Проект по теме «Исследование объектов неживой природы с детьми дошкольного возраста» во второй младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)

Московкина Наталья Алексеевна

Краткое описание ситуации проекта

           Во время прогулок на территории детского сада мы заметили, что дети проявляют огромный интерес к снегу как к объекту неживой природы. Их завораживают его белоснежность, загадочность и сверкающий блеск. Они стремятся прикоснуться к снегу, попробовать его на вкус.

           Хотя дети проявляют живой интерес к природным объектпм, они пока не обладают достаточными знаниями о их свойствах. Эти знания можно получить в совместных играх и деятельности с воспитателем.

        Поскольку у детей в возрасте 3-4 лет преобладает наглядно-действенное мышление, было принято решение продемонстрировать им возможности песка, воды, воздуха и камней посредством игровой и опытно-экспериментальной деятельности. 

                        

Проблема: Как приобщить ребёнка к миру неживой природы? Создать условия для изучения объектов неживой природы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vo_2_ml_gr.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

 Тема проекта: 

«Исследование объектов неживой природы с детьми дошкольного возраста» во второй младшей группе

Разработчики проекта: воспитатели в 2-ой младшей группы МБДОУ № 114 «Детский сад общеразвивающего вида»: Московкина Наталья Алексеевна, Нагдалян Карине Гамлетовна

База реализации проекта: группа «Светлячок» МБДОУ №114, центр экспериментирования «

Участники проекта: воспитанники 2-ой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников

Срок реализации: с 10. 02.2025 по 21.05.2025 г

Актуальность проекта.

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский

                  Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.

          Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

          К сожалению, реалии сегодняшней жизни часто мешают ребенку соприкоснуться с неживыми природными объектами, познать их суть, смысл, место в общей картине мира и взаимосвязь с живым миром природы. Данная тематика очень актуальна для сегодняшних дошкольников.

      Краткое описание ситуации проекта

           Во время прогулок на территории детского сада мы заметили, что дети проявляют огромный интерес к снегу как к объекту неживой природы. Их завораживают его белоснежность, загадочность и сверкающий блеск. Они стремятся прикоснуться к снегу, попробовать его на вкус.

           Хотя дети проявляют живой интерес к природным объектпм, они пока не обладают достаточными знаниями о их свойствах. Эти знания можно получить в совместных играх и деятельности с воспитателем.

        Поскольку у детей в возрасте 3-4 лет преобладает наглядно-действенное мышление, было принято решение продемонстрировать им возможности песка, воды, воздуха и камней посредством игровой и опытно-экспериментальной деятельности. 

                       

Проблема: Как приобщить ребёнка к миру неживой природы? Создать условия для изучения объектов неживой природы?

Цели проекта:

  • Расширение представлений воспитанников о неживой природе, которая окружает их в повседневной жизни.
  • Развитие познавательной активности детей через процесс экспериментирования.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Сформировать у детей представления о свойствах воды, песка, почвы и воздуха.
  • Мотивировать детей к проведению простых экспериментов, наблюдению и анализу причинно-следственных связей объектов неживой природы.
  • Формировать умение соблюдать безопасное поведение во время исследовательской и игровой деятельности. Закрепить знания о правилах техники безопасности при проведении экспериментов.

Развивающие:

  • Развивать познавательный опыт, мышление, фантазию, воображение, а также умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  • Активизировать речь и обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

  • Привить эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  • Формировать партнёрские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

    Воспитанники второй младшей группы овладеют основами экспериментальной деятельности с неживыми объектами, что будет способствовать развитию их познавательной активности и обогащению словарного запаса. Совместная познавательно-исследовательская работа с родителями укрепит партнерские отношения между детьми и взрослыми.

Тематический план реализации педагогического проекта

Этапы реализации

Дата

Формы работы

цель

1-ый этап Организационно-подготовительный

1.Выявление знаний детей о предметах исследования.

2.Определение целей, задач, содержания проекта, прогнозирование будущих результатов.

3. Выстраивание системы работы по организации исследовательской деятельности детей.

4.Изучение литературы, подбор материала по предмету исследования

5.Создание предметно-развивающей среды для проведения опытно-экспериментальной деятельности.

6. Консультации для родителей: «Как организовать исследовательскую деятельность детей в домашних условиях?»

Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы

2-ой этап

Практический

Познавательное развитие:

Опытно-экспериментальная работа с водой, снегом и льдом

Опыты:

«Вода жидкая. Принимает любую форму», «Соберём водичку», «Тонет - плавает», «Пар - это тоже вода», «Снег и лед –это вода», «Разноцветная вода»,

«Переливание воды», «У воды нет запаха, цвета, вкуса», «Узнаем, какая вода?», «Прозрачность воды», «Снег. Талая вода», «Вода – растворитель», «Свойство льда», «Таяние льда в воде»,

«Цветные льдинки»

Рассматривание: дидактических схем, пособий о воде.

Беседы: «Какую роль играет вода в жизни человека», «Что мы знаем о

воде»

Наблюдения на прогулке: за облаками, небом, снегом, сосульками

Речевое развитие

сказки «Заюшкина избушка», А. Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский

«Мойдодыр», «Федорино горе», А. В. Стеквашов «Умылся», Л. Корчагина «Я мою руки», «Что такое чистым быть», потешек, загадок, стихов о воде.

Художественно-эстетическое развитие

НОД. Рисование «На полянку, на лужок тихо падает снежок»; Лепка «Снеговик».

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Чаще мойся, воды не бойся», «Вода волшебница»

Д/ игры: «Отгадай загадку», «Узнай по запаху», «Чистые ладошки». Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей».

Сюжетно – ролевые игры: «Купание куклы», «Стирка белья», «Мы готовим обед»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Снежинки и ветер»,

«Раздувайся, пузырь», «Солнышко и дождик», «Море волнуется»

- Формирование представлений детей о свойствах воды, вовлечение в опытно – экспериментальную деятельность.

- Познакомить детей со свойствами воды: жидкость, прозрачная, без цвета и запаха,  является растворителем

 - Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, любознательность; развивать коммуникативные способности, умение рассуждать, сравнивать и делать выводы.

-Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее.

Познавательное развитие:

Опытно-экспериментальная работа с песком и камнями

Опыты: «Свойства песка», «Почему не получился куличик?», «Из чего состоит песок?», «Движение песка», «Делаем дорожки и узоры из песка», «Движение песка», «Куда исчезла вода?», «Камни имеют цвет», «Камни бывают большие и маленькие», «Гладкие и шершавые», «Лёгкое пёрышко – тяжёлый камень», «Тонет - не тонет»

Беседы: «Зачем нужен песок?», «Как можно и как нельзя играть с песком?»

Речевое развитие

Рассматривание сюжетной картины «Дети играют с песком»

Чтение художественной литературы: М. Ершова «Песочница», В. Ланцетти «Рисунок на песке», К. Балдина «Строим замок из песка»;

Отгадывание загадок про песок.

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка и камней.

Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы);

Познакомить детей с объектом неживой природы (камешками) и его свойствами (большие и маленькие, твёрдые, гладкие, неровные, разной формы, холодные, издают звук)

Научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами

Опытно-экспериментальная работа с воздухом

Опыты с воздухом:

«Как поймать воздух?»

«Воздух внутри нас»

«Движение воздуха»

«Что легче: вода или воздух?»

«Есть ли воздух в бутылочке?»

«Почему кораблики не плывут»

«Сила воздуха»

«Надувание мыльных пузырей»

«Холодный, горячий воздух»

 Ознакомление детей с воздухом и его свойствами в процессе экспериментирования.

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас с помощью элементарных опытов;

Познакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем)

Дать представление о том, что ветер — это движение воздуха.

Воспитывать интерес к экспериментированию

3 этап

Заключительный

Презентация для педагогов и родителей на тему «Исследование объектов неживой природы с детьми дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы педагогов по проведению опытно-экспериментальной работы с детьми 3-4 лет по изучению объектов неживой природы.

Заключение: Реализация проекта способствовала развитию познавательной активности у детей во время исследовательской деятельности, выработке умения взаимодействовать с объектами неживой природы. Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной познавательно – исследовательской деятельности.

Продукт проектной деятельности:

  • Картотека игр-экспериментов с песком, водой, воздухом, камнями.
  • Оформление фотовыставки для родителей в приемной «Наша проектно-экспериментальная деятельность по изучению объектов неживой природы».
  • Презентация для педагогов и родителей на тему: «Исследование объектов неживой природы с детьми дошкольного возраста»

Список используемой литературы:

1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2024 г.

2. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» –М.: ТЦ «Сфера», 20 21 г.

3.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2018 г.

4. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2024 г.

5. Т.В.Калинина «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»- «Учитель», Волгоград , 2020 г.

6. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2023 г.

7. Масленникова О.М, А.А Филиппенко « Экологические проекты в детском саду».- Волгоград: Учитель,2022 г.

8. Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», тематическое планирование, рекомендации, конспекты.

9 .Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2021 г.

10. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2019 г.

11.Рыжова Н. А. «Волшебница – вода» – М : Линка-Пресс, 2020 г .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста во второй младшей группе на тему "Семья"

Работа предназначена для педагогов ДОО, в которой представлена презентация сюжетно -ролевой игры "Семья"....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста во второй младшей группе. Тема: «Мой веселый звонкий мяч»

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация». Задачи: «Физическая культура»:·...

Традиционные и инновационные способы знакомства с объектами неживой природы детей среднего дошкольного возраста.

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек ...

Конспекты сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста во второй младшей группе

Конспекты сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста во второй младшей группе...

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» во второй младшей группе

Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» во второй младшей группе...

"Экспериментирование с объектами неживой природы в старшем дошкольном возрасте"

На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений....

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙПРИРОДЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  1.Целевая прогулка « Где живут муравьи»Цель: Познакомить детей с наиболее часто ...