Профессии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хертек Сайсуу Сарыг-Тарааевна

Цель: расширить кругозор и представление детей о разнообразии сельскохозяйственных профессий в чабанской стоянке. 

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с некоторыми сельскохозяйственными профессиями;

- дать знания детям, о том, что предки тувинского народа с давних времен занимается скотоводством;

- расширять знания детей о труде доярки, пастуха.

Развивающие:

- развивать речь детей, обогащать словарный запас детей новыми словами;

- развивать познавательный интерес, память, внимание, мышление; 

- формировать нравственные качества личности ребенка: патриотизм, уважение к труду людей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к сельскохозяйственным профессиям;

- воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.

Предварительная работа: Беседа о разных профессиях; заучивание слов физминутки.

Методы и приемы: объяснение, сюрпризный момент, поощрение, словесный метод, наглядный метод, игровой метод, практический.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие (музыка), познавательное развитие.

Словарная работа: доярка – саанчы; пастух – кадарчы; лягнуть (ударить задними копытами) – артыкы буттары биле тевери; посох - даянгыыш.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок» г. Чадаана муниципального района

Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва

Педагогическое мероприятие

по социально-коммуникативному развитию

по теме: «Профессии»

возрастная группа: подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет)

Воспитатель:

Хертек Сайсуу Сарыг-Тарааевна.

Чадаана  

2025

Тема: «Профессии»

Цель: расширить кругозор и представление детей о разнообразии сельскохозяйственных профессий в чабанской стоянке. 

Задачи: 

Образовательные: 

- познакомить детей с некоторыми сельскохозяйственными профессиями;

- дать знания детям, о том, что предки тувинского народа с давних времен занимается скотоводством;

- расширять знания детей о труде доярки, пастуха.

Развивающие: 

- развивать речь детей, обогащать словарный запас детей новыми словами;

- развивать познавательный интерес, память, внимание, мышление; 

- формировать нравственные качества личности ребенка: патриотизм, уважение к труду людей.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к сельскохозяйственным профессиям;

- воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.

Предварительная работа: Беседа о разных профессиях; заучивание слов физминутки.

Методы и приемы: объяснение, сюрпризный момент, поощрение, словесный метод, наглядный метод, игровой метод, практический.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие (музыка), познавательное развитие.

Словарная работа: доярка – саанчы; пастух – кадарчы; лягнуть (ударить задними копытами) – артыкы буттары биле тевери; посох - даянгыыш.

Оборудования и материалы: 

Демонстрационные: иллюстрация картин (доярка - ведро, корова, теленок; пастух - посох, лошадь); «Волшебное панно»; письмо,  халат для воспитателя, макет коровы, теленка, стульчик, ведерко.

Раздаточные материалы для детей: макет лошадей, халаты и косынки; для дидактической игры: картинки профессий доярки и пастуха на ½ части бумаги А4 (на каждого ребенка) и карточки предметов относящихся к профессиям доярки, пастуха (на каждого ребенка), атрибуты коров.

ИКТ: телевизор, колонка, флешка.  

Ход педагогического мероприятия

  1. Организационный момент.

Дети стоят полукругом. 

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Сайсуу Сарыг-Тарааевна. Я воспитатель маленьких детей как вы, но только в другом детском саду! Ребята, давайте поздороваемся по тувинскому национальному обряду «Чолукшуур». Вы знаете обряд «чолукшуур»? (Ответы детей) Молодцы, ребята! Обряд чолукшуур – это тувинский обряд приветствия. При обряде, кто младше, протягивает руки ладонями вверх, как бы прося благословения, а кто старше, держит руки ладонями вниз, выражая этим благословение и поддержку. При этом, придерживаемся за запястья, ребята.

Воспитатель показывает детям письмо.

- Посмотрите, ребята, к нам пришло письмо! Как вы думаете, от кого оно пришло? (Ответы детей)

- Правильно, ребята, нам Долаана и Кудерек отправили письмо! Я вам прочитаю, что они нам написали.  (Воспитатель открывает и читает письмо).

«Дорогие дети, подготовительной группы детского сада «Угулза»! Помогите пожалуйста нам надоить коров! Когда молока много, мы сможем сделать тувинскую молочную еду, для наших солдат, которые защищают нашу Родину».

- Ребята, поможем, Долаане и Кудерек? (Ответы детей)

2. Основная часть.

- Прежде чем отправиться в дорогу, давайте поговорим о некоторых сельскохозяйственных профессиях, ребята!

Воспитатель сажает детей на стулья полукругом перед панно. 

Воспитатель поочередно развешивает на панно иллюстрации картин доярки, пастуха. Воспитатель вешает иллюстрацию картинки доярки на панно.

 - Посмотрите на картинку, ребята, отгадайте, кто это? Что она делает? Что это за профессия? (Ответы детей)

- Да, правильно, молодцы ребята! Это доярка. Доярка по-тувински будет «саанчы». Давайте повторим эти слова «доярка - саанчы».

- Молодцы, ребята! Доярка - это человек, который доит коров.

- А теперь посмотрите на следующую картинку. (Воспитатель вывешивает на панно иллюстрацию картинку пастуха) Посмотрите на картинку, ребята, отгадайте, кто это? Что он делает? Как вы думаете, что это за профессия? (Ответы детей)

- Да, правильно, это пастух. Пастух - это человек, который пасет скот. Пастух по-тувински будет «кадарчы». А сейчас повторим это слово «пастух» - это кто? «кадарчы».

- Что держит пастух в руках, ребята? Кто знает? (Ответы детей)

- Наш пастух держит в руках палку, которая называется посох. Посох на тувинском языке будет – даянгыыш. Это новое слово для вас, давайте повторим это слово, ребята, «посох» – «даянгыыш».

Фонетическая гимнастика.

Воспитатель обращает внимание на правильное произношение слов.

- Ребята, давайте все сели красиво, спинки держим прямо. Все внимательно слушаем меня и повторяем за мной слова не торопясь, четко и правильно:

До-до-до – доярка,

До-до-до – доярка доит корову.

Па-па-па – пастух,

Па-па-па – пастух пасет коров.

-  Молодцы, ребята! Сейчас мы отправимся помогать на чабанскую стоянку Долаане и Кудереку. Они отправили к нам лошадей, чтобы мы смогли отправиться в путь. Прежде чем поехать верхом на лошади, повторим технику безопасности. Рядом с лошадьми нельзя шуметь, бегать, кричать, лошадь может испугаться и ударить задними ногами. На лошадь садимся с левой стороны, ребята!

Воспитатель и дети оседлав своих деревянных лошадей, отправляются в путь. В это время звучит звук бегущих лошадей. Воспитатель обращает внимание детей на экран телевизора, на котором изображена картина чабанской стоянки Долааны и Кудерека. Звучат звуки домашних животных.

Практическая часть.

Воспитатель подводит детей к макету коровы и теленка.

- Мы приехали, ребята! Давайте, все слезаем осторожно с лошадей. Пусть лошадки отдыхают. (Дети вместе с воспитателем ставят лошадей на стоянку)

- Ребята, в начале поможем, Долаане. Ее профессия - доярка. Мы поможем Долаане, в ее профессии – доярки. Доярки раньше всех просыпаются. Проснувшись они идут в коровник, где их ждут коровы. Прежде чем начать доить корову, они одевают специальную одежду: халат, а на голову - косынку.

Воспитатель и дети одевают халаты и косынки.

 - Ребята, прежде чем начать доить корову, подводим теленка и даем ему немного пососать молоко мамы, а потом оттаскиваем его и привязываем его веревкой, за шею, к забору, рядом с мамой. Доить корову нужно с правой стороны с боку. Не нужно стоять у коровы сзади, она может лягнуть (ударить) задними ногами. Поэтому нужно быть осторожными.

Воспитатель ставит рядом с макетом коровы маленький стульчик и усевшись на него, показывает, как нужно доить корову. 

- Усевшись, берем ведро, ставим его между коленками и придерживаем. Ребята, чтобы вам было лучше видно, подойдите ко мне поближе, когда я буду показывать, как доярка доит корову. У коровы четыре соска, можно доить по одному соску, можно доить сразу обеими руками, держа в каждой руке по соску. Немного подоив, если сосок подсохнет, нужно смазывать сосок надоенным молоком. (Воспитатель имитирует дойку макета коровы. После этого двум детям с халатами даем подоить коровку).

- Молодцы, ребята! Вы помогли доярке подоить корову. Что мы получаем от дойки коровы? (Ответы детей)

- Молодцы ребят! Остальные дети подоите нашу коровушку после занятия, когда корова придет с пастбища, а то молока у коровы не останется и теленок останется голодным, да ребята? (Ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Доярка»

Руки доярки очень сильны.

Их труд очень тяжелый,

Они доят много коров.

- После дойки, теленка отвязывают, чтобы он пососал молоко мамы, прежде чем ее не увели пастись.

Воспитатель показывает детям надоенное молоко в ведерке.

- Ребята, что мы получили при дойке коровы? (Ответы детей) Молодцы, ребята! Мы получаем молоко. Посмотрите, сколько много молока мы надоили. Молоко для нашего тувинского народа очень ценно. Из этого молока готовят много тувинских молочных продуктов. А какие это продукты, кто знает? (Ответы детей)

- Молодцы, ребята, правильно! Кудерек и Долаана из нашего молока сделают курут, саржаг, ааржы, которые не портятся и отправят их нашим солдатам, которые сейчас защищают нашу Родину.

   - Наши коровы собираются уходить пастись на луг, за ними будет приглядывает пастух. Пастух - это тоже тяжелая профессия. Ведь пастух пасет своих коров, ни смотря на жару и холод, не жалея своих сил и здоровья. Наши бабушки и дедушки с давних времен занимались такими профессиями. Сейчас все вместе поиграем в интересную игру. (Дети и воспитатель одевают на голову атрибуты коров).

Физминутка: «Пастух»

Бегут, бегут со двора

Пастись, пастись на луга

 (Бег на месте)

Коров пастух привел на луг (Ходьба по кругу)

Жевать сочную траву (Наклоны вперед)

Очень сочная трава, идет кругом голова

(Вращение головой в одну сторону, потом в другую)

Коровы мычат, пастуху спасибо говорят

(Голову тянем вперед и говорим протяжно Му-уу)

После физминутки дети снимают атрибуты. Садятся на лошади.

- Пусть ваша работа приносит вам пользу, коров будет много, молока будет много, всего вам хорошего. До свидания, Долаана, до свидания Кудерек! Ребята, поскакали в наш любимый детский сад!

3. Рефлексия.

Дидактическая игра: «К какой профессии относятся данные предметы?»

На столах, для каждого ребенка разложены листы бумаги формата ½ части бумаги А4, на которых изображены доярка и пастух. А по середине стола, вперемешку, разложены карточки с изображением необходимых предметов для профессий доярки и пастуха.

- Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением профессий доярки и пастуха. А посерединке стола разложены маленькие предметные карточки. Я предлагаю вам разложить эти маленькие предметные карточки к тем профессиям, к которым они относятся.

- Кто это ребята? (Ответы детей)

- Молодцы, ребята! А по-тувински доярка как называется? (Ответы детей)

- Ребята, а профессия доярки чем занимается? (Ответы детей)

- Кто это ребята? (Ответы детей)

- Молодцы, ребята! А по-тувински пастух как называется, ребята? (Ответы детей)

- Ребята, профессия пастуха чем занимается? (Ответы детей)

- Молодцы, ребята! Профессий очень много! И все профессии нужны и все профессии важны. Поэтому мы должны ценить и уважать труд каждой профессии. Спасибо дети, мы с вами очень интересно поиграли, я увидела, что вы трудолюбивые помощники, добрые, умные, ответственные и очень красивые.

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...