Проектная деятельность "Почему медведь бурый и белый?"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Вид проекта: педагогический, групповой, исследовательский (творческий направленности) по направлению «Наука о природе»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе «Ромашка» на тему:
«Где-то на белом свете … медведи разные живут»
Почему медведь бурый и белый?
Модельно - информационная карта проекта.
Руководитель проекта. Костарева Марина Вячеславовна,
Автор: Костарева Марина Вячеславовна,
Место проведения: МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»
Адрес: г. Белоярский, улица Строителей,20.
Телефон: 2-17-51
Вид проекта: педагогический, групповой, исследовательский (творческий направленности) по направлению «Наука о природе»
Продолжительность проекта:.3 недели
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели, социальные партнеры.
Возраст детей: 5-6 лет.
Выявление проблемы:
Проблема: у ребенка недостаточно знаний о разновидностях медведей, об их особенностях образе жизни
Объект исследования: сходства и различия белого и бурого медведя.
Предмет исследования: бурый и белый медведь
Цель проекта: Развивать познавательные способности детей с помощью проектной деятельности. расширение представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним. узнать смогут ли они проживать на одной территории, затем поделиться своими знаниями со сверстниками.
Задачи проекта:
- найти как можно больше интересного и познавательного материала;
- изучить литературу по теме исследования;
- познакомиться с видами медведей: белым и бурым;
- воспитывать бережное отношение к животным;
- развивать любознательность;
- изучить образ жизни белого и бурого медведя, его питание, привычки и роль в жизни человека;
-вызвать интерес к проектной деятельности, желание поделиться полученными знаниями с другими.
Гипотеза: Предположим, что белые медведи смогут жить вместе с бурыми в одной природной зоне.
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Объект исследования: медведи.
Предмет исследования: знакомство с белым и бурым медведем.
Методы исследования: сбор информации из книг, интернета, наблюдение, обобщение.
Предполагаемый результат:
- дети должны получить первичные представления о мире медведей, об их питании и место пребывания
- научиться рисовать медведей
- обогащение словаря детей
Предварительная работа:
- рассматривание рисунков и фотографий в энциклопедии «Мир природы»
- знакомство с литературными произведениями о медведях
-
Основные направления реализации проекта:
1) Познавательное развитие:
2)Художественное творчество (создание поделок, рисование) в нетрадиционной технике животного
3)Домашнее задание для детей и родителей – совместное рисование (разукрашивание)
или аппликация животного с составлением описательного рассказа о нем.
Изготовлении макетов
Предварительная работа:
1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр,
дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.
2) Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок
по теме, аудиозаписей.
Продукты проектной деятельности:
1) Лепка «Три медведя».
2) Рисование «Медведь» в технике тычком.
3) Рисунки «Кто что ест?», «Узнай по контуру».
4)Аппликация из газеты «Белый медведь»
5) Аппликация «Медведь в берлоге»
6) Ручной труд: «Медвежонок».
7) Конструирование из палочек КЬЮНИЗЕРА» Медведь, Медвежонок
8) Оформление выставки
9)изготовление Лепбуков
10.Презентации проекта
Метод трех вопросов:
1. Что мы знаем:
- медведи любят мед (Захар
- ловят и едят рыбу (Артем
- спят зимой в берлоге (Есения
- хорошо лазят по деревьям (Клим
- выступают в цирке (Малике
- о них сочинил много сказок и мультфильмов (Артем .Ф.
2. Что хотим узнать?
-Какой медведь считается самым крупным
- кроме леса еще где ни будь живут?
- какие еще есть медведи
- почему белого медведя считают опасным хищником?
- а медведи кого-то боятся
- как его можно нарисовать
- выучить стихотворение
- как можно изобразить медведя, если не рисовать, а по –другому
3. Где можно узнать?
- у Марины Вячеславовны
- у Аллы Витальевны
- у родителей спросить
- в магазине книжку купить
- Провести эксперимент.
- по телевизору передачу поглядеть
- у других воспитателей спросить
- в интернете почитать
Этапы проекта:
Этап | Мероприятия | Участники |
подготовительный | Проблемная ситуация: | Ребенок |
Определение темы проекта. Поддержать интерес дошкольников к теме проекта. | Ребенок, воспитатель | |
| Постановка целей, задач проекта и определение ожидаемых результатов. | Ребенок, воспитатель |
Сбор необходимой информации и литературы (художественной, познавательной). | Воспитатель | |
Основной (организованная деятельность детей) | Цикл бесед по теме: «Медведи бывают разные», «Чем бурый медведь отличается от белого?», «Все ли медведи впадают в спячку». | Воспитатель, дети, родители |
Рассматривание и составление описательного рассказа по картине «Белые и бурые медведи» | Ребенок, воспитатель | |
НОД «Природа и животные Арктики», «Природа и животные средней полосы», «Особенности Крайнего Севера». | Ребенок, воспитатель | |
Тема: системный оператор «Медведь» | Ребенок, воспитатель | |
Чтение художественной и познавательной литературы: Б. Жидков «На льдине», юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный?», энциклопедии «Животные», «Живой мир», «Большая книга животных». | Ребенок, воспитатель | |
Аппликация «Большой белый медведь», «Бурые и белые медведи» с использованием нетрадиционной техники. | Ребенок, воспитатель | |
Проведение народных подвижные игр «Медведь и пчелы», «У медведя во бору». Дидактических игр «Угадай животное по элементу», «Чей дом», «Составь картинку», «Дорисуй животное» и т.д. | Ребенок, воспитатель | |
Оформление развивающей среды «Уголок Арктика» | Ребенок, воспитатель, родители | |
Создание презентации по теме «Белые и бурые медведи» | Ребенок, воспитатель, | |
заключительный | Оформление Лепбука «Белый и бурый медведи». | Ребенок, воспитатель, |
Представление проекта |
Ожидаемый результат: ребенок получил представление о белых и бурых медведях (об их образе жизни, питании, строении и среде обитания). В ходе реализации проекта ребенок пришел к выводу, что белые и бурые медведи не могут жить на одной территории одновременно.
Также у ребенка сформировались такие интегративные качества личности как любознательность, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость, интерес к окружающему миру.
Мероприятие | Цель |
1. Беседы с детьми на темы: «Медведи бывают разные"; "Чем бурый медведь отличается от белого», «Все ли медведи впадают в спячку", "Олимпийский мишка" 2. Организованная образовательная деятельность. Первичные представления об объектах окружающего мира: "Путешествие в Арктику". 3. Организованная образовательная деятельность. Развитие речи. Составление описательного рассказа по картине: "Белые медведи", "Бурые медведи".
4. Организованная образовательная деятельность. Развитие речи. Рассматривание картины: "Утро в сосновом бору" И.И. Шишкина. 5. Организованная образовательная деятельность. Развитие речи. Рассказывание детей на тему: "Вот, что знаю я о медведе", "Описание игрушки Медведь". 6. Чтение художественной литературы: С. Михалков "Бездельник светофор", русской народной сказки "Мужик и медведь", К.Чуковский "Краденое солнце", В.Сутеев "Мешок яблок", Л.Куборев "Спроси у медведя", Л. Квитко "Медведь в лесу". 7. Чтение научно-познавательной литературы: Е.Чарушин, Г.Снегирев "Михаил", В.Чаплина "Как медведь в лесу живет", В. Бианки "Теремок", Л.Кузьмин "Егорка и Манюшка", Э.Шим "Медведь и сорока". Энциклопедия "Живой мир", "Большая книга животных", "Животные", 8. Организованная образовательная деятельность. Лепка по сказке "Три медведя". Рисование "Мишки на Севере", "По следам русских народных сказок". Аппликация "Большая панда", "Бурый и белый медведи"(с использованием нетрадиционной техники), "Мой мишка" (из крупы). 9. Организованная образовательная деятельность. Конструктивно-модельная деятельность на тему: "Такие разные медведи". 10. Организованная образовательная деятельность. Заучивание стихотворений, песен, пословиц и поговорок о медведях. 11. Проведение народных подвижных игр "Медведь и пчелы", "У медведя во бору".
12. Проведение дидактических игр "Загадки о животных", "Угадай животного по элементу", "Где чей дом?", "Составь картинку", "Дорисуй животное", "Нарисуй животное по точкам". 13. Проведение игр-драматизаций по сказкам "Три медведя", "Машенька и медведь", "Два жадных медвежонка", "Теремок"
| Расширять знания детей о разнообразии медведей, учить находить отличия по разным признакам, знакомить с историей нашей страны. Расширять кругозор, обогащать словарь, развивать связную речь, память.
Обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Формировать интерес к окружающей жизни, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Развивать познавательные интересы, речь, память, прививать интерес к животному миру.
Продолжать развивать интерес к художественной литературе, побуждать рассказывать о прочитанном, формировать эмоциональное отношение к литературе.
Учить внимательно и заинтересовано слушать познавательную литературу, прививать интерес к чтению произведений познавательного характера.
Развивать творческие способности, фантазию, воображение, закреплять полученные знания, умения, навыки. Закреплять знания о медведях, особенностях внешнего вида.
Учить выделять основные части и детали конструкций, поощрять самостоятельность, творчество, инициативу. Учить запоминать текст, развивать память, речь, внимание, мышление.
Учить играть по правилам, закреплять основные виды движений, учить договариваться. Закреплять знания детей об особенностях окраски медведей, развивать мышление, память, речь.
Развивать память, связную речь, закреплять умение интонацией передавать образ героя, воспитывать доброжелательные отношения в процессе деятельности. |
Самостоятельная деятельность детей | |
Мероприятие | Цель |
1. Просмотр мультфильмов "Маша и медведь", "Девочка и медведь", "Лиса и медведь", "Вершки и корешки", "Мишка задира", "Умка", "Дядя Миша", "Медвежонок на дороге". 2. Проведение сюжетно-ролевых игр "Зоопарк", "В гостях у медведя", "Доктор Айболит".
| Расширять знания детей о сказочном персонаже – медведь, развивать чувство юмора.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности. |
Совместная деятельность воспитателей и родителей | |
Мероприятие | Цель |
1. Оформление выставки» Такие разные медведи" 2. Составление альбома "Медведи бывают разные". | Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми |
В результате реализации проекта:
- дети получили представления о питании и образе жизни медведей на различных материках;
- дети научились поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;
- у детей сформируются такие интегративные качества личности, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, интерес к окружающему миру.
Приложение 1
Тема: системный оператор «Медведь»
Программное содержание:
- продолжать формировать умение подбирать меткие слова и выражения народной речи,
называть одни и те же объекты разными словами;
- продолжать учить детей находить общие части у разных объектов.
организация
содержание
Игра «Чудесный мешочек».
П: ребята, у меня сегодня «волшебный
Дети все подходят к педагогу, по очереди
мешочек». Подходите ко мне. Первый
достают из мешочка игрушки, и называют
ребенок достает из мешочка - … петушка.
одни и теже предметы разными словами, с
Р: петушок – золотой гребешок и .т.д.
уменьшительным суффиксом. И садятся на Лошадка – золотая прадка
Ежик – ни головы, ни ножек
Совушка – большая головушка
Мышка – норушка
Барашек – крутые рожки
Синичка – певичка
Гусь – красные лапки
Мишка – топтышка
На С.О. – в центре «медведь»
П: к какому миру относится медведь?
Д: к природному.
П: почему?
Д: потому что человек не может сделать
своими ручками. Потому что живет в лесу,
сам питается, сам передвигается.
П: медведь по толщине такой же толстый,
как…
Д: мой папа, как слон, как Карлсон…
П: медведь по размеру такой же большой,
как…
П: медведь по действию так же рычит,
как…
На С.О. рассматривается подсистема.
П: что умеет медведь по действию?
Ответы детей, во время которых педагог
Д: быстро бегать, лазить по дереву…
рисует названия частей тела в подсистеме.
П: а что есть у медведя для того, чтобы он
бегал?
Д: лапы.
П: сколько лап?
Д: четыре.
П: а что есть у медведя для того, чтобы он
мог забраться до вершины дерева, чтобы
рычал, чтобы видеть, чтобы слышать,
чтобы нюхать?
Игра «Раз, два, три… ко мне беги!» на столе
П: 1,2,3, все у кого есть ноги, ко мне беги!
картинки. Дети подходят, каждый берет
П: 1,2,3, все, у кого есть хвосты, ко мне
одну картинку. Дети встают на другом
беги!
Зайчик – побегайчик
полукругом
лицом
к
Лягушка – квакушка
воспитателю. У педагога игрушка – мишка.
Лисичка - сестричка
Коза – дереза
Волчок – серый бочок
Бычок – смоляной бочок
Травушка – муравушка
Приложение 2.
Конспект НОД по познавательному развитию
с использованием ТРИЗ технологий
для детей подготовительной группы.
Тема: «Почему бурый медведь зимой спит?»
Организация непосредственно – образовательной деятельности.
Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через усвоение алгоритма причинно-следственной связи.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять понятия о том, что за причиной всегда идет следствие (установление причинно-следственных связей);
- упражнять в умении составлять предложения с использованием сложно - подчиненных союзов;
- развивать умения детей осуществлять сравнение двух и более объектов по специфическим характеристикам и признакам;
Развивающие:
- обогащать и развивать словарный запас детей, развивать умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации;
Воспитательное:
Воспитывать любовь к родному языку.
Образовательные области:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Активные виды деятельности:
- игровая деятельность: игровые приемы инновационной технологии «ТРИЗ»
- коммуникативная деятельность: беседа
- познавательно-исследовательская деятельность: установление причинно-следственных в процессе заполнения морфотаблицы.
Материалы и оборудование:
интерактивная доска для демонстрации модели таблиц, энциклопедия.
Предварительная работа:
работа со справочными таблицами, анализ ситуаций, в которых дошкольники сами устанавливают причинно-следственные связи.
Сценарный ход непосредственно-образовательной деятельности (НОД):
№ | Этап занятия (структурные компоненты деятельности) | Действия участников НОД | ||
Деятельность педагога (содержание бесед, дидактических игр, игровых ситуаций, и т. д) | Деятельность детей (действия, примерные ответы) | Время | ||
1 | Вводная часть. | 7 мин. | ||
1.1 | Организационный момент | - Проходите ребята, давайте поздороваемся с гостями. Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие? - Давайте поделимся добром друг с другом! - Я отдаю свою частичку добра тебе…! - Теперь мы стали еще добрее. | Дети встают вокруг воспитателя. -Мы большие, послушные, добрые…. | 1 мин. |
1.2 | Мотивация. Организация направленного внимания. Художественное чтение. | - Послушайте отрывок из произведения С.Я. Маршака: Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи, Вылезайте, муравьи, После зимней стужи! Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник…. - О каком времени года говорится в стихотворении? - О каком месяце? | - О весне. - Месяц март. |
1 мин. |
1.3 | Погружение в тему. Интерактивная игра с морфотаблицей. | - Ребята, посмотрите на таблицу. В верхней строке я расположила названия времен года. А в первом столбце - 3 королевы природы, назовите их. | Работа с интерактивной доской. - Королевы Живой и Неживой природы и Королева Рукотворного мира. | 5 мин. |
- Внизу под таблицей - картинки с изображениями объектов и явлений. Нужно разместить эти картинки в ячейки таблицы, соотнося их с временем года и принадлежностью к миру природы или рукотворного мира. - Например, валенки. В каком сезону они нужны? К миру природы или к рукотворному миру относятся? | Дети совместно с воспитателем заполняют морфотаблицу. - Валенки нужны зимой - это 1-ый столбик морфотаблицы, к миру рукотворных объектов - это 3-я строка. | |||
Морфотаблица. | ||||
2 | Основной этап. | 20 мин | ||
2.1 | Постановка детьми цели. Коммуникативная игра «Все в мире перепуталось» | - Ребята, скажите, верно, ли утверждение: 1. «Началась капель, поэтому наступила весна». 2. «У меня промокли ноги, поэтому появились лужи». - Мы с вами на прошлых занятиях выяснили, что все в мире происходит закономерно. - Что нужно знать, чтобы доказать, верно ли утверждение или неверно? - Что будет причиной, а что следствием в моих утверждениях? утверждения не верны? - Какое правило мы знаем? - Что же нужно узнать, доказывая, что утверждение верно? - Итак, чтобы доказать верность утверждения нужна таблица причинно-следственных связей. А чтобы ее заполнить нужно вспомнить правило (алгоритм) установления причинно- следственных связей. | -Нет, эти утверждения неверны. - Нужно выяснить причину, почему произошло то или иное явление. 1. Причина - весна, следствие - капель. 2. Причина - лужи, следствие - ноги промокли. - Сначала появляется причина, а потом следствие. - Как причина влияет на следствие? 1. Выбираем объект. 2. Находим причину и следствие. 3. Ставим мостик с использованием «помощников». 4. Составим предложение. | 5 мин. |
2.2 | Динамическая пауза Физкультминутка | - Если нравится тебе, то делай так (кулачок правый попеременно левый накрыть раскрытой ладонью). Если нравится тебе, то делай так (попеременно правый/левый кулак с оттопыренным большим пальцем приставить раскрытую ладонь). Если нравится тебе, то делай так (попеременно: левая рукой дотронуться до носа, правая до левого уха). Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!» | Дети встают вокруг воспитателя. | 2 мин. |
2.3 | Познавательно- исследовательская деятельность. Заполнение морфотаблицы информацией из энциклопедии. | - С приходом весны пробуждается природа. В живой природе – просыпается медведь. Попробуем разобраться, а почему медведь зимой спит? - Какие разновидности медведей вы знаете, - Ребята, как вы думаете, а все ли медведи спят? - Чтобы получить точный ответ на этот вопрос, нам помогут таблица и дополнительная информация из энциклопедии о корме медведей. | -Медведь бурый, белый медведь, панда. Дети дают варианты ответов. Затем педагог читает факты о корме медведей из энциклопедии. На морфотаблице: по вертикали – виды медведей, по горизонтали – виды корма. При заполнении таблиц соотнести вид медведя и корм, которым он питается, заполнить ячейку – «впадает в спячку или нет». | 8 мин. |
2.4 | Коммуникативная деятельность. Работа с таблицей причинно-следственных связей. | - Посмотрите на заполненную таблицу. Назовите, какие разновидности медведей впадают зимой в спячку. - От чего зависит, что одни виды медведей зимой не спят, а другим необходимо спать? - Какую причинно-следственную связь мы установили? - Давайте за схематизируем наше высказывания в таблице причинно-следственных связей, используя символы. | - В спячку впадает зимой бурый медведь. Белый медведь и панда - не впадают. - От количества корма. - У медведя есть достаточно корма, поэтому она не впадает в спячку. Зимой отсутствует нужное количества корма, поэтому медведь впадает в спячку. - Корм – причина, спячка – следствие. | 5 мин. |
- Составьте по схеме предложение, используя «слова - мостики»: «поэтому», «потому что». - По какому признаку произошло это следствие? | - «Зимой пищи становится меньше, поэтому медведь впадает в спячку». - «Медведь впадает в спячку, потому что зимой пищи становиться меньше» | |||
3. | Заключительный этап. | 3 мин. | ||
3.1 | Рефлексия | Почему бурые медведи впадают в спячку? - Можно ли объяснить любое происходящее событие или явление? Как? | - Зимой для бурых медведей недостаточно корма. - Установить причину, выяснить следствие. | 3 мин. |
Приложение 3
Конспект ОД по познанию с использованием приѐмов с
элементами ТРИЗ
в старшей группе на тему:
«Сравнение белого и бурого медведей»
Цель: расширение представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных
природных условиях, их приспособленности к ним.
Программные задачи:
Образовательные:
расширять и обогащать представления детей о диких животных Севера;
систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде
обитания опытным путѐм, определять место обитания животного по внешнему виду;
учить детей сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту
обитания.
Развивающие:
развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы,
устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
развивать связную речь, активизировать словарь детей;
развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мышление, память.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира;
инициативность, самостоятельность
Материал: картины «Бурые медведи», «Белые медведи», экраны системного оператора по
ТРИЗ технологии сравнение белого и бурого медведя ( условия жизни, питание, размер,
окраска, соседи), Красная книга, угощения для детей, материалы для опыта(кубики льда,
жирный крем).
Предварительная работа:
Беседа «Как животные приспособились к зиме».
Рисование «Умка».
Д/игры: «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».
Просмотр м/ф «Умка».
Чтение познавательной литературы о животных Севера.
Создание макеты «Животные Севера».
Слушание песни «Где-то на белом свете» и « Колыбельная Умки»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас совершить со мной интересное путешествие на
Север и понаблюдать за жизнью одного обитателя, какого? Вы отгадаете, когда мы
прилетим. Для того, чтобы нам отправиться – отгадайте загадку?
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Выставляется картина «Бурые медведи»
Воспитатель: про этого медведя была загадка? Почему? Докажите? (показ картины
«Бурые медведи»).
Дети: про этого медведя! Он всю зиму спит в берлоге, а весной просыпается!
Воспитатель: итак, мы отправляемся в путешествие, садитесь в самолѐт ( дети
рассаживаются вокруг мольберта).
Воспитатель: Внимание, наш самолѐт приземлился на белой снежной равнине , кругом
снежные горы, льды, сильный ветер, мороз и никого не видно( показ картины « Север»).
Дети, отгадайте загадку и вы поймѐте, за кем мы понаблюдаем сегодня!?
Загадка: Обитает он во льдах,
В приполярных областях.
В полушарии Северном
Он живѐт намеренно.
Потому что толстой шкуре
Не страшны ни снег, ни бури,
Крупный хищник, белый мех,
Запугал тюленей всех ( дети называют- белый медведь)
Показ картины «Белый медведь».
Дети, как вы думаете, почему он назван белым? ( предположения детей)
А знаете ли вы, что у белого медведя несколько названий? ( полярный, северный,
морской, ушкуй, а на чукотском языке – умка).
Воспитатель: интересно , чем похожи белый и бурый медведь между собой и чем
отличаются? Давайте, их сравним, по внешнему виду.
Работа со схемами- экранами системного оператора ( в приложении)
Чем они похожи? Кто больше заметит признаков сходства? ( ответы детей)
Дети: покрыты шерстью, одинаковое строение тела.
Воспитатель: чем отличаются медведи?
Дети: цветом шерсти, размером.
Воспитатель: У всех животных своя среда обитания, свой дом. Как вы думаете, как белые
медведи приспособились жить на Севере? ( предположения детей)
Воспитатель :белая шерсть делает медведя незаметным среди снега и льда( кожа под
шерстью у медведя чѐрная!). Она густая и теплая, помогает охотиться на тюленей,
подкрадываясь к добыче, пропитана жиром, чтобы оставаться после ныряния сухим. Свой
черный нос он прячет лапой, чтобы он его не выдал. Шерсть есть и на подошвах лап, она
спасает от мороза, они не скользят по льду. Сильные лапы, с острыми когтями, крепкие,
острые зубы, помогают поедать добычу( напоминаю, белый медведь относится к отряду
хищных животных). Умеет хорошо нырять и плавать под толстым слоем льда. На пальцах
есть плавательные перепонки. Самое главное у него тело покрыто толстой шкурой и
толстым слоем жира ( проводим опыт с детьми : расставляем фигурки белого медведя на
белой поверхности – способ маскировки; мочим руки в воде и мочим руки в воде,
предварительно смазав их жирным кремом – остаѐтся почти сухим после плавания в
воде).
Воспитатель: почему белых медведей не встретишь в лесу?
Дети: потому что они не приспособлены к жизни в лесу, им нечего там есть, т. к. белый
медведь питается в основном рыбой и мясом моржей и тюленей, т. к. он очень большой и
ему тяжело добывать еду в лесных условиях.
Воспитатель: почему белые медведи живут только во льдах океана?
Дети: они приспособлены к холодным условиям, для него холод не страшен.
Воспитатель: почему там нет бурых медведей?
Дети: они не приспособлены к холодным условиям, не вынесут сильного мороза,
замерзнут.
Физкультминутка :
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой)
Наклонился взад-вперѐд, (Наклоны вперѐд-назад)
Вот он по лесу идѐт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки.
(Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на брѐвнышке уселся. (Дети садятся)
Воспитатель: без еды животным, как и всем живым существам, жить невозможно.
У меня на столе карточки с питанием для белого и бурого медведя. Давайте распределим
медведям еду ( дети выбирают карточки и ставят рядом с медведем).
Воспитатель: все животные живые. Почему, докажите? (Модели питания, дыхания, роста,
движения, размножения).
Воспитатель: пришла зима, наступили холода. А знаете ли вы, что делают бурые медведи
в зимнюю пору? ( предположения детей)- медведи спят в берлоге.
Воспитатель: бурый медведь в удобном месте, под сломанным деревом, под корягами
устраивает себе берлогу, в ней лежит до весны, спит, ничего не ест, расходует запасы
жира, накопленные за лето. Зимой в берлоге у медведицы рождаются медвежата. Они
маленькие, как котята. Их всего 1-2, не больше.
Воспитатель: белый медведь, не засыпает, т. к. обеспечен пищей круглый год. В начале
зимы медведицы выходят с прибрежных льдов и на берегу в снежных заносах роют
зимовальную яму, где у них появляются 1-2 медвежонка. Медведица находится в берлоге,
пока подрастут дети. Растут они быстро. Затем они покидают остров и перебираются на
лед.
Показ картины «Медведица с медвежатами» ( белый и бурый)
Воспитатель: на севере зима суровая, вьюжная. Море покрыто льдом. Вода очень
холодная. Хотите пощупать какая она холодная?
Опыт со льдом ( дети трогают предварительно замороженную в кубиках воду).
Воспитатель: как вы думаете, а медведи могут быстро бегать? Как они передвигаются?(
ответы детей)
Бурый медведь – подвижен, хорошо плавает, ныряет под воду, быстро бегает галопом.
Молодые медведи и медвежата ловко лазают по деревьям. Белый медведь - хорошо
плавает, ныряет, бегает, охотится, очень подвижен, хорошо лазает по ледяным стенам.
Воспитатель: подумайте, могут ли медведи жить, если бурого отвезти на север, а белого,
наоборот, в лес? Докажите.( предположения и ответы детей)
Воспитатель: посмотрите на эту книгу. Она называется «Красная книга». Что это за книга,
вы помните? Какие животные и птицы занесены в нее? Почему? Знаете, что белый
медведь тоже занесен в Красную книгу? Как вы думаете, почему? ( предположения детей)
Рефлексия:
1. Дети, вам было сегодня интересно? ( может нет?)
2. Что вам больше всего запомнилось или понравилось?
3. Вы узнали что – то новое? ( ответы детей)
4.О чѐм вы расскажете сегодня родителям?
Воспитатель: у меня для вас сюрприз -конфеты «Мишка на севере».
Приложение № 4 Фольклор
Русские народные сказки:
• «Три медведя»,
• «Маша и медведь»,
• «Мужик и медведь»,
• «Медведь и Лиса»,
• «Зимовье зверей»,
• «Колобок».
Рассказы о медведях:
• Николай Сладков «Неслух»,
• Михаил Пришвин «Медведь»,
• Евгений Чарушин «Медвежата»,
• Виталий Бианки «Лесная газета».
Сравнения:
Здоровый, как медведь
Сила как у медведя
Толстый, как медвежонок
Медвежья услуга
Неуклюжий, как медведь
Загадки:
Великан в бору живёт
Он сладкоежка – любит мёд.
Когда испортится погода,
Ложится спать - да на полгода.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
Мой белый брат во льдах живёт
И рыбу ест морскую.
А я люблю пчелиный мёд
И ягоду лесную.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед.
Кто ж его нам назовет?
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берёт,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь – медведь.
Приложение № 5
Стихотворения:
Однажды зимой медвежонок проснулся,
Он нос почесал, не спеша потянулся,
Глядит, а в лесу все блестит серебром,
Засыпано все белым снегом кругом.
- Ах, как все красиво! - малыш прошептал, -
Я сроду зимы никогда не видал.
Хрустят, нос щекочут мишутке снежинки,
Блестят на ветвях в белом вихре пушинки.
По лесу наш мишка весь день прогулял,
И к вечеру очень малыш наш устал.
В свою он берлогу тихонько вернулся,
И, сладко зевнув, он во сне улыбнулся,
До самой весны ему снилась сама
Красавица снежная, чудо-зима.
(Глызь Е.)
Мед в лесу медведь нашел:
Мало меда, много пчел.
(Самуил Маршак)
- Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
- Потому, что снег и лёд -
Не малина и не мёд!
(Орлов В.)
Мишка лапою мохнатой
Не спеша малину рвёт.
Ходит, ищет косолапый
Сладкий и душистый мёд.
(Мельникова Е.)
Мишка очень любит мед
Свежий, из пчелиных сот,
Он бы с пчелкой подружился,
Этим лакомством разжился,
Только пчелы вот беда,
С ним не дружат никогда.
(Луканова Л.)
Спит медведь в своей берлоге,
Не будите по тревоге,
Коль проснется рано он,
Будет очень, очень зол.
Ведь зимой привык он спать,
Лапу теплую сосать,
Лишь когда придет весна,
Мишке будет не до сна.
(Тесленко А.)
А ну-ка, медведь,
Скорей нам ответь,
Тебя почему называют медведь?
- Я мё-ёдом заведую,
Где спрятан он ве-едаю. -
Ответил медведь.
Здорово ведь?
(Шардин В.)
Источники:
- http://www.wildnature.ru
- www.shpilenok.com
- Бородина Альбина Анатольевна http://открытыйурок.рф/статьи/652706/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурый_медведь
- http://www.zooclub.ru/wild/hish/1.shtml http://ru.wikipedia.org/wiki/Медвежьи
- http://zagadki.org.ua/ru http://dom-teremok.harod.ru
- Лесные сказки Э.Шим Животные русского леса: Потешки, сказки, загадки, стихи и рассказы. –М.:Дрофа-Плюс, 2007.
- Энциклопедия живой природы. В 10тт.Т.5. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2006.
- Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. –Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.
- Мурзилка №3 2009г. «Юный натуралист», №11,2008г.; №2, 2010г.
- Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Конспект занятия во второй младшей группе "Игрушечный мишка и бурый медведь"
Коммуникация (чтение художественной литературы)....

Действующие лица: Медведь Лиса Рассказчик Рассказчик Жили в чаще по соседству И знакомы были с детства Бурый мишка и лиса, Леса местного краса. Одному жить не годится, И Медведь решил жениться. Посоветовали все Свататься идти к лисе. Медведь Тук-тук-
Куклы: Каспер, Принцесса, ведьма Клаппербен, Крокодил. Ре к в и з и т: маленькая книжка, кусок сосиски, будильник. Раздаются три звонка. Каспер (выглядывает из-за сцены). Прив...
ненецкая сказка "Белый медведь и бурый медведь"
Сценарий театрализованного представления по ненецкой сказке "Белый медведь и бурый медведь"...

Презентация на тему: "Белый медведь и бурый медведь"
Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле....

Конспект рассматривания дидактической картины «Бурый медведь. Зима» Тема занятия: «Бурый медведь. Зима».
Конспект рассматривания дидактической картины «Бурый медведь. Зима» Тема занятия: «Бурый медведь. Зима».Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: Расширять и уточнять...






