КОНСПЕКТ организованно – образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ШКОЛА»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Яковлева Зоя Валериевна

для работы с детьми подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetno-rolevaya_igra_podgotovitelnaya_gruppa.doc437.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №13» г. Канаш

КОНСПЕКТ

организованно – образовательной деятельности по познавательному развитию на тему:  

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА

«ШКОЛА»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ВОСПИТАТЕЛЬ:

ЯКОВЛЕВА ЗОЯ ВАЛЕРИЕВНА

ГРУППА №9 «КАПЕЛЬКИ»

КАНАШ

Направление образовательной деятельности: познавательное развитие.

Тема: Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Программное содержание:

  • Формировать умение самостоятельно создавать игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе.
  • Развивать у детей внимательность, способствовать развитию умения вести диалог.
  • Воспитывать у детей желание учиться, умение дружить и играть в коллективе. Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы.

Вид деятельности: игровая.

Словарная работа: активизировать в речи детей названия школьных принадлежностей, названия профессий: водитель, уборщица, учитель, повар, директор; перемена, звонок, столовая, речевые обороты вежливого обращения.

Материал и оборудование: портфель, школьные принадлежности, атрибуты одежды разных профессий работников школы; интерактивная доска (ИКТ), предметы мебели и посуды, модуль автобуса, ширма.

Предварительная работа:

  • Изготовление атрибутов совместно с воспитателем: дневников, рабочих тетрадей, альбомов для рисования, журнала для учительницы и другое;
  • Беседа о школе с использованием иллюстрационного материала;
  • Экскурсия в школу;
  • Рассматривание картины "Учитель" из серии "Кем быть?";
  • Дидактическая игра «Собери портфель»;
  • Чтение детям произведений С. Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Машковской «Мы играем в школу»;
  • Разучивание песни «Чему учат в школе»;
  • Разгадывание загадок о школе;
  • Обучение игровым приемам – научить:
  • раскладывать школьные принадлежности на рабочем месте к началу урока.
  • вести урок, вежливо обращаться с учениками, рисовать, задавать домашнее задание.
  • водителя учить безопасной езде и соблюдению правил перевозки детей в салоне школьного автобуса.
  • поваров красиво накрывать на стол, готовить импровизированную еду.

Форма проведения: сюжетно-ролевая игра.

Методические приемы: беседа, словесная игра, сюрпризный момент, обращение к личному опыту детей, демонстрация слайдов на мультимедийном экране, объяснение и указание.

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Школа

Учитель

Указка, журнал, интерактивная доска, ручки, книги, стол и стул учителя.

Ведет уроки, ставит оценки, вызывает к доске, задает вопросы.

Здравствуйте, дети.

Сегодня на уроке мы будем изучать…

Леша, прошу к доске….

Открыли тетрадки и пишем…

Садись, Катя, пять.

До свидания, дети.

Школа

Ученики  

 

Тетради, учебники, альбомы, пенал, портфель, ручки, карандаши, стол и стул ученика.

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания данные учителем, помогают друг другу при возникновении сложностей.

Здравствуйте, ...

Привет, Макар…

Как надо писать, у меня не получается. Помогите, пожалуйста.

Можно выйти?

Школа

Директор школы (завуч)

Очки, тетрадь, ручка.

Присутствует на уроке, делает записи в своей тетради, дает советы учителю.

Здравствуйте, дети.

Вы не против того, чтобы я присутствовала у вас на уроке?

До свидания.

Школа

Техничка

Колокольчик для звонка, швабра.

Следит за чистотой в помещении, дает звонок.

Кто бросил фантик? Звонок уже прозвенел, а вы только идете на урок.

Школа

Повара

Фартук, головной убор, посуда, стол с едой.

Готовят обед, моют посуду, раскладывают еду.

Здравствуйте. Что хотите на обед? Пожалуйста, возьмите. Приятного аппетита. На здоровье. До свидания.

Школа

Водитель

Руль, кепка, мягкий модуль.

Ведет автобус

Сели, пристегнули ремни, не балуемся. Не опаздывайте.

До свидания.

Схема игрового пространства

Ход организованно-образовательной деятельности:

Организационный момент.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Ребята, мы сегодня не одни, к нам пришли гости. Давайте все дружно вместе поздороваемся с ними.

ВСЕ ДЕТИ: - Здравствуйте!

I. Вводная часть.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, к нам сегодня с утра почтальон принес посылку. Как вы думаете, от кого это посылка? А, давайте, узнаем. Сейчас узнаем… ага, я уже знаю! Отгадайте загадку, и вы узнаете…

Это что за очень странный,

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт свой длинный,

Кто же это…  (ответы детей) БУРАТИНО!

-Молодцы! (открываем посылку) … Да тут письмо! Надо его прочитать.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишу Вам я – Буратино! Милые мои ребятишки: девчонки и мальчишки! Я очень не хотел учиться в школе, но потом мне так там понравилось, ведь в школе так интересно. И я хочу вас тоже пригласить в школу. А чтобы попасть в школу вам помогут мои волшебные предметы. Удачи Вам мои друзья. Надеюсь Вам там понравится!»

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Что же за волшебные это предметы, ребята, давайте посмотрим?

ПОЯВЛЕНИЕ БУКВАРЯ (потом по тише под фон) Посмотрите, какая красочная книжка? Как вы думаете, что эта за книжка? … (ответы детей). Правильно, это букварь…

ГОЛОС БУКВАРЯ №1: - Здравствуйте, ребята! Я букварь, но не простой, а говорящий. Прежде чем отправится в школу, отгадайте мои загадки! Как вы знаете, на уроках каждого ученика есть помощники. Ребята, что это за помощники?

Первая загадка:

Как ты учишься расскажет,

Все оценки вмиг покажет… (дневник)

Вторая загадка:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж,

Что же это? … (карандаш)

Третья загадка:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Что такое я? … (тетрадь)

Четвертая загадка:

У карандаша простого

Есть помощница одна:

Если сделает ошибку,

Вмиг сотрет ее она… (ластик)

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки букваря. А каким одним словом можно объединить все эти предметы? 

ДЕТИ: - Школьные принадлежности.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, а что забыл букварь из школьных принадлежностей, которые нужны нам в школе? (ответы детей) … ручка, краски, учебник, пенал.

ГОЛОС БУКВАРЯ №2: - Да, правильно, мои хорошие. Но это еще не все! Здесь в посылке еще много волшебных предметов, с помощью которых вы отправитесь в школу. Удачи вам друзья!

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте скажем, спасибо нашему букварю, и передай пожалуйста, букварь наше огромное спасибо и Буратино за его посылку.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, ну что отправимся в школу? Но перед этим распределим наши роли, узнаем кто кем будет! Ведь профессий у работников школы много: это кто ребята … (ответы детей) А выбрать подходящую для каждого роль нам помогут карточки. Выбирайте себе по одной карточке… (дети выбирают). Ну, кто же у нас кем будет?

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Водитель, скажи пожалуйста, на чем мы поедем в школу? … (ответы детей). Правильно, на школьном автобусе, который возит детей и работников школы. Ребята, как вы думаете куда отправляется водитель автобуса после того, как привез детей в школу? … (ответы детей). Водитель автобуса отправляется в гараж, и что там делает… (ответы детей), осматривает свой автобус, и если, что чинит ее. ЗВУК ВОЛШЕБСТВА (в это время на одного ребенка одевают водительскую шляпу, дают руль). Ну, что водитель готов!

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, в каждой школе есть столовая, а кто мне скажет зачем нужна нам столовая? А кто там работает? … (ответы детей). Кто же наши повара? ЗВУК ВОЛШЕБСТВА (в это время на детей надевают фартуки и колпаки). Дорогие мои, повара, как вы думаете, что должны делать повара? Какие блюда могут приготовить повара? … (ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, нам еще нужна уборщица, чтобы наша школа всегда была чистая и красивая. Как вы думаете, какие у нее обязанности? … (ответы детей) Да, уборщица отвечает у нас за чистоту в помещениях школы, вовремя уроков моет полы в коридорах и кабинетах, вытирает пыль. А еще она дает звонки на уроки и перемены. Поднимите руку, кто у нас сегодня будет уборщицей. ЗВУК ВОЛШЕБСТВА (в это время ребенку дается звонок и швабра)

ВОСПИТАТЕЛЬ: - А, теперь, самое главное, кто учит детей в школе? Каким он должен быть?  (ответы детей). Интересно, кто же у нас будет учителем?  Ой, слышу я чьи-то голоса, ааа… да это волшебные предметы сами хотят найти учителя! Закройте глазки, и мы узнаем кто сегодня у нас будет учителем! Раз, два, три, быть учителем вели! ЗВУК ВОЛШЕБСТВА (в это время ребенку дается журнал и указка). 

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, а скажите, как называют детей, которые посещают школу? Каким же должен быть ученик? А начинают учебу, с какого класса?  … (ответы детей). Все остальные дети у нас будут учениками. ЗВУК ВОЛШЕБСТВА (в это время раздаются портфели всем остальным детям).

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ну, а я тоже буду играть с вами, и у меня будет роль директора, так как не бывает школы без директора.  Я буду отвечать за работу всей школы. И я как директор школы говорю вам, что уроков у нас будет два: первый – урок математики, второй – урок рисования. После первого урока мы с вами пойдем обедать в столовую.

II. Основная часть.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть! ЗВУК ВОЛШЕБСТВА… Ну что, поехали, каждый занимает свое пассажирское место! Но, помните, перед тем как сесть в машину, нужно поздороваться с водителем! А водитель, объясняет правила поведения в автобусе. Автобус отправляется, двери закрываются!

«ПОЕЗДКА В АВТОБУСЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот мы и приехали. Все выходим аккуратно из автобуса, не толкаясь и не задевая друг друга, по очереди. Молодцы, ребята, а теперь пожалуйста, ученики пройдите в класс и приготовьтесь к уроку, откройте свои портфели и вытащите школьные принадлежности. А учитель пройдите к учительскому столу и подготовьтесь к уроку. А повара пройдите в столовую и начинайте готовить детям. Уборщица пройдите, пожалуйста, в свой кабинет и приготовьтесь к своей работе. А наш водитель поставит свой автобус в гараж и будет ее чинить.

ФОНОВАЯ МУЗЫКА «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ»

(учитель готовится к уроку; ученики берут портфели -раскладывают школьные принадлежности на парты; повара идут в столовую и готовят пищу; водитель идет в гараж и чинит свою машину; уборщица дает звонок и потом моет полы)

1-ОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Уборщица дает звонок. Вовремя урока она моет полы. Начинается урок. Учитель входит в класс и начинает урок математики. Сперва представляет себя, проверяет, кто сегодня отсутствует. Дальше ведет свой урок. Во время проведения «урока» «повара» имитируют приготовление пищи и накрывают столы для завтрака.

На уроке математики дети повторяют порядковый и обратный счет в пределах 20, играют в игру «Найди пропущенное число», проводят физкультминутку, решают самостоятельно примеры в рабочей тетради. (Во время самостоятельной работы директор проверяет, что приготовили повара и дает им указание накрыть столы для детей). В конце урока учитель дает домашнее задание. Ставит оценки в дневники некоторым ученикам.

2-ОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Звенит звонок на перемену. Дети с учителем и директором идут в столовую.  ФОНОВАЯ МУЗЫКА (пока идем в столовую и уйдем обратно) «Ученики» рассаживаются за столы, идет импровизированный прием пищи. Повара приглашают к столу и работников школы. Они рассаживаются за другой стол. Имитация завтрака длится не более пяти минут. После завтрака повара убирают столы, моют посуду и кладут на место, снимают фартуки.

3-ОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Уборщица дает звонок к следующему уроку. Начинается урок рисования. После того как дети садятся на свои места, меняется учитель.

Учитель задает вопрос по картине, предлагает нарисовать снеговика. Объясняет, что они будут сегодня рисовать снеговика и предлагает детям достать свои карандаши и приступить к работе. Показывает этап рисования снеговика. Между этапами рисования проводит пальчиковую гимнастику. Во время выполнения детьми рисунков помогает детям. Учитель объявляет об окончании урока, хвалит детей за старательность и дает домашнее задание – разукрасить свои рисунки дома. Звенит звонок. Урок заканчивается. Дети складывают принадлежности в портфели. (Пока дети собирают школьные принадлежности, директор проходит в гараж и сообщает водителю, что дети ждут автобус, чтобы отправится обратно).

ФОНОВАЯ МУЗЫКА «ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ»

4-ОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Директор напоминает, что всех учеников и работников школы домой повезет школьный водитель на своем автобусе. Водитель напоминает, как себя вести в автобусе, чтобы все пристегнулись и не баловались во время езды.

ВОСПИТАТЕЛЬ: -Молодцы, ребята, ну, а теперь смело можем отправляться на автобусе домой к нам в детский сад.

 «ПОЕЗДКА В АВТОБУСЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ну, вот мы и дома в нашем детском саду! ЗВУК ВОЛШЕБСТВА

III. Заключительная часть.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были? Понравилось ли вам играть в школу? А давайте сравним, чем детский сад отличается от школы? Я буду называть, что есть в детском саду, а вы будете называть, что есть вместо этого в школе.

Детский сад – школа, Заведующий-директор, Воспитатель-учитель, Группы-классы, Столы-парты, Занятия – уроки, Тихий час – перемена.

ВОСПИТАТЕЛЬ: - Молодцы, ребята! … был очень аккуратным водителем – хорошо вел автобус. … и … были очень хорошими учителями – научили нас считать и рисовать, а все ученики очень старались и вели себя на уроках хорошо. Наши повара очень постарались и приготовили нам вкусный обед. Молодцы ребята, у нас получилась очень интересная игра, спасибо вам за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...

Конспект "Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Огород бабушки Агафьи на нашем окне»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Огород бабушки Агафьи на нашем окне»Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»

Цель:  познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС Тема: «Мы идём в поход» для детей разновозрастной группы 4-7 лет.

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо познавательному развитию в интеграцииобразовательных областей в рамках ФГОСТема: «Мы идём в поход»для детей разновозрастной группы 4-7...