Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Викторина разработана с целью закрепить, обобщить, систематизировать и уточнить знания детей о природе родного края, образе жизни животных, птицах, растениях; совершенствовать экологические знания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
Цель: закрепить, обобщить, систематизировать и уточнить знания детей о природе родного края, образе жизни животных, птицах, растениях; совершенствовать экологические знания.
Задачи:
- Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, умение логически мыслить, правильно формируя выводы;
- Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь;
- Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее;
- Способствовать формированию знаний о природе, развитию экологического мышления и творческого воображения.
- Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ;
- Развивать память, речь детей, творческие способности.
Ход занятия:
Воспитатель: День необычный сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать вас!
Здесь для игры собралась детвора,
Ее начинать нам настала пора.
Здравствуйте, дорогие жители нашей прекрасной планеты. Сегодня у нас особенный день – сегодня празднует именины наша планета Земля. Наша планета особенная, здесь есть всё для жизни: солнечный свет, воздух и вода.
Я вам сегодня предлагаю необычную игру, это игра- викторина.
Слышали про такую игру? (ответы детей)
- Называется она «Знатоки природы».
- Ребята, а вы знаете, кто такие знатоки?
(ответы детей)
- Да, знатоки – это умные, знающие люди, умеющие логически думать, сообразительные и смекалистые. Они умеют работать в команде, слушать друг друга, умеют договариваться. Сегодня вы будите знатоками, ведь вы умные и все знаете. Для того чтобы начать игру, вы разделитесь на 2 команды.
- Ребята, посмотрите, а кто это к нам спешит? А Вы простите, кто?
Кот Вопроскин:
- Здравствуйте ребята! Я - кот Вопроскин. Я давно хотел, с вами познакомится, с такими умными, начитанными и дружными ребятами. У меня накопилось очень много вопросов, на которые я не знаю ответов, вот целый чемодан.
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учиться и учиться!
Кот Вопроскин: Ребята, я так хочу многое узнать о природе, и без вашей помощи мне никак не справится. (Кот Вопроскин, передает чемодан с заданиями ведущему).
Ведущий: как аккуратно кот Вопроскин сложил задания, сразу видно, любит чистоту и порядок.
- Ребята, вы готовы помочь Коту Вопроскину выполнить задания? А как вы думаете, вы справитесь?
Ведущий: Внимание ребята! Начинаем нашу викторину: «Знатоки природы».
Воспитатель: итак, в викторине примут участие две команды. Это команды «Умники» и «Знайки».
Воспитатель: оглашаю правила игры:
1. Вопросы выслушивать внимательно.
2. Не подсказывать, не выкрикивать.
3. Если готовы ответить, поднимайте руку.
«Представление команд» (название, девиз команды).
Воспитатель: А теперь - представления команд. Приветствие команды «Умники»
«Мы умные детишки, детишки- шалунишки,
Любим в викторины мы играть и, конечно побеждать»
Команда «Знайки»
«Мы ребята знайки, знайки не зазнайки,
В игры разные играем, в викторинах побеждаем»
Воспитатель: Вопросы задаются каждой команде, важно быстро и правильно ответить на вопрос. Каждой команде нужно ответить на как можно большее число вопросов. Слушаем внимательно!
Задание 1
1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
2. Что делает еж зимой? (спит)
3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
4. Сколько ног у паука? (восемь)
5. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
6 Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
7. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
8. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
9.. Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (подорожник)
10. Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (ромашка)
11. Что наступает после зимы? (Весна)
12. Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)
13.Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
14. Какая птица лечит деревья? (дятел)
15.. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
16. Красивый, но несъедобный гриб. (Мухомор)
Кот Вопроскин: Ох какие вы молодцы, вы так быстро отвечали, вам даже время на раздумье на понадобилось. А попробуйте, справиться с моим следующим заданием. Вопросы будут про цветы, и разные варианты ответов.
Задание 2. «Знатоки цветов»
1. Какой цветок считается традиционным
подарком на 8 марта?
-мимоза
-мак
-гвоздика
2. Какой цветок расцветает ранней весной?
-ромашка
-ландыш
-подснежник
3. Какого цвета цветки незабудки?
-красного
-голубого
-желтого
4. Какой из цветов можно назвать полевым?
-василёк
-роза
-лилия
5. Какой из цветов самый большой по размеру?
-одуванчик
-незабудка
-подсолнух
6. Какой из цветов сначала желтый,
а потом пушистый и белый,
и если на него дунуть, то в стороны летят
маленькие парашютики?
-ромашка
-одуванчик
-колокольчик
Кот Вопроскин: и про цветы вы все знаете, какие умные детишки.
Ребята, а вот подскажите фрукты и овощи полезные? Или чипсы и сосиски полезнее? А вы любите кушать фрукты на полдник кушать? Вот, например капусту. Что? Это не фрукт? Ну тогда помогите мне разложить овощи в корзину, а фрукты в вазу.
Задание 3. Овощи-фрукты
У команды «Знайка» на столе ваза для фруктов, у команды «Умники» корзина для овощей.
На столе лежат овощи и фрукты в одном контейнере, участники команды по одному подходят к столу, берут овощ /фрукт и несут.
Кот Вопроскин: ого, как быстро вы справились! А теперь давайте проверим правильно ли вы разложили овощи и фрукты. (Проверяет) Молодцы!
Кот Вопроскин: а про деревья вы всё знаете? Вот сейчас мы и проверим. Внимание на экран.
Задание 4. «Знатоки деревьев»
1. У какого дерева листья похожи на ладошки
-дуб
-клён
-берёза
2. На каких деревьях растут жёлуди?
-берёза
-рябина
-дуб
3. У какого дерева вместо листьев растут иголки?
-берёза
- рябина
-сосна
4. У какого дерева кора белая в чёрную полоску?
Её называют берестой.
-ива
-клён
-берёза
5. На каком дереве растут гроздья ярких красных ягод?
-берёза
-рябина
-тополь
6. С какого дерева летом летит пух похожий на снег?
-клён
-липа
-тополь
Ведущий: Вопроскин, мне кажется нашим ребяткам нужно немного отдохнуть, может ты знаешь какую-то игру?
Кот Вопроскин: конечно, я знаю физкультминутку, что бы вы отдохнули, вставайте и повторяйте за мной.
Физминутка: «Мы по лугу прогулялись»
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
(Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
(Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
(Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
(Встали.)
Дружно хлопаем,
(Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем!
(Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
(Шагаем на месте.)
Кот Вопроскин:
Молодцы, отдохнули, а теперь предлагаем вам прогуляться в лес, но для начала вспомнить правила поведения в лесу.
Игроки получают экологические знаки, которые обозначают правила поведения в лесу. Эти правила нужно объяснить, расшифровав знаки. (команды получают экологические знаки в виде рисунков).
Задание 5 «Подбери знак»
(Ведущий называет знак, а участники из всех знаков выбирают соответствующий знак и по очереди показывают).
- «Не разводить костёр»,
- «Не шуметь»,
- «Не ломать ветки»,
- «Не рвать растения»,
- «Не разорять птичьи гнёзда»,
- «Не трогать детёнышей животных».
-«Не мусори в лесу»
Ведущий: Задание 6. Хорошо – плохо
- Ребята, я буду говорить вам свои действия, а команды по очереди отвечать. Если я буду поступать хорошо - говорите «да», если плохо – «нет».
1.Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
2. Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
3.Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
4.Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
5.Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
6. Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
7.Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
8. Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Кот Вопроскин: Молодцы ребята!
Воспитатель: ой, ребята посмотрите наш Кот Вопроскин бегал, хвостиком своим размахивал и случайно перемешал все знаки. Давайте поможем ему и соберем их.
Кот Вопроскин: да, ребята, помогите пожалуйста собрать.
Задание 7
«Разрезные картинки»
Командам предлагается как можно быстрее собрать пейзаж и назвать время года, которое изображено на картинке.
Кот Вопроскин: Молодцы ребята! А я так долго ломал голову над этими обрывками.
Воспитатель: ребята, к сожалению, не все люди соблюдают правила поведения в природе, и не берегут окружающую нас красоту. Гибнут растения, исчезают животные. Но Мы, жители планеты Земля, должны любить, беречь и охранять природу – дом, в котором мы все живем. Одной из главных экологических проблем на земле является загрязнение окружающей среды отходами. (Свалки). Ежедневно каждая семья выносит 1 пакет мусора, представьте сколько мусора выкидывают люди. С каждым годом мусора становиться все больше и больше и образуются огромные свалки. Как же мы свами ребята можем уменьшить эти свалки или сделать так чтобы они не росли? Конечно, чтобы сберечь природу необходимо дома мусор сортировать и отправлять на переработку.
Задание 8 «Сортировка мусора»
Используется готовая магнитная игра
Подведение итогов.
Давайте будем помнить, что наша планета – это общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то травинка, букашка или зверь. Будьте добры друг другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!
Дорогие дети, наша викторина подошла к концу. Вы показали хорошие знания в викторине «Знатоки природы». Сегодня мы принимаем вас в юные экологи, а это защитники природы, дети, которые любят природу, охраняют ее, берегут и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе.
Вот и наступил торжественный момент. Дорогие дети, сегодня мы принимаем в ряды юных экологов. И вручаем каждому свидетельство участника экологической викторины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"
Расширять кругозор об окружающей природы. Прививать любовь к животным и растениям....

Интеллектуальная викторина для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"
Прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к родному краю....

Игра -викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
Данный материал рекомендуется применять в условиях введения ФГОС в области «Познавательное развитие», так как учит детей проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельност...

Сценарий экологической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
Викторина направлена на обобщение и систематизацию знаний детей о природе...

Конспект игры-викторины для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Задачи:Образовательные:продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире;закреплять ...

Сценарий экологической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
Задачи:расширять кругозор и словарный запас детей;развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, смекалку, логическое мышление;воспитывать чувство товарищества, коммуникатив...

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
Цель данной разработки - обобщение и систематизация знаний детей о растительном и животном мире....
