"Муравьи - санитары леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект заняти по природному миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muravi-sanitary_lesa.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, как санитаров леса.

Задачи:

Образовательные:

расширять и закреплять знания детей о насекомых – муравьях.

Дать представление об особенностях внешнего вида и образе жизни муравья.

Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.

Развивающие:

развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы.

Развивать двигательную активность, фонетический слух, мелкую моторику, умение сочетать речь с движениями.

Воспитательные:

формировать интерес к насекомым и бережное отношение к ним.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа чтение рассказа Л. Н. Толстого «О муравьях», экологической сказки «Как Дрозд лечился у Муравья»,заучивание стихотворений, пословиц о насекомых,рассматривание  иллюстраций «Насекомые»,отгадывание загадок о насекомых,дидактическая  игра «Собери картинку из частей»,знакомство с экосистемами «Лес», «Поле».

Словарная работа:личинка, труженики, муравьиная кислота, муравейник, санитары.

Методические приемы:

         словесные  – беседа, рассказ, вопросы воспитателя,  отгадывание загадок;

наглядные – рассматривание иллюстраций;

практические – лепка муравьев, игра «Кто скорее соберет гусениц».

Оборудование и материалы: телевизор, картинки «Насекомые», деревья, гусеницы, разрезные картинки «Насекомые», муравейник, пластилин коричневого и черного цветов, доски для пластилина.

Ход занятия.

Воспитатель:Ребята, отгадайте загадку:
«Стоит под елкой городок.
К нему сто тропок, сто дорог.
По тем дорожкам взад-вперед
Народец Крохотный снует».
Дети:муравьи, муравейник

Воспитатель:сегодня мы с вами познакомимся с муравьями.

По травинкам, по листочкам,

По канавкам и по кочкам

Рыжий муравей бежит,

По делам своим спешит.

Он как солнышка кусочек,

Тоже золотистый очень.

Не смотри, что кроха он,

Он могучий словно слон.

Не боится он труда,

Не ленится никогда.

Воспитатель: ребята,  давайте рассмотрим муравья, из каких частей он состоит?

Дети: у него есть голова.

Воспитатель: какой формы голова?

Дети: круглой формы, похожа на шар, слегка вытянута.

Воспитатель: что еще есть на голове?

Дети:глаза, как бусинки. Еще есть усики.

Воспитатель:  ребята, а для чего  усики?

Дети: чтобы обнюхивать и ощупывать встречные предметы.

Воспитатель: ребята, а это что?

Дети: это туловище.

Воспитатель: на какие отделы разделено туловище?

Дети: туловище состоит из небольшой груди и брюшка.

Воспитатель: какой формы грудь у муравья?

Дети: грудь круглая, похожа на шарик.

Воспитатель:  брюшко какой формы?

Дети: брюшко овальной формы, похожа на  большую каплю.

Воспитатель: что еще, что есть у муравья?

Дети: 6 лап.

Воспитатель: к какой группе животных относится муравей?

Дети: насекомым.

Воспитатель:каких еще насекомых вы знаете?

Дети: божья коровка, кузнечик, богомол, жук.

Воспитатель: какой основной признак у насекомых?

Дети: у всех насекомых по 6 лапок.

Воспитатель:как называется дом муравья?

Дети:муравейник.

Воспитатель:Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по лесу, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников. Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией.Все входы и выходы пропускает свежий воздух вглубь муравейника.А крепок ли такой дом?

Дети: да.

Воспитатель: Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз.Как вы думаете, почему в одном направлении.

Дети: Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо.

Воспитатель:Из чего муравейник строят муравьи?

Дети: Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков.

Физкультминутка «Липы»
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг
(Широким жестом развести руки в стороны.)
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
(Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.)
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают
(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону).
Чок – чок, каблучок!
(Потопать ногами.)
В танце кружится сверчок.
(Покружиться.)
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.
(Движения руками, как при игре на скрипке.)
Крылья бабочки мелькают –
(Движения руками, как крыльями.)
С муравьем она порхает.
(Покружиться парами.)
Под веселый гопачок
Лихо пляшет паучок.
(Танцевальные движения, как в гопаке.)
Звонко хлопают ладошки!
(Похлопать в ладоши.)
Всё! Устали ножки!
Воспитатель:Муравьи – неугомонные ребята, вся жизнь их связана с трудом. Самый сильный на свете - муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес В семье муравьиной трудятся все : есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Есть и солдаты, которые охраняют дом от врагов, а есть и няни, которые ухаживают за маленькими детками. Муравьи видят плохо, помогают им уши, или они ощупывают всё, что встречается им на пути, при помощи усиков по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой. Муравьи – дружный народ, друг другу помогают. Ребята, а как вы думаете, муравьи, полезные насекомые или нет?

Дети: да

Воспитатель:Муравьёв называют «санитарами леса». Они приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей, особенно гусениц.

Ребята, предлагаю вам стать муравьями и отправиться наводить порядок в лесу. Посмотрите, на листьях нашего дерева появились гусеницы. Если вы их не соберёте, от листвы ничего не останется.
 Игра «Кто скорее соберет гусениц».
Дети образуют две команды, по 2 муравья, подбегают к дереву, снимают с него по гусенице и кладут в свои корзины. Побеждает та команда, кто больше соберет гусениц.
Спасибо вам, защитники леса!
Воспитатель:Муравьи, поселяются в старой древесине или старых пнях, они разрушают отмершую древесину, после этого она быстро разлагается. Еще муравьи рыхлят и удобряют почву. Так же эти маленькие насекомые помогают птица – дроздам, они чистят их перышки своей кислотой. Эта кислота называется, как вы думаете как?

Дети:муравьиная.

Воспитатель: кислота, выделяемая муравьями, называется - муравьиной. Ее используют люди в медицинских целях.

Воспитатель:В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, или лакомиться медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом.
Муравьями питаются птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а так же барсуки и лисы. Гнезда рыжих лесных муравьев используют как места ночевок кабаны.

Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают.

Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживет.

Я предлагаю вам слепить муравья. Ребята, какого цвета пластилин мы будем использовать в лепке муравья?

Дети: коричневый и черный.

Воспитатель: давайте вспомним последовательность работы (воспитатель показывает и вместе с детьми объясняет по схемам алгоритм лепки муравья).

1.Из среднего куска коричневого пластилина скатываем  шар и придаем ему слегка  вытянутую  форму. Это будет голова муравья.

2. Из маленького куска пластилина того же коричневого цвета скатываем шар маленького размера.  Это будет грудь.

3. Из самого большого кусочка пластилина скатываем шар большого размера и , вытягивая тремя пальцами,  придаем каплевидную форму.

4. Соединяем детали туловища муравья между собой, прилепляем голову к туловищу.

5. Из пластилина черного цвета раскатываем  черные  жгутики. Сделаем из них 6 лапок.

Еще скатаем 2 коротеньких тоненьких жгутика – это будут 2 усика.

6. Прилепляем лапы к туловищу муравья, а усики к головке.

8. Из пластилина черного цвета пальчиками скатаем 2 маленьких шарика и сделаем глаза.

Воспитатель: ребята, прежде чем приступить к работе с пластилином, давайте вспомним, как надо с ним работать.

Дети: нужно хорошо разогреть пластилин в ладошке, пластилин нельзя брать в рот, жевать и глотать его, лепим только на доске, нельзя класть пластилин на стол, нельзя бросать пластилин на пол.

Пальчиковая гимнастика «Муравейник на поляне».
Муравейник на поляне  (Ребенок обеими руками делает «шалашик», соединяя  

                                              указательные, средние и безымянные пальцы.)
Ночью крепко - крепко спит. (Делает обеими руками «замочек», крепко

                                                      сжимая пальцами.)

А как солнце заиграет  (Растопыривает и шевелит пальцами обеих рук)
Муравьишки выбегают (Пальцы бегают по животику)
Лапками перебирают  (Пошевелить пальцами)

И головками качают (Сжать в кулачки, пошевелить кулачками)
Муравьишек ровно 5: 1-2-3-4-5.  (Одновременно поочередно сгибают

                                                                пальцы на обеих руках в кулачки.)

Очень дружные они. (Сложить ладони вместе.Сложить пальцы в «Замок»)
Ты, дружок, их береги. (Грозят указательным пальцем правой руки, пальцы

                                          левой руки придерживают локоть правой руки.)

Воспитатель: ребята, можете приступить к работе.На доске висит алгоритм лепки, если забыли, можете посмотреть (дети лепят муравья).

Воспитатель: наш первый муравей из пластилина готов и готов отправиться к работе на благо родного муравейника. Ребята, с кем мы сегодня познакомились?

Дети: с муравьем.

Воспитатель: ребята, а какие муравьи? Что вы можете сказать о них?

Дети: они очень сильные, трудолюбивые, умные, дружные.

Воспитатель:муравьи – это часть природы, а ее надо любить, беречь, охранять. Находясь на природе – восхищайтесь, любуйтесь ею, заботьтесь о ней.

Список использованной литературы:

1. Иванова, Т.Е. Занятия по лепке в детском саду. Методическое пособие / Т.Е. Иванова. - М.: Сфера, 2010. - 236 c.
2.  Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 200 c.
3. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2009. - 208 c.
4.Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Программа, конспекты / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2003. - 160 c.

5. «Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников», О.А. Лебедева, 2004 г.

6. «Развитие творческого мышления детей», А.Э. Симановский, 2002 г.

7. «Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет «, С.Е. Гаврина и др., 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ воспитателя на тему"Муравьи-санитары леса".

Углубить знания детей о муравьях,их образе жизни....

Конспект занятия в старшей группе "Муравьи - санитары леса"

Формировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к муравьям....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира (экология) и лепкой на тему:«Муравьи – санитары леса»

Цель: Формирование целостной картины мира: Закрепить знания детей о строении муравья, месте его обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьёв в муравейник; познакомить  о пользе приносимой му...

Муравьи-санитары леса

Коспект образовательной деятельности для детей старшего возраста о жизни и разнообразии муравёв в природе, необходимости бережного к ним отношения....

Конспект НОД "Муравьи- санитары леса"

Материал способствует углублению знаний детей о муравьях, их образе жизни; воспитывает бережное отношение к природе....

Презентация "Муравьи-санитары леса"

Презентация к занятию по природному миру (средняя группа)...

конспект НОД "Муравьи - санитары леса"

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, как санитаров леса....