Тематический проект во второй младшей группе "Птицы весной"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Денисевич Татьяна Протасьевна

Закреплять представление детей о птицах, о их внешнем виде, повадках, о особенностях их жизне весной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_proekt_vo_2oy.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический проект во 2ой младшей группе.

Тема : «Птицы весной»

Тип проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный 

Участники проекта: воспитатели, дети первой младшей группы, родители детей.

Актуальность проблемы.

В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

На Земле более 9000 видов различных птиц. Они живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях, в угольных шахтах и на вершинах гор. Куда бы мы ни бросили взгляд - везде увидим птицПтицы - одно из самых замечательных проявлений жизни на нашей планете. Они украшают естественные и культурные ландшафты, наполняя их звуками и красками и придавая им неповторимое своеобразие. Птицы очень сильно различаются между собой размерами, особенностями организма, режимом питания, образом жизни и др.

Перелётные птицы ежегодно оказываются в большой опасности в связи с сильными зимними холодами, морозами. Прилетев в родной край, они не находят ни тепла, ни привычного для них корма. В этой ситуации большая ответственность ложится на человека. В его силах помочь пернатым – построить новые скворечники, сделать кормушки и регулярно следить за наличием корма.

Беседа с родителями показала, что они недостаточно информированы и не всегда уделяют этой проблеме достаточно внимания.

Цели:

• Закрепить представления детей о птицах, их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной.

• Познакомить детей с понятием «перелётные птицы» как одним из признаков наступления весны.

• Мотивировать родителей к совместной деятельности с детьми в стремлении помочь птицам.

Задачи:

• Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о птицах (летают, поют, клюют, добывают корм).

• Формировать элементарные представления о перелётных птицах (грачи, скворцы, ласточки и др.; прилетают, строят гнёзда, выводят птенцов, заботятся о них).

• Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения детей за птицами.

• Побуждать устанавливать простейшие связи между условиями наступления весны, состоянием растительного мира и поведением птиц.

• Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, речевые навыки.

• Совершенствовать творческие способности.

• Способствовать воспитанию заботливого отношения к пернатым, к гнездованиям птиц.

Ожидаемые результаты.

Родители.

наблюдается интерес к совместной деятельности с детьми (изготовление скворечников и кормушек, подкармливание птиц в зимний период);

проявляется желание к творческой, продуктивной деятельности. (выставка рисунков «Птицы»)

Дети.

сформированы представления о внешнем виде птиц, их названиях, образе жизни;

заложены основы заботливого, бережного отношения к птицам, устойчивое желание оказывать посильную помощь пернатым;

• развиты познавательные интересы, потребность в двигательной, продуктивной, музыкально - театральной деятельности

Средства реализации:

Тематические альбомы: «Птицы», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Птицы водоёмов», «Птицы лесов».

Подборка репродукций и сюжетных картинок с изображением птиц, фотографий птиц в разных жизненных ситуациях.

М/ Ф«Весенние гости»«Синичкин календарь»«Весенние мелодии»«Песенка радости»«В лесной чаще»«Рекс и дятел».

Фонотека «Голоса птиц».

Мультконцерт«Птички поют»«Весёлые птицы».

Демонстрационный и раздаточный материал по теме проекта.

Художественное слово.

Потешки, заклички

«Чирик - чик - чик»«Сорока - белобока»«Уж, ты ласточка»«Ах, качи, качи, качи»«Жаворонушки»«Летели кукушки»«Где ты спряталась, кукушка?», и др.

Сказки

«Лиса и журавль»«Лиса и тетерев»«Гуси - лебеди»«Дикая утка, лиса и ворон»«Почему у сороки длинный хвост?»«Королёк»«Пёс воробей»«Ссора птиц»«Болтливая птичка».

Поэзия

Барто А. «Синица»«Снегирь»«Воробей»«Кто как кричит», Белоусов И. «Милая певунья», Благинина Е. «Голодно, холодно, галки, воробьи?», Волгина Т. «Где чей дом?», Жуковский В. «Птичка», Кузнецов В. «Скворушки», Токмакова И. «Голуби»

Проза

Домарёнок Т. «Сказки про птиц», Ушинский К. «Рассказы о птицах»

Музыкальный репертуар по теме проекта.

«Птичка» (Ю. Энтин) ,«Пёрышки у птички» (Ю. Харченко».)

«Воробушки» (Н. Алпарова – В. Николаев)

«Ласточки прилетели» (М. Парцхаладзе – рус. текст В. Татаринова)

«Песенка дятлов» (В. Залесский - А. Матутис, рус. текст Г. Герасимова)

«Песня синицы» (М. Бак)

«Птичий ужин» (лит. нар. песня, перевод Н. Найденовой, обработка Т. Попатенко)

«Птичка» (укр., (обработка П. Чайковского)

«Синичка» (М. Красев – М. Клокова)

 «Маленькая птичка» (Т. Попатенко – Н. Найдёнова)

«Марш друзей»(Е. Шаламонова)

«Песенка Синички» (М. Галушка)

«Прилетела птичка» (Е. Тиличеева – Ю. Островский)

«Птичка маленькая» (А. Филиппенко – Е. Макшанцева)

«Птичка» (М. Раухвергер – А. Барто)

«Утро» (Г. Гриневич – С. Прокофьева)

«Три синички» (рус. нар. песня)

«Вестница весны» (нем. нар. песня, рус. текст И. Мазина)

«Скворцы» (Н. Луконина – Л. Чадова)

«Воробей» (М. Раухвергер)

Формы реализации проекта.

Беседы, презентации

«Кто к кормушке прилетал, вместе с нами зимовал?»

«Вот под ёлкою зелёной скачут весело вороны»

«Совушка - сова – большая голова»

«Люли, люли, люли – прилетели гули»

«Кто присел на толстый сук и стучит: тук-тук, тук-тук?»

«Птицы в гости к нам спешат»

«Милая певунья, ласточка родная»

«На шесте – дворец, во дворце – певец»

«Что за птица на суку нам поет: ку-ку, ку-ку?»

Наблюдения

«Озорные воробьи»«Сороки»«Птицы на территории детского сада», «Скворечники»

Игровые ситуации

«Птички - чистюли», «Мама готовит обед для птенчиков»«Укладываем скворушек спать»

Речевые, словесные игры

«Птичка - невеличка»«Ворона»«Совушка», «Одна (птица) – много (птиц)», «Назови птичку ласково»«Доскажи словечко»«Кто кем станет?»

Пальчиковые игры

«Сорока - белобока» («Сорока - ворона»«Ах, ты совушка - сова»«Шла кукушка через сад»«Ку - ку, ку - ку, кукушечка»«Воробей»«Воробьи - воробушки»«У вороны голова…»«Вот ворона полетела»«Дом для птицы»«Скворец в скворечнике живёт»«Дятел»«Ласточка»«Дрозды»«Снегири»«Синичка»«Гуси-лебеди»«Аист»«Птички»«Птичка - невеличка»«Птичка - птичка, вот тебе водичка»«Клювик раз, клювик два»«Птичек стайка»«Стая птиц»«Птичья кормушка»«Сколько птиц в кормушке нашей»«Гнездо»«Яичко»«Птенчики в гнезде»«Птицы прилетают»

Дидактические игры

«Когда это бывает?»«Чем похожи, чем отличаются»., «Подбери пёрышко»., «Узнай птицу по описанию (по голосу)».,«Расположи по росту»., «Где чей дом?»«Кому – что?»«Что перепутал художник?»«Найди домик для птички»., «Найди такую же»., «Что изменилось?»«Кого не стало?»

Сенсорные упражнения

«Сделай птичку» (игры с блоками Дьенеша, «Птички на ветке» (игры с мозаикой, «Скворечники» (игры с палочками Кюизинера, «Домики для птичек» (игры с крупным строительным материалом, Разрезные картинки, паззлы по тематике проекта.

Подвижные, хороводные игры, музыкально - ритмические упражнения

«Воробушки и кот»«Весёлый воробей»«Раз, два, три – к нам воробушки пришли»., «Вот под ёлкою зелёной…».,«Птички и автомобиль»«Птички и дождик»«Птичка, не зевай»., «Дружно мы сейчас пойдём и построим птичкам дом».,«Птички и птенчики»«Птички в клетке»«Птички» (летают, в гнёздышках).,«Птичка, птичка, где была?»«Птички прилетели»«Стайка птиц»., «День и ночь»

Продуктивная деятельность

Рисование: «Грачи» (рисование пальчиками, «Птички- невелички»» (рисование ладошкой, «Маленькая птичка прилетела к нам».

Аппликация: «Скворечник», «Птички в гнёздышках».

Лепка: «Сороки» (коллективная поделка из природного и бросового материала, «Гнездо ласточки».

Итоговые мероприятия. Выставка рисунков«Ох, уж эти чудо - птицы, Развлечение «Весна»

Итоги проекта:

Родители и дети активно проявили себя в проекте, дети с удовольствием представляли свои работы. Делились с нами, какие трудности возникали у них во время изготовления кормушек, поделок. Задача воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время выполнена! Поскольку ребята с заботой и трепетом продолжают начатое дело

Список литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.

2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.

3. Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006 г.

4. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 199

Правила поведения в природе.

КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ.

Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.

Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.

Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть

Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.

Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.

Подкармливайте птиц зимой.

В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.

Главное правило: не можешь помочь, в твоих силах не мешать!

Если вы разводите костер во время пикника или прогулки, то не покидайте местности, пока не убедитесь в том, что он надежно затушен.

Высаживайте деревья и различные густые кустарники. Именно в них птицы любят вить себе гнезда. Это может быть шиповник, акация или боярышник.

Заботьтесь о найденных раненых птицах. Сдавайте их на руки ветеринарам или в специальные заповедники.

Участвуйте в работах в природных заповедниках. Значение таких охраняемых территорий для мира животных просто огромно.

Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.

Загадки про перелётных птиц

Кто эта птица?

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. /Кукушка/

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка/

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. /Скворец/

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. /Аист/

Стихи про птиц

Скворец за морем жил зимой,

вернулся он домой.

И рано утром в тишине

о солнце и весне.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей.

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Грач.

Черный грач – чернее ночи,

Утомился, как рабочий:

Он за плугом днем ходил,

Клювом червяков ловил.

Аист.

Аист свил гнездо на крыше,

И отныне всей семьёй

Клёкот аиста мы слышим

У себя над головой.

По секрету вам признаюсь,

Что увидел я во сне,

Как летит по небу аист

И несёт сестренку мне.

Кукушка.

Я - важная птица, хотя и мала.

На сотни вопросов ответы дала!

Спросите меня: "Сколько жить на веку?"

А я вам отвечу: "Ку-ку да ку-ку. "

Порой притаюсь я средь яркой листвы,

Да так, что меня не заметите вы.

Лесная гадалка сидит на суку,

И слышится снова: "Ку-ку да ку-ку. "


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для второй младшей группы "Весна"

Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, родители, дол...

проект во второй младшей группе "Весна"

Посредством интеграции образовательных областей проект поможет создать условия для формирования познавательного интереса к окружающей среде, расширения представлений о признаках весны....

Проект для второй младшей группы "Весна-красна"

Проект для второй младшей группы "Весна-красна"...

Проект во второй младшей группе :"Весна идёт, весне дорогу"

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.Весна - прекрасное время года, когда от сна и холода пробуждается все живое. Появляются первоцветы, ярче светит солнышко, из почек проклевываются клейкие листочки. И не только при...

Проект во второй младшей группе :"Весна идёт, весне дорогу"

Тема: Весна идёт, весне дорогу.Проект реализован воспитателями 2 младшей группыВид проекта: познавательно-исследовательский, творческий; по количеству участников: групповойУчастники проекта: дети втор...

проект во второй младшей группе " Весна"

Проектная деятельность во второй млпадшей группе....