тетра. Театральный этикет. (2 *25мин.)

История возникновения. Виды театров. Беседа о посещении театра. Рассказ о жизни театра, атрибутах, работниках. Афиша. Кукольный театр. Виды кукол.

Поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления.

Использование бинокля. Прохождение по рядам. Посещение буфета.

Практические работы: 

Подготовка к инсценировке  сказки «Глупый мышонок».

Репетиция кукольного спектакля. Показ спектакля группам малышей

Изготовление куклы из ткани и палочек.

Рисование  «Пригласительный билет».

Тема № 9 Культура внешнего вида» (25мин.)

Внешний вид. Чистота и опрятность. Назначение одежды в зависимости от события. Базовый комплект одежды. Название предметов одежды.

Практические работы:

Рассматривание иллюстраций.

Тема № 10 Чистоплотность. Уроки гигиены. (25мин.)

 Ежедневный уход за телом. Гигиенические процедуры. Уход за кожей, глазами, зубами.

Практические работы:

Чтение «Мойдодыр» К.Чуковского по ролям.

Тема № 11 Ответственность (25мин.)

Понятие ответственность.

Практические работы:

Чтение Л.Пантелеев «Честное слово».

Тема № 12  Приём гостей.  (25мин.)

Подготовка к приходу гостей. Представление. Украшение дома. Угощение. Принятие и дарение подарков.

Практические работы:

Лепка  «Праздничный торт».

Тема № 13 Правила поведения с животными. (25мин.)

Правила выгула собак. Уход и дрессировка. Общение  с домашними и бездомными животными.

Практические работы:

Рисование  «Кошки и собаки».

Тема № 14  Моя малая Родина.  (2 *25мин.)

Работа с картой, глобусом.  Санкт-Петербург  глазами фотографов и художников. Достопримечательности города. Презентация.

Практические работы: 

Рисование. «Я здесь живу».

Тема №  15  Русские народные сказки.  (2 *25мин.).

Зарождение сказок. Обучающая и воспитывающая сила сказок. Передача векового опыта народа. Борьба добра  и зла. Герои сказок. Трафарет. Композиция.

Практические работы:

Рисование «Герои любимых сказок».

Коллективный ручной труд «Избушка на курьих ножках».

Тема № 16  Честность. (25мин.)

Честность и значимость ее в жизни. Чтение рассказов  В. Драгунского «Всё тайно становится явным», Л.Пантелеева «Большая стирка», М.Зощенко «Не надо врать».

Практические работы:

Обсуждение.

Тема № 17 Россия, Россия – края дорогие. (25мин.)

Государство -  Россия. Герб и флаг. Народы, проживающие в России.

Практические работы:

Работа с глобусом.

Работа с картой России        

Тема № 18 Как жили и трудились славяне. (2 *25мин.).

Понятие  «предки». Россия – страна с большой многовековой историей. Жилище крестьянина, обстановка и элементы украшения избы.        Понятия: светлица, горница, резьба по дереву, наличник, ставни, половицы, сундук

Практические работы:

Д/и «Укрась избу».

Рисование «Изба».

Конструирование коллективное. Составление проекта постройки.

Тема № 19 Домашняя утварь. (2 *25мин.).

Предметы быта в Русской избе. Понятия: самовар, чугунок,  ухват, скалка,  красный угол,  лучина, лукошко, кочерга, прялка, гребень.

Практические работы:

Русская народная сказка  «Крылатый, мохнатый да масляный».

Лепка. «Самовар».

Тема № 20 Блюда русской кухни. (25мин.)

Основные блюда крестьян – из зерновых и овощей – хлеб, каши, щи, сбитни. Выращивание хлеба в старину.

Практические работы:

Чтение загадок, пословиц.

Чтение сказки «Вершки и корешки».

Тема № 21 История русского костюма. (25мин.)

Русский национальный костюм, особенности его внешнего вида. Мужская и женская, зимняя и летняя одежда.  Рубаха-косоворотка, сарафан, кафтан, платок, валенки, кокошник. Элементы узора, их сочетаний, сочетание цветов

Практические работы:

Декоративное рисование. «Раскрась сарафан, рубаху», рисование на силуэтной заготовке.

Тема № 22 В гостях у мастеров. (2 *25мин.).

Понятие «промысел». Обзор русских народных промыслов. Игрушки: Дымки, Этапы изготовления хохломских изделий. Художественное слово о хохломе. Приемы выполнения узоров. Композиция и пропорции. Особенности и этапы изготовления дымковских изделий. История возникновения  промысла и создания игрушки. Подбор цветовой гаммы. Приемы рисования.

Практические работы:

Разучивание русской народной попевки  «Ворон».

Раскраска городецких досок (бумажных заготовок).

Игра на ложках. Декоративное рисование  «Раскрась ложку».

Рисование  «Дымковская карусель».

Тема № 23 Филимоновский медведь. (25мин.)

Особенности и этапы изготовления игрушки. История возникновения  промысла . Филимоновские легенды, стихи.

Практические работы: 

Лепка «Филимоновский медведь».

Тема № 24 Игрушки, куклы и матрешки. (25мин.)

Старинные игрушки. Стихи о русской матрешке. Детали костюма, приемы рисования.

Практические работы: 

Дидактические игры «Найди отличия», «Расставь по порядку».

Декоративное рисование  «Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки

Тема № 25 Дисциплинированность  (25мин.)

Понятие «дисциплина». Значимость  дисциплины для самого ребенка и общества в целом.

Тема № 26 Как слово ваше отзовется. (2 * 25мин.)

Произведения  А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.Маршака (на выбор). Обзор творчества. Рассказ о писателях.

Практические работы: 

Чтение «Лев и собачка».

Тема № 27  Викторина «По страницам вежливых наук». (25мин.)

Повторение пройденного материала. Закрепление.

Календарно-тематическое планирование программе «Нравственные ценности»

        

№ занятия

дата

Тема занятия

Содержание занятия

Формы контроля

Оборудование, электронные образовательные ресурсы

План

факт

Теоретические сведения на основе плана занятия

Практические работы

1

Тема №1 «Вежливость». (2 часа)

Понятие. Работа с пословицами и поговорками.

Чтение отрывков из произведений, В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», С.Маршака « Ежели вы вежливы».

2

Тема №2  «Этикет дружбы». (1 час)

Правила взаимопомощи среди ребят. Как научиться мириться, не быть грубым, уступать друг другу. Слова с  выражением сочувствия,  утешения. Культура спора.

Решение ситуаций.

3

Тема № 3 «Мы идём в гости». (1 час)

Незваный гость. Приём приглашения. Поведение в гостях. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя. Подарок и сувениры. Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Упаковка. Деньги как подарок. Подарок, сделанный своими руками.

Решение ситуаций.

Рисование «Подарок».

Иллюстрации по теме

4

Тема № 4 «Сервировка стола».  (2 часа)

Понятие о сервировке стола в будни и праздники. Назначение, навыки владения различными столовыми приборами. Праздничное украшение.

Сервировка стола

Оригами «Салфетки для сервировки стола».

Скатерть, столовые приборы.

5

Тема № 5 «В транспорте». (1 час)

Правила проезда. Беседа с другом. Разговор по сотовому телефону. Прохождение по автобусу. Вежливое обращение. Уважение к старшим.

Сюжетно – ролевые игры.

6

Тема № 6 «В магазине». (1 часа)

Ориентация  в магазине. Вопросы к продавцу. Выбор товара.

Ролевая игра.

Экскурсия в магазин.

Оборудование для с-р игры «Магазин»

7

Тема № 7 «Посещение библиотеки, кино, музея». (1 час)

Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения.

Ролевая игра.

Экскурсия в библиотеку.

8

Тема № 8 «Волшебный мир театра. Театральный этикет». (2 часа)

Поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления.

Использование бинокля. Прохождение по рядам. Посещение буфета. История возникновения. Виды театров. Беседа о посещении театра. Рассказ о жизни театра, атрибутах, работниках. Афиша. Кукольный театр. Виды кукол.

Оформление пригласительного билета.

9

Тема № 9 «Культура внешнего вида». (1 час)

Внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. Чистота и опрятность. Назначение одежды в зависимости от события. Название предметов одежды.

Рисование предмета одежды.

Иллюстрации по теме

10

Тема №10 «Чистоплотность. Уроки гигиены». (1 час)

Ежедневный уход за телом. Гигиенические процедуры. Уход за кожей, глазами, зубами.

Чтение по ролям «Мойдодыр» К.Чуковского

11

Тема № 11 «Ответственность»  (1 час)

Поведение на улице, а именно: игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, на льду нельзя толкаться. Внимание к находящимся рядом людям.

Актуализация личного опыта.

12

Тема № 12 «Приём гостей». (1 час)

Подготовка к приходу гостей. Представление.. Украшение дома. Угощение. Прием и дарение подарков.

Лепка  «Праздничный торт».

13

Тема № 13 «Правила поведения с животными». (1 час)

Правила выгула собак. Уход и дрессировка. Общение  с домашними и бездомными животными.

Рисование  «Кошки и собаки».

Иллюстрации по теме.

14

Тема № 14 «Моя малая Родина» (1 час)

Работа с картой, глобусом. СПб глазами фотографов и художников. Достопримечательности города. Презентация.

Рисование. «Я здесь живу».

икт

15

Тема №  15 «Русские народные сказки» (2 часа).

Зарождение сказок. Обучающая и воспитывающая сила сказок. Передача векового опыта народа. Борьба добра  и зла. Герои сказок. Прием -свертывание. Трафарет. Композиция.

Рисование «Герои любимых сказок».

Коллективный ручной труд «Избушка на курьих ножках».

иллюстрации к сказкам

Тема №16

Честность (1 час)

17

Тема № 17 «Россия, Россия – края дорогие». (1час).

Государство -  Россия. Герб и флаг. Народы, проживающие в России.

Работа с глобусом.

Работа с картой России

икт

18

Тема № 18 «Как жили и трудились славяне» (2 часа).

Составление проекта постройки.

Конструирование коллективное.

Д/и «Укрась избу».

Рисование «Изба».

иллюстрации,

конструктор

19

Тема № 19  «Домашняя утварь» (2 часа).

Предметы быта в Русской избе. Понятия: самовар, чугунок,  ухват, скалка,  красный угол,  лучина, лукошко, кочерга, прялка, гребень.

Русская народная сказка  «Крылатый, мохнатый да масляный».

Лепка. «Самовар».

20

Тема № 20 «Блюда русской кухни». (1 час)

Основные блюда крестьян – из зерновых и овощей – хлеб, каши, щи, сбитни. Выращивание хлеба в старину.

Чтение загадок, пословиц. Чтение сказки «Вершки и корешки».

21

Тема № 21 «История русского костюма»(1час).

Русский национальный костюм, особенности его внешнего вида. Мужская и женская, зимняя и летняя одежда. Рубаха-косоворотка, сарафан, кафтан, платок, валенки, кокошник. Элементы узора, их сочетаний, сочетание цветов.

Декоративное рисование. «Раскрась сарафан, рубаху», рисование на силуэтной заготовке.

икт

22

Тема № 22  «В гостях у мастеров». (2 часа).

Понятие «промысел». Обзор русских народных промыслов. Игрушки: Дымки, Каргополя, Филимонова, Городецка.

икт

23

Тема №23 «Филимоновский медведь». (1 час).

Особенности и этапы изготовления игрушки. История возникновения  промысла . Филимоновские легенды, стихи.

Лепка «Филимоновский медведь».

икт

24

Тема № 24 «Игрушки, куклы и матрешки». (1 час)

Старинные игрушки. Стихи о русской матрешке. Детали костюма, приемы рисования.

образцы игрушек

Тема №25 Дисциплинированность ( 1 час)

Ситуации

26

Тема № 26 «Как слово ваше отзовется». (2 часа)

Произведения  А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.Маршака. Обзор творчества. Рассказ о писателях.

Чтение «Лев и собачка».

27

Тема № 27 «Викторина «По страницам вежливых наук». (1 час)

Повторение пройденного. Закрепление.

СПИСОК ОСНОВНОЙ,  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемов В.В. Страницы российской истории. М., 2005.
  2. «Азбука общения» Л.М. Щипицина, О.В. Защиринская
  3. Баранов И.В. Нравственные ценности. М., 2004
  4. Детский этикет. О.В. Корчинова.
  5. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников., М., 2006
  6. Жуковская Р.И., Виноградова Р.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1985
  7. Как научить детей любить Родину. Пособие. М. 2003.
  8. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 – 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.
  9. Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.
  10. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.
  11. Мирясова В.И., Коваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
  12. Персидская и др. /Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007.
  13. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.  
  14. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе, М., 2005
  15. Семенака С.И.  Уроки добра, М., 2005
  16. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.: Школьная Пресса. 2002.
  17. Уроки этикета и вежливости для детей. Е.Черенкова.
  18. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.: Школа-Пресс. 1998.
  19. Петрова В.И. Этические беседы с дошкольниками. М., 2016
  20. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000.
  21. Этикет от А до Я. Автор-составитель Н.В. Чудакова. – М.: Издательство АСТ, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми "Сказочное путешествие".Старшая группа общеразвивающей направленности

Конспект непрерывной образовательной деятельности по математике в старшей группе общеразвивающей направленности...

Конспект занятия в старшей группе общеразвивающей направленности Познавательное мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Я гражданин России»

Познавательное  мероприятие  по нравственно-патриотическому воспитанию детей  «Я гражданин  России» Цель: развить чувства любви, гордости и патриот...