Конспект ОД Тема: «Космическое путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Голяк  Светлана  Васильевна

Круиз-игра  ( для детей старшей  группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением

деятельности  по художественно-эстетическому направлению развития

детей № 13 с. Арзгир  Арзгирского района Ставропольского края

Конспект  ОД

Тема: «Космическое путешествие»

Круиз-игра

( для детей старшей  группы)

                                                         

                                                               МКДОУ д/с № 13 с. Арзгир

Воспитатель: Голяк С.В.

                                                                    Апрель 2025г.

   Тема:Круиз-игра для старшей группы «Космическое путешествие»

По  образовательной области « Познавательное развитие» (Экология)

Группа: старшая группа                                                   Возраст  детей: 5-6 лет.

Автор  конспекта ОД:  Голяк С. В.      Воспитатель МКДОУ  д/с  №13 с. Арзгир.

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально -  коммуникативное   развитие»,

« Познавательное  развитие», « Художественно  - эстетическое  развитие»,  «Физическое развитие».

Цель: Расширять и углублять представления детей о космосе.

Задачи:

Образовательные задачи:

- Уточнить представление детей о космосе, планетах и космических объектах;

     - Закрепить знания детей  о первом космонавте Ю.А.Гагарине;

- Познакомить детей с планетами солнечной системы.

Развивающие задачи:

- Развитие фантазии, воображения;

- Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного внимания и восприятия;

- Развитие мелкой моторики рук;

- Развитие физических качеств личности – быстроты, ловкости, выносливости.

Воспитательные задачи:

    - Воспитание самостоятельности, активности, инициативности;

   - Воспитывать желание помочь;

     -  Воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;

Предшествующая работа:

• Беседы на тему "Земля - наш дом", "Солнечная система", "О космонавтах".

• Чтение художественной литературы о космосе, космонавтах.

• Рассматривание и чтение энциклопедий о солнечной системе, космических объектах.

• Слушание космической музыки.

• Разучивание игр, речевого материала.

Содействовать развитию устной речи, мышления и воображения, фантазии; содействовать формированию коммуникативной и интеллектуальной культуры детей

Словарная работа: скафандр, космонавт, планета, вулкан, кратер и т. п.

Материал и оборудование: доска, макет Ракеты, видео –ролик о Ю.А.Гагарине, видео письмо от космонавта, звукозаписи космической  музыки, материал для опытов, макеты планет, глобус, обруч, планетарий, картинки-пазлы, медали.

Содержание ОД:        

1Вводная  часть(  мотивационный,  подготовительный этап)

Воспитатель: Воспитатель предлагает встать детям в круг:

Здравствуйте гости! Здравствуй, солнце!

 Здравствуй, небо! Здравствуй, вся наша земля!

Мы проснулись утром рано и приветствуем тебя

Если каждый улыбается, утро добрым  начинается.

2. Основная   часть (содержательный,  деятельный  этап)

Воспитатель: А теперь сядьте на стульчики, закройте глаза и послушайте музыкальный фрагмент. Возможно, вы догадаетесь, о чём мы сегодня будем говорить.

 (звучит космическая музыка)

Люди всегда мечтали о космосе, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. (Слайд 1)

12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту. (Слайд №2)

Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос? (ответы детей - Ю.А.Гагарин) (Слайд №3)

Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос.

И  с тех пор 12 апреля отмечается праздник. Какой? (ответы детей). 

Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. 

Дидактическая игра «Каким должен быть космонавт?»( передают космический мячик)

Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным

Воспитатель: Ребята нам пришло видео письмо

«Дорогие ребята!Я космонавт, затерявшийся в космосе. Мой космический корабль сломан, приборы не работают, не могу определить планету, на которой нахожусь, провизия заканчивается. Прошу помощи: SOS! SOS!».

Вы готовы помочь Космонавту?

Дети. Да!

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие по космическим просторам, чтобы увидеть увлекательный мир космоса и помочь нашему другу!

Как вы думаете, на чем можно отправиться в космос?

Дети: На космическом корабле или ракете.

Воспитатель: А как мы  назовем  ракету? “Дружба”. А давайте соединим наши ладони, и тогда дружба увеличится в несколько раз и по живой цепочке передастся от одного к другому. Проходите на борт нашей  ракеты.

Воспитатель: Внимание! Внимание! Нам предстоит совершить полет в космос, где вы встретитесь с чудесами и неизведанными открытиями.

Ракета готова к старту, даем обратный отсчет, и производим запуск(10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 ПУСК)

Воспитатель: «Ребята, посмотрите в иллюминатор.( смотрят вверх-планетарий)

Что вы  видите? Как назвать одним словом (солнечная  система)Что находится в центре нашей галактики (Солнце)

Солнце (ставлю на доску)

- звезда или планета (звезда)

- по размеру большое или маленькое? (большое)

- по форме круглое или квадратное? (круглое)

- по освещенности яркое или тусклое? (яркое)

- по температуре горячее или холодное? (горячее)

- по расстоянию от Земли далёкое или близкое? (далёкое)

-что оно излучает ( свет, тепло)

Воспитатель: На солнце жизни нет, но оно даёт жизнь людям, растениям,    животным. 

Сколько планет движутся вокруг солнца:9  планет: Меркурий, Марс, Венера, Земля,    Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.( показываю, дети называют)

1 остановка – планета Меркурий ( выставляю  на  доску)

Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален. (Меркурий)

Что вы знаете о Меркурие?Планета, ближайшая к солнцу. Она очень маленькая и делает оборот вокруг Солнца быстрее всех. Здесь очень жарко днем и нереально холодно с наступлением ночи. А если бы здесь была жизнь, то ее жители могли наблюдать рассвет и закат Солнца до 4 раз в сутки.

2. остановка - Венера. ( выставляю  на  доску)

Воспитатель: Как называется 2 по счету планета. Ребята, что вы знаете о Венере. Венера - вторая планета Солнечной системы. Самая яркая планета в Солнечной системе.

Воспитатель: А вы знаете, что она состоит из углекислого газа. Планета представляет собой раскаленную каменную пустыню. Все планеты вращаются в одну сторону, а она двигается ровно в противоположном направлении.

 Воспитатель: Вся поверхность планеты Меркурий покрыта кратерами вулканов.

Воспитатель: Ребята, вы хотите  увидеть, что происходит на планете Венера.

Подвижная игра «В открытом космосе»

Воспитатель:Мы окажемся сейчас в открытом космосе. Вы уже знаете, что здесь безвоздушное пространство, невесомость. Все движения в невесомости замедленные и плавные. Попробуйте изобразить, как двигаются космонавты в невесомости.

(дети изображают движения в невесомости).

Воспитатель: Пройдите за  столы. Посмотрите внимательно, что это, какой формы вулкан, на что он   похож? Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Обратите внимание на его верхнюю часть, как называется эта часть вулкана?

Дети: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.

Воспитатель: А на что он похож?

Дети: Кратер вулкана похож на чашу, дыру, миску и т. д.

Воспитатель: А огненная жидкость, выходящая из вулкана

Дети: Лава

Воспитатель: А вы знаете? Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Поднимается огромная туча дыма и пепла, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

Воспитатель: А хотите, я вас научу делать раствор, который заставляет вулкан действовать?

Опытно- Экспериментальная деятельность «Вулкан»

Воспитатель: Ребята, а чтобы «запустить» наш вулкан, мы должны вспомнить правила безопасного поведения.

Надо работать аккуратно, не торопиться!

Осторожно насыпать порошок!

Осторожно наливать раствор!

Лавы не трогать! Только наблюдать.

Воспитатель: Итак, ребята, а теперь внимательно следите за моими действиями и повторяйте за мной. Я насыпаю одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски, наливаем уксус из пробирки.

А теперь внимание!

Воспитатель: Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан? (Он извергается спокойно).

Воспитатель: Продолжаем наш полет, космонавтика зовет.

Эту планету узнаешь легко,

Красного цвета там больше всего,

Воздуха нет, и воды не сыскать, 

     Шоколадный батончик её именем звать! (Марс)

3. остановка - Марс. ( выставляю  на  доску)

Воспитатель: Что вы знаете о  Марсе Марс - четвертая планета Солнечной системы. Марс — это огромный, безжизненный, холодный мир. Там практически нет кислорода. Эта планета покрыта слоем пыли — оксидом железа (ржавчина).

Воспитатель:

Чтобы узнать, куда мы летим, необходимо её узнать:

Это самая большая планета Солнечной системы. Она является самой крупной и тяжелой планетой в нашей Солнечной системе. У него есть большое красное пятно на его поверхности. Это пятно не что иное, как огромный ураган, который по диаметру превосходит земной в три раза. Он не имеет твердой поверхности. Эта планета полностью состоит из газов. Догадались, что это за планета?( Юпитер)

4. остановка - Юпитер. ( выставляю  на  доску)

Воспитатель:Что вы знаете о Юпитере? Самая большая  планета-гигант. У Юпитера кроме Большого красного пятна есть еще и другие пятна. Она, как магнит притягивает находящие рядом с ней объекты, благодаря ему миллионы комет не долетают до планеты Земля.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся на  планету, у которой есть кольца.

5. остановка -Сатурн. ( выставляю  на  доску)

Сатурн — это знаменитая планета с огромными кольцами. Он находится достаточно далеко от Земли, однако его можно наблюдать из простого телескопа или качественного бинокля. Ученые предполагают, что кольца Сатурна — это обломки, оставленные от комет, астероидов или уничтоженных спутников.

Высадка.

Задание — пройти через кольцо Сатурна (дети становятся в круг, держась за руки, и, не отцепляя рук, перелезают через него). Ну что ж, вы прекрасно справились с этим препятствием. Отправляемся дальше в путь.

Воспитатель:А сейчас мы отправимся на планету № 7, как называется эта  планета

6. остановка -Уран. ( выставляю  на  доску)

Воспитатель: Уран - планета-гигант, ее атмосфера необычайно спокойная. Это объясняется тем, что Уран - самая холодная  и мусорная планета Солнечной системы. Дело в том, что он вращается вокруг своей оси "лежа на боку".

Уран - первая планета, которая была открыта с помощью телескопа.

Воспитатель:Выходим из ракеты.

Ребята, посмотрите, сколько здесь мусора! Хорошо, что планета Земля защищена атмосферой, если даже и залетает к нам мусор, он сгорает в атмосфере.

Задание - игра«Зашифрованная картинка»

Обратите внимание на этой планете разбросаны карточки с номерами, если мы  соберём по порядку, то расшифруем картинку, что получилось ( Белка и стрелка)А кто это  такие? Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Они благополучно вернулись на землю

Воспитатель: Молодцы! В путь! Занимайте свои места.

      На планете синей-синей,

Дует ветер очень сильный.

Холодно на ней весьма –

Состоит из воды, газа и льда. (Нептун)

7. остановка -Нептун. ( выставляю  на  доску)

Воспитатель: Что вы знаете о планете? Нептун - самая дальняя планета Солнечной системы. Он относится к ледяным планетам Послушайте, что сейчас происходит на планете Нептун (слушание «Звуки Нептуна»)

В его атмосфере бушуют самые сильные среди всех планет Солнечной системы ветра. Открыли эту планету не с помощью наблюдений и оптических приборов, а с помощью математических вычислений, Это называют "открытие на кончике пера". Если мы захотим полететь в гости к этой планете, то мы будем лететь 12 лет

8. остановка -Плутон. ( выставляю  на  доску)

Воспитатель: Что вы знаете о планете? Самая маленькая, далёкая состоит из камня и льда. Её называют карликовая.

Ребята, я вижу нашего друга, космонавта.( выходит из  спальни)

Космонавт : Спасибо ребята за помощь! Вы сильные, смелые и сообразительные. Справились с заданиями и помогли мне вернуться на землю. Я хочу  подарить вам планетарий для рассматривания  солнечной системы. Посмотрите, как планеты движутся вокруг солнца

- Спасибо ученым, конструкторам, космонавтам за то, что открыли нам удивительный мир Космоса. В нём еще много тайн и загадок и именно вы, когда станете взрослыми, сможете их раскрыть.

Воспитатель: Погостили мы в космосе, пора возвращаться домой.

9 остановка – планета Земля( выставляю  на  доску) 

Воспитатель:

Посмотрите , как красива наша планета.  Какого цвета земля? разноцветная

 Голубая, потому что есть реки, озера, моря и океаны.

 Коричневая – это суша: земля, песчаные пустыни, горы.

Зеленая – это растения: деревья, кустарники, травы.

Белый цвет – это облака, укутывают Землю, словно одеяло.

Воспитатель: Какая планета вам понравилась больше?( земля)

А чем необычна наша планета, ребята? (Что на планете существует жизнь.)

Воспитатель: А вы знаете ребята, что 22 апреля, мы отметим праздник – День Земли.

-После своего полета просил всех землян Ю. А. Гагарин:

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем охранять и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Воспитатель: А как мы заботимся о нашей планете, нам расскажут Кирилл Н, Айшат Ф

Ребенок:Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Ребенок:Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами…

Такая планета нужна нам с вами!

3. Заключительная часть  ( рефлексионный    этап)

1. Рефлексия: Воспитатель: Испытания и полёт в космос юных космонавтов проведены успешно! Вам понравилось наше путешествие? 

Воспитатель: Поздравляю всех с успешным окончанием миссии. И присваиваю звание героев космоса и вручаю  медали «Будущему космонавту»

 2. Итог. Ребята  во  время  путешествия  проявили смекалку, отзывчивость, острый  ум. Побывали на всех планетах солнечной системы помогли космонавту, пора подкрепиться( фруктовое пюре в тюбиках)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: « Космическое путешествие»

Занятие по математике в подготовительной группе...

Итоговое занятие по ФЭМП на тему:"Космическое путешествие"

На занятии  дети  совершенствуют  навыки  счета  в  пределах 10;закрепляют  умение  видеть  в окружающих  предметах  формы  з...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста на тему: "Космическое путешествие"

Мое занятие проводится в рамках семинара практикума:"Реализация образовательной области  "Познание" В ДОУ. Это обобщающее занятие по теме  "Космос" с детьми старшей группы....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему "Космическое путешествие"

Конспект  занятия по разделу "Развитие познавательных способностей дошкольников" ТИП:          Интегрированное. ВИД:...

Конспект занятия по физкультуре (вторая младшая группа). Тема: «Космическое путешествие».

Конспект занятия по физкультуре (вторая младшая группа). Тема: «Космическое путешествие». ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".

Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...

Конспект занятия по математике на тему "Космическое путешествие"

Этот материал поможет вам интересно и увлекательно провести занятие по формированию элементарных математических представлений. Вы вместе с детьми отправитесь в космическое путешествие и сможите побыва...