Опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Ануся Юрьевна Малаева

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, опытно- экспериментальная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-_igra_v_starshey_gruppe.docx193.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное отделение

МКОУ «СОШ№3» с.п. Сармаково

«Квест-игра по опытно- экспериментальной деятельности

в старшей группе "Фиксики в лаборатория чудес"»

C:\Users\Зоя\Desktop\мастер-классы\КВЕСТ ИГРА НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ\vector-border-template-with-kids-in-science-lab.jpgC:\Users\Зоя\Desktop\мастер-классы\КВЕСТ ИГРА НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ\wiki-fixiki-15.jpg

Ст. воспитатель Малаева А.Ю.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, опытно- экспериментальная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Форма проведения:квест-игра.

Интеграция содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: формирование партнерских качеств и социально-коммуникативных навыков во взаимоотношениях взрослый-ребенок в процессе реализации квест-экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: Актуализировать и расширить знания детей о свойствах магнита притягивать металлические предметы на расстоянии; продолжать знакомить со свойствами воздуха (воздух легкий, легче воды) в ходе экспериментирования с апельсинами. Познакомить со свойствами новых материалов и объяснить, как молоко взаимодействует со средством для мытья посуды, создавая причудливые картины.

Развивающие: Развивать способности самостоятельного поиска, умения делать выводы в ходе экспериментирования с разными материалами, помочь детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Формировать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом схеме-подсказке, ориентироваться по карте. Закреплять навыки ориентировки в пространстве, умение детей отвечать на вопросы полными предложениями, аргументировать правильность ответов. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Воспитывающие: Воспитывать желание сотрудничать, умение договариваться в ходе совместной деятельности в команде и парами, интерес к познанию окружающего мира, умение вести конструктивный диалог в процессе совместного выполнения заданий квеста. Доставить детям радость и удовольствие от экспериментирования разными материалами.

Оборудование и материалы.

Демонстрационный материал:

  • электронное видеообращение, проектор, ноутбук;
  • сундук с картой, конверты с подсказками, карточки с изображением секретных ингредиентов, фонарик.

Раздаточный материал:

  • столы, накрытые клеенкой, контейнеры с водой (4 шт.), апельсины и лупы на тарелках по количеству детей, 2 очищенных от кожуры апельсина, спасательный жилет;
  • надувной детский бассейн с манной крупой, магниты (6 шт.)
  • одноразовые стаканчики с водой и йодом, деревянные палочки, кисточки альбомные листы половинки А4 на одной из которых нарисована подсказка (по 6 шт.), влажные салфетки на каждого ребенка.
  • Одноразовые стаканчики с молоком и с моющим средством, одноразовые тарелки, кисточки, краски гуашь разных цветов, ватные палочки, влажные салфетки (по количеству детей).

Методические приемы: сюрпризный момент, использование гаджетов, художественное слово, объяснение, показ, наблюдение, самостоятельное экспериментирование и работа в парах, обсуждение, рефлексия.

Самостоятельная деятельность детей: эксперименты детей с апельсинами, с магнитами, рисование на молоке.

Индивидуальная работа: помочь Амиру и Эмирхану в экспериментировании с апельсинами, обратить внимание  и  при раскрашивании листа бумаги, как правильно держать кисточку.

Предварительная работа:

1. Экспериментирование в группе с водой, магнитами;

2. Беседа о свойствах разных материалов;

3. Обсуждение правил поведения в группе во время экспериментов.

Ход игры:

  1. Организационный момент.

ВоспитательДети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей.

 Давайте поздороваемся с нашими гостями.

  Воспитатель: Мои маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные.   Ну как ваше сегодняшнее настроение?

- Ну-ка, имена детей … – покажись и покружись!    

- Ну-ка, имена детей … – покажись и улыбнись!

- А, про кого я не сказала, и сегодня промолчала, 

Как единая семья дружно крикнем громко: «Я»!

Воспитатель: А, вы знаете ребята, мне сегодня с утра пришло СМС на ноутбук (показывает…) с подписью: «Внимание, внимание, информация только для любознательных и умных детей». Ребята, вы же у меня любознательные и умные? (ответы детей…).  Тогда я открываю смс – ку…

«Здравствуйте, мои умники и умницы. Рад вас всех видеть! Я приглашаю Вас к себе в научную лабораторию, где приготовил вам сюрприз! Но сперва вы мне должны помочь. Я потерял свои волшебные карточки с изображением секретных ингредиентов, которые мне нужны для моего сюрприза. Чтобы их найти, вам поможет моя карта, которая лежит в сундуке. На прохождение каждого испытания у вас ровно пять минут. И, помните, что вы добьетесь успеха, работая дружной командой. Удачи вам, друзья! И до встречи! Ваш друг профессор Дедус»

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем ему, готовы отправиться в лабораторию и стать учеными?

 Воспитатель: ребята, но со мной пойдут не все! А только самые сообразительные и внимательные. Вы сообразительные? И внимательные? Сейчас проверим!

Воспитатель: что такое лаборатория?

Дети: лаборатория - место, в котором проводят различные опыты, эксперименты.

Воспитатель: кто там работает?

Дети: ученые, лаборанты, профессоры

Воспитатель: ребята, давайте вспомним как мы себя должны вести в лаборатории?

Дети: нельзя шуметь, толкаться

Нельзя предметы засовывать в нос, ухо, в рот и т. д.

Нельзя пробовать на вкус

На столах ничего нельзя трогать без разрешения

Бережно обращаться с оборудованием

Молодцы ,ребята придется  взять всех в волшебную лабораторию

-Давайте вместе отправимся в волшебную лабораторию.

Глазки все закрыли вместе

И покружимся на месте.

Покружились, покружились,

А теперь остановились,

И в ученых превратились.

Глазки открывайте,

За чудесами наблюдайте.

Воспитатель: (открывает сундук и достает карту, прикрепляет на доску) – Молодцы! А теперь откроем сундук и посмотрим карту… (дети вместе с воспитателем рассматривают карту и обсуждают). Итак, первая наша…

Лаборатория «ЭКСПЕРИМЕНАЛЬНАЯ» -на столе лежит конверт с письмом от Дедуса – внутри волшебная карточка «КАРТИНКА – МОЮЩЕЕ СРЕДСТВО» - пустая. Рядом стоят три стола, на двух столах на котором емкости с водой и по два апельсина: один целый с кожурой, другой очищенный от кожуры. На тарелках апельсины, рядом лупа (4 контейнера, 2 апельсина без кожуры, 10 апельсинов с кожурой, тарелки 8 штук, лупы на каждого ребенка – 13 штук, спасательный жилет).

Воспитатель: (открывает конверт и читает задание) - Ребята, здесь вы должны ответить на такой интересный вопрос: «Апельсин тонет в воде или нет?» (дети рассуждают и выдвигают различные гипотезы)

Воспитатель:- Да, мнения разошлись. Не будем долго спорить и проверим. …Эмирхан , возьми в руки апельсин и скажи «Апельсин тяжелый или легкий?». …Ибрахим , скажи, а какие предметы тонут в воде: легкие или тяжелые? (Я думаю предметы которые легкие они и не тонут в воде, а тяжелые тонут) Значит наш апельсин должен утонуть? Для выяснения истины проведем эксперимент. Перед нами два апельсина: один неочищенный с кожурой, а другой очищенный без кожуры.

Ислам , возьми неочищенный апельсин и опусти его в воду. Что происходит? (он плавает).

 Дана, а ты теперь возьми очищенный от кожуры апельсин и тоже опусти его в сосуд с водой. Что с ним случилось? ( он утонул)

Воспитатель: - Значит в кожуре апельсин плавает, а без кожуры утонул. В чем же тут дело? Дети (Наверное, секрет в кожуре апельсина…)

Воспитатель:- Давайте рассмотрим кожуру внимательно. Возьмите для этого лупы. Что вы видите? (ответы детей: в ней много дырочек)

Воспитатель:- Правильно. Через эти дырочки, ребята, проходит воздух. Вся кожура наполнена воздухом как плавательный жилет (воспитатель показывает детям спасательный жилет)

А скажите, для чего надевают люди плавательный жилет? (когда они идут плавать в бассейне или в море)

Вывод: Значит, ребята, кожура не дает апельсину утонуть, а жилет человеку.

И мы можем точно ответить на вопрос профессора Дедуса – Апельсин тонет в воде?  Дениза, помоги… ( Апельсин без кожуры тонет, а в кожуре плавает)

Воспитатель: - Молодцы! Мы ответили на вопрос, и можем получить первую карточку. Но, посмотрите, на ней ничего не видно… и вправду волшебная карточка. Не переживайте, разгадать ее нам поможет профессор Дедус.

Воспитатель: (смотрим на карту) – Давайте рассмотрим карту и узнаем куда нам двигаться дальше .

Следующая лаборатория «ЗАГАДОЧНАЯ» - на макете дерева табличка «Отгадай загадки» и висят конверты с загадками (четыре конверта с карточками – в трех загадки, в одной – волшебная карточка – «КАРТИНКА - ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ»)

Воспитатель: (открывает конверт и читает задание) – Ребята, вам нужно отгадать загадки. Но отвечать будут не все хором, а только один. А кто мы сейчас узнаем…

Первую загадку отгадывает девочка, у которой в имени есть буква «Э». Это у нас Элина Слушай внимательно, подумай и скажи: - В правой руке папа нес один килограмм пуха, а в левой – килограмм железа. Что было тяжелее нести? (ответ: Одинаково)

Воспитатель: - Отлично! Следующую загадку отгадывает тот, у кого темные волосы, и на одежде есть красный цвет. Отвечает… Слушаем: - Сколько камешков в пустой вазе? (ответ: Нисколько, ваза пустая)

Воспитатель: - Потрясающе! Вы невероятно сообразительны! А теперь отвечает самый высокий мальчик, в чем имени есть буква «И». Кто же это Ибрахим Вот и следующая задачка: - На березе созрело 20 лимонов, 10 из них упало. Сколько лимонов осталось на дереве? (ответ: На березе лимоны не растут)

Воспитатель: - Молодцы! Вот мы и нашли следующую карточку. На этой карточке есть картинка. … (Али), скажи, что здесь нарисовано. Правильно, ватные палочки. Ну, а мы идем дальше…(смотрят на карту). Следующая лаборатория «ИСКАТЕЛЬНАЯ».

Лаборатория «ИСКАТЕЛЬНАЯ» -  стоит маленький бассейн с манной крупой, где спрятана металлическая карточка – КАРТИНКА «КРАСКИ - ГУАШЬ», где наклеен волшебный ингредиент, коробочка с магнитами.

Воспитатель: (открывает конверт и читает задание) – Ребята, в бассейне спрятана волшебная карточка, но она не простая как все, а металлическая. Вам нужно его найти и достать, но при этом не замарать руки. А в помощь вам волшебные магнитики.

Воспитатель: - Ребята, как можно найти карточку с помощью магнитов? Для чего нужен магнит? (магнит – это предмет, который притягивает металлические предметы) Вика

Вывод: Правильно, магнит – это предмет, который притягивает металлические предметы. Карточка у нас металлическая, а значит мы сможем магнитом достать ее. Ведь магнит может притягивать металлические предметы на расстоянии.

Воспитатель: (открывает коробку с магнитами)– Ребята, а здесь магнитов мало, не всем хватит. А значит получить ее тот, кто быстрее ответит на мои вопросы… Какое сейчас время года? Какой месяц? А какой день недели? А какое время суток?

Воспитатель раздает магниты, и дети проводят магнитами над манкой и ищут карточку.

Воспитатель: - Молодцы! Вот мы и нашли следующую карточку. И секретный наш ингредиент – это  назови его нам Алихан…  (ответ: краски) Ну, а мы идем дальше…(смотрят на карту).

Следующая Лаборатория  «ТАИНСТВЕННАЯ» -  стоят три стола, на столах стаканчики с водой, стаканчики с йодом, кисточки, листочки, только на одном из нарисован секретный ингредиент – КАРТИНКА – «МОЛОКО», салфетки для вытирания рук; конверт с заданием и схемой-карточкой лежат на столе.

Воспитатель: (открывает конверт и читает задание) – Ребята, перед вами секретные карточки. На одной из них нарисован наш следующий секретный ингредиент, который вам нужно отгадать и узнать. Для этого вам понадобится волшебная вода, которую вы сможете сделать по моей подсказке. В стакан с водой добавьте капельку волшебного средства, хорошо перемешайте деревянной палочкой и с помощью кисточки закрасьте весь лист этим раствором.

Воспитатель: - Давайте рассмотрим ваши рисунки. На них что-нибудь видно? (ответы детей)

Воспитатель: -Не расстраивайтесь. Мы сейчас приготовим волшебную воду, которая невидимое делает видимым. Для этого вам нужно разделиться на пары. Договоритесь между с собой, кто будет готовить волшебную воду, а кто будет закрашивать лист.

- А теперь, добавьте волшебное средство в стакан с водой. Хорошо перемешайте деревянной палочкой. Раскрасьте свой лист волшебной водой кисточкой.

(дети выполняют задание, рисунок появляется)

Воспитатель:- Ну, ребята, у кого-что появилось? У кого волшебная карточка, посмотрите, что за секретный ингредиент вы видите? (ответ ребенка: молоко) Ребята, ну не чудо ли это? А это секрет этого чуда пусть останется тайной.

Воспитатель: - Замечательно! И мы получаем еще одну карточку и выходим на финишную прямую…(смотрят на карту). Это научная лаборатория профессора Дедуса. Интересно, где же она находится.

 «НАУЧНАЯ ЛАБОРАОРИЯ» - стоит проектор с экраном и ноутбуком, где появляется профессор Дедус. Зал оборудован разными колбами, микроскопами, контейнерами и другими предметами для лабораторий. Стоит ширма с надписью «Научная лаборатория профессора Дедуса». В зале стоят 6 столов, стулья по количеству детей. На каждом столе одноразовые тарелки, стаканчики с молоком, краски разных цветов, стаканчики с моющим средством, ватные палочки, салфетки для вытирания рук.

( дети присаживаются на стулья, это время зажигается проектор и появляется на экране профессор Дедус,  и неожиданно выходит Персонаж Дедуса к детям.

Воспитатель: - Ребята, а вот научная лаборатория. Присаживайтесь на стулья. Оденьте шапочки и халаты, как настоящие ученые.

Профессор Дедус: - Молодцы, ребята. Приветствую вас в своей лаборатории. Вы справились со всеми заданиями и собрали все карточки. Но я знаю, что одна карточка у вас не простая, а волшебная. А чтобы узнать, какой секретный ингредиент там спрятан, вам просто нужно взять фонарик и посветить сзади карточки, и вы увидите, что там.

(воспитатель берет большой фонарик, светит и показывает детям)

Воспитатель: - Ребята, что там нарисовано? Что за волшебный ингредиент? Правильно, это моющее средство. Давайте вспомним все наши ингредиенты: (воспитатель показывает карточки, а дети называют) – моющее средство, молоко, краски, ватные палочки.

Профессор Дедус: (появляется на экране видео) – Я знаю, что Вы любите рисовать? А чем вы обычно рисуете? … (пауза 5 сек., в это время ответы детей). Да, рисование – это целая наука. И рисовать можно очень необычно, и сейчас я вам это докажу. Смешав все наши секретные ингредиенты, мы с вами увидим настоящие чудеса. Вам для этого, нужно только правильно по схеме-подсказке выполнить задания. Будьте внимательны и все у вас получится.Успехов, друзья!

(на экране появляется схема-подсказка, по которой обсуждая дети с воспитателем проводят эксперимент)

ЭКСПЕРИМЕНТ «ФЕЙЕРВЕРК КРАСОК»

  1. Налейте молоко в тарелку.
  2. Добавьте в него по несколько капель краски разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
  3. Возьмите ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло, хорошо перемешайте ватную палочку в ней.
  4. А теперь прикоснитесь ватной палочкой в самый центр тарелки с молоком.

Воспитатель: -Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Воспитатель: - Что вы видите на своих картинах, ребята? Настоящее чудо, рисунок получается сам собой. Я вам открою секрет, моющее средство попав в молоко соединяется с капельками жира, которые есть в молоке. И разрывает их,приводя в движение. И они начиная двигаться, смешивают наши цветные краски и получается необычный рисунок.

Профессор Дедус: – Молодцы! Ура!!! Я вижу, у вас у всех получился настоящий фейерверк красок! Поздравляю! Вы настоящие ученые! Ребята, вы очень сообразительные, находчивые, активные и креативные! Жду вас в гости ! До свидания! Но, а я дарю вам вот такую карточку! (появляется QR- код, который открывает детям сайт с аудио-книгами, песнями, стихами и играми.)

III. Заключительная часть.

Воспитатель: - Ребята вам понравилось сегодняшнее путешествие? А какое задание больше всего запомнилось вам? (ответы детей) Ну, а нам пора возвращаться в группу. Надеюсь, еще не раз мы с вами посетим научную лабораторию профессора Дедуса.

приложения

Лабаротория «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ»

Лабаротория «ЗАГАДОЧНАЯ»

Лабаротория «ТАИНСТВЕННАЯ»

Лабаротория «ИСКАТЕЛЬНАЯ»

«НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Карточки с заданиями

Профессор Дедус:

Ребята, здесь вы должны ответить на такой интересный вопрос: «Апельсин тонет в воде или нет?»

Профессор Дедус:

Ребята, вам нужно отгадать загадки. Но отвечать будут не все хором, а только один. А кто мы сейчас узнаем…

Первую загадку отгадывает девочка, у которой в имени есть буква «А». Это у нас… Слушай внимательно, подумай и скажи: - В правой руке папа нес один килограмм пуха, а в левой – килограмм железа. Что было тяжелее нести? (ответ: Одинаково)

Профессор Дедус:

 - Отлично! Следующую загадку отгадываеттот, у кого темные волосы, и на одежде есть красный цвет. Отвечает… Слушаем: - Сколько камешков в пустой вазе? (ответ: Нисколько, ваза пустая)

Профессор Дедус:

- Потрясающе! Вы невероятно сообразительны! А теперь отвечает самый высокий мальчик, в чем имени есть буква «И». Кто же это… Вот и следующая задачка: - На березе созрело 20 лимонов, 10 из них упало. Сколько лимонов осталось на дереве? (ответ: На березе лимоны не растут)

Профессор Дедус:

Ребята, в бассейне спрятана волшебная карточка, но она не простая как все, а металлическая. Вам нужно его найти и достать, но при этом не замарать руки. А в помощь вам волшебные магнитики.

Профессор Дедус:

Ребята, перед вами секретные карточки. На одной из них нарисован наш следующий секретный ингредиент, который вам нужно отгадать и узнать. Для этого вам понадобится волшебная вода, которую вы сможете сделать по моей подсказке. В стакан с водой добавьте капельку волшебного средства, хорошо перемешайте деревянной палочкой и с помощью кисточки закрасьте весь лист этим раствором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...