Развитие экологической культуры у старших дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа)

Григорьева Татьяна Юрьевна

В настоящее время вопрос об экологическом воспитании детей стоит как никогда остро. Развитие мировоззрения, экологической культуры необходимо с самого начала жизни ребенка. На нашей планете Земля существует множество глобальных проблем, таких как загрязнение океана, уменьшение площади лесов, лесные пожары, в которых наше подрастающее поколение может помочь с самых ранних лет. На сегодняшний день экологическая ситуация в мире очень нестабильна: таяние ледников, озоновые дыры, загрязнение водного богатства планеты, пожары по вине человека. Ни один человек не сможет отрицать тот факт, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем общества XXI века. 

Природное окружение помогает педагогу воспитывать в подрастающем поколении такие качества как доброта, отзывчивость и честность, а также предоставляет большой опыт во взаимодействии с природой. Систематическое общение с природой является важнейшим условием формирования отзывчивости и ответственного отношения детей к ее объектам и явлениям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ekologicheskoy_kultury_u_starshih_doshkolnikov.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время вопрос об экологическом воспитании детей стоит как никогда остро. Развитие мировоззрения, экологической культуры необходимо с самого начала жизни ребенка. На нашей планете Земля существует множество глобальных проблем, таких как загрязнение океана, уменьшение площади лесов, лесные пожары, в которых наше подрастающее поколение может помочь с самых ранних лет. На сегодняшний день экологическая ситуация в мире очень нестабильна: таяние ледников, озоновые дыры, загрязнение водного богатства планеты, пожары по вине человека. Ни один человек не сможет отрицать тот факт, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем общества XXI века. Благоразумное потребление природных ресурсов и благоприятное отношение к окружающему миру способствуют поднятию ответственности за свои действия в отношении природного мира. В дошкольном возрасте закладываются основы конкретных знаний и представлений о природе. Окружающая нас природа дает большие возможности для разнообразной деятельности детей и формирования экологической культуры. Это влияет на развитие интеллектуальных и нравственных способностей детей. Великий советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский имел уникальный опыт использования в педагогических целях взаимосвязь человека и природной среды. Он создал «открытую» систему, которая была в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Всю созданную педагогическую систему Сухомлинского связывает невидимая нить — воспитание человека через общение с родной природой. В процессе организованной деятельности В. А. Сухомлинский решал комплекс педагогических задач: умственное воспитание, трудовое, физическое воспитание, развитие памяти и оздоровление детей. Природное окружение помогает педагогу воспитывать в подрастающем поколении такие качества как доброта, отзывчивость и честность, а также предоставляет большой опыт во взаимодействии с природой. Одной из приоритетных задач современного образования, согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, является формирование духовно-нравственной личности.  Духовно-нравственное образование многогранно по своему содержанию: любовь к своим родным местам, неразрывность с окружающим миром, гордость за свой народ и культуру. Направления духовно-нравственного образования основаны на системе ценностей, которые являются базовыми. Детям должны обеспечить усвоение правильных систем ценностей. Экологическое образование также включается в данные направления. Экологическое воспитание дошкольников в детском саду заключается в непрерывном процессе обучения, воспитания и развития детей от рождения до поступления в школу, которое направлено на формирование его экологической культуры. Она проявляется в его положительном отношении к окружающему миру, в ответственном отношении к здоровью своих близких, соблюдении моральных норм поведения, рациональному потреблению природных ресурсов . Обучение на занятиях у старших дошкольников становятся основным средством всей образовательной деятельности, в том числе и по формированию экологической культуры и формирование отношения к окружающей среде. Основной задачей обучения является формирование обобщенных знаний об объектах и явлениях природы, а также сезонных изменениях в ней. Другой важной задачей является развитие навыков познавательной деятельности и совершенствование ее способов. Особое внимание уделяется развитию умений целенаправленно наблюдать и анализировать природные явления, сравнивать объекты природы, устанавливать взаимосвязь между ними, а также делать обобщенные выводы и умозаключения. Занятия используются для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе . Систематическое общение с природой является важнейшим условием формирования отзывчивости и ответственного отношения детей к ее объектам и явлениям. К. Д. Ушинский говорил о том, что только непосредственное общение с природой способствует развитию у ребенка чувства природы и пониманию ее многообразия и универсальной ценности, а также формированию экологической культуры поведения . В части экологического воспитания делается уклон на формирование экологических представлений; развитие представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. В составную часть экологического воспитания включается информация о значении солнца, воздуха, растений и животных в жизни человека и окружающей живой природе . Детский сад является самым первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед воспитателями встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования и бережного отношения к окружающей ребенка среде. У детей старшего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в старшем дошкольном возрасте дети воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Важно поддерживать этот познавательный интерес у ребенка . Основной формой работы в формировании экологических знаний у детей старшей группы является наблюдение. Наблюдение, как важнейший метод познания природы нашел свое отражение в работах чешского педагога Я. Коменского: «…источником знаний о природе являются наблюдения. Начало познания всегда должно начинаться с осязания, потому что ничего не существует в познании, чего раньше не было в ощущениях, поэтому и ученье необходимо воспринимать не словесным объяснением вещей, а предметным наблюдением их» . Исходя из этого, практическая деятельность старших дошкольников в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности по отношению к природе является показателем его экологической воспитанности и экологической культуры. В процессе активной деятельности ребенок осуществляет свои потребности любознательного исследователя, делает выводы и обобщает полученную информацию, т. е. доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим — основой экологического мышления человека. Огромное значение в работе с детьми дошкольного возраста имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры и дидактические игры. Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть взаимосвязь не только определённого организма, но и всей экосистемы в целом. Игры экологического содержания используются с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях живой и неживой природы. В конце хочется сказать то, что содержание экологического воспитания старших дошкольников и возможность его реализации в детских садах связаны с условиями воспитания ребенка в семье и методами их воспитания. Результатом формирования экологической культуры в детском саду является экологическая культура личности. Её составляющими являются знания об окружающей природе, и ее экологическая направленность и их умение использовать в реальной жизни, а также в разнообразной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания мероприятия с родителями. Тема Формирование экологической культуры у старших дошкольников через составление рассказов о животных «Наши любимые питомцы» Подготовительная группа для детей с ЗПР

В работе представлена разработка содержания мероприятия с родителямипо формированию экологической культуры у старших дошкольников через составление рассказов о животных. Обозначены задачи,...

"Экологические сказки как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и ориентирован на экологическую культуру детей....

«Опыт работы по формированию начальных основ экологической культуры у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и  проблемы,  которые являются актуальными на сегодняшний день и с...

Воспитание основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе знакомства с животным миром Белгородчины.

Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и мы воспитатели должны прививать своим подопечным сознательное отношение к родному краю с детства, прививать через изучени...

Формы и методы развития основ экологической культуры у старших дошкольников

Формы и методы развития основ экологической культуры у старших дошкольников...