Конспект занятия по «Предметному и социальному окружению» в старшей группе «Бумажная страна»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рахматулина Альбина Куандыковна

Конспект занятия по «Предметному и социальному окружению» в старшей группе  «Бумажная страна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_predm_i_sots_okruzh_2.odt53.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Предметному и социальному окружению»

в старшей группе (5 - 6 лет)

Тема: «Бумажная страна»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: обобщить  у детей знания и представления о разнообразии бумаги в нашей жизни,  и  ее свойствах через опытно-познавательную деятельность. 

Программное содержание: формировать знания детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах, истории ее создания. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги; рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.  

Материалы и оборудование: картинки: береста, письмо древних людей,  образцы бумаги разного вида, емкости с водой, материалы для опытов, цветная бумага, ножницы, клей.

Планируемые результаты: сформированы знания детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах, истории ее создания.

    Структура занятия

I

Вводная часть

Беседа

2 мин

II

Основная часть

21 мин

1

Загадка

1 мин

2

Беседа о бумаге

4 мин

3

Опытно-исследовательская деятельность

«Бумага, какая она?»

5 мин

4

Физкультминутка

«Улыбка»

2 мин

5

Игра

«Бывает, не бывает»

3мин

6

Творческая коллективная работа

 «Бумажная страна»

6 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

    Длительность 25 минут

Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите улыбки своим друзьям.

II. Основная часть

1. Загадка

- Отгадайте, ребята, загадку:

Я белая, как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдет, там заметку кладет.

(Бумага)

2. Беседа о бумаге

Воспитатель: Для чего нужна бумага? (Ответы детей)

- Как вы думаете, а бумага была всегда? (Ответы детей)

- На чем писали древние люди? (На камнях)

(Воспитатель показывает бересту)

Древние люди вместо бумаги использовали бересту. Береста- это наружная часть березовой коры. Люди составляли грамоты, писали письма. Выцарапывали буквы костяными инструментами. Но такой способ письма был не удобен. Люди придумали листы из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета. Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный - бумага.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из чего делают бумагу? (Ответы детей) (Из дерева)

- Где ее изготавливают? (На бумажной фабрике)

3. Опытно-исследовательская деятельность «Бумага, какая она?»

У каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их.

- Как определить какая бумага - гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? (Дети рассматривают, определяют качества бумаги)

Воспитатель демонстрирует опыты.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов определим свойства бумаги.

ОПЫТ № 1

Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.

Воспитатель: А теперь вместо стекла, мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная. Это свойство бумаги. Ребята, какое свойство определили?

Ответы детей: Бумага непрозрачная.

ОПЫТ № 2

Воспитатель: Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку, а в другой – бумажную салфетку. Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.

Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.

Это второе свойство бумаги. Ребята, какое свойство определили?

Ответы детей: Бумага промокает.

- Давайте немного отдохнем.

4. Физкультминутка «Улыбка»

Нужно нам всем отдохнуть,

чтоб усталость отряхнуть.

(Дети встают, встряхивают руками)

Ну-ка встали, потянулись.

(потягиваются)

Влево – вправо повернулись.

(поворачиваются)

И к соседу прикоснулись.

(парами берутся за руки)

Все друг другу улыбнулись.

(улыбаются друг другу).

ОПЫТ № 3.

Воспитатель: У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.

Это третье свойство бумаги. Ребята, какое свойство определили?

Ответы детей: Бумага легко рвётся.

Воспитатель: Итак, мы с вами провели три опыта и вспомнили о некоторых свойствах бумаги.

Дети приходят к выводу о качествах и свойствах бумаги: мнется, рвется, режется, непрочная, намокает.

5. Игра «Бывает, не бывает»

Если я назову вам предмет, и он относиться к вещам, сделанным из бумаги, 

вы хлопаете в ладоши. Если нет, топаете ногами. Будьте вниматель. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал, салфетка, деньги.

6. Творческая коллективная работа «Бумажная страна»

-Ребята мы с вами познакомились с бумагой и узнали, что из нее можно сделать различные поделки своими руками. Давайте все вместе сделаем красивую работу из бумаги, которую назовем «Бумажная страна». (Дети объединяются в 2-3 группы, каждый ребенок выбирает вид бумаги, определяет какой домик будет делать, травку, дорожку, цветы и т. д.)

III. Заключительная часть

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- Ребята, мы с вами проделали нелегкий путь по следам истории, от древних людей до современного общества. Познакомились с бумагой. Ее свойствами, узнали из чего ее делают и как используют.

Результатом нашей работы стала прекрасная поделка «Бумажная страна». Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе (5 – 6 лет) Тема: «Бытовая техника - наша помощница».

Программное содержание:Закреплять знания детей о бытовой технике и её назначении; о цвете, размере, форме и пользе отдельных приборов современной бытовой техники;Учить детей составлять расск...

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе (5 – 6 лет) Тема: «Кто нам шьет одежду?»

Программное содержание: познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; вызвать интерес к труду взрослых разных профессий...

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе (5 – 6 лет) Тема: «Кто нам шьет одежду?»

Программное содержание:формировать у детей представления о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей; познакомить с разными видами тканей и обра...

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе по теме «Я такой»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие.Вид деятельности детей: игровая, коммуникативн...

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе по теме «Военные профессии»

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе по теме «Военные профессии»...

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе по теме «Я и взрослые люди»

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе по теме «Я и взрослые люди»...

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе по теме «Кто хлеб печёт?»

Конспект занятия по предметному и социальному окружению в старшей группе по теме «Кто хлеб печёт?»...