Экскурсии и культурно- досуговая деятельность в экологическом образовании дошкольников
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)
Экскурсия- особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсии и культурно-досуговая деятельность в экологическом образовании дошкольников
1. Значение экскурсий в формировании экологической культуры детей, методика их проведения
Экскурсия – особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Данная форма является одной из самых трудоемких и сложных. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке проводить наблюдения и изучать предметы и явления природы. В отечественной педагогической литературе первые высказывания об экскурсиях относятся ко второй половине 18 века (Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мириево, В.Ф. Зуев). Со второй половины 19 века экскурсии постепенно входят в практику отдельных школ. В 1919 году под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча вышел труд «Школьные экскурсии: их значение и организация», в котором впервые были сформулированы основные принципы экскурсионной методики и разработана система учебных экскурсий по разным предметам. Вместе с тем в начале 20 века издавалось несколько журналов, занимавшихся в основном разработкой и освещением вопросов родиноведения и учебных экскурсий.
Методические основы экскурсионной работы по ознакомлению дошкольников с природой получили освещение в работах А.И. Васильевой, Т.А. Куликовой, А.Ф. Мазуриной, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Н.А. Рыжовой и других.
В исследованиях этих ученых доказано, что активное использование экскурсий в экологическом образовании дошкольников способствует развитию познавательных способностей (наблюдательности, любознательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта, его осмыслению, исключают возможность образования формальных знаний, не опирающихся на достаточную чувственную основу. Общение с реальными объектами способствует развитию интереса и формированию у дошкольников способности сопереживать растениям и животным, что является базой для экологически целесообразного поведения в природе. В процессе экскурсий у дошкольников можно сформировать яркие реалистичные преставления о природе, о связях и зависимостях в органической и неорганической природе.
Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в различных природных условиях. Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света – общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова, например, незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.
Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Так, они выявляют, что некоторые птицы питаются насекомыми. Затем воспитатель обращает внимание детей на изъеденные листья деревьев, кустарников, цветущих растений. И после этого дошкольники могут сделать самостоятельный вывод о том, что лес кормит птиц, но и птицы, в свою очередь, питаясь вредными насекомыми, гусеницами, приносят ему пользу.
На экскурсиях в природу целесообразно познакомить детей с «дикими» родственниками культурных растений. Для этого можно провести сравнительные наблюдения. Воспитатель подчеркивает, что новые виды растений человек получает благодаря длительному и кропотливому труду. Таким образом, дошкольники подводятся к осознанию того, что, изменяя условия, можно получить новые формы растений.
Наблюдения за животными также помогают раскрыть некоторые их связи с условиями существования. Результаты исследования С.Н. Николаевой убедительно показали возможность усвоения старшими дошкольниками систематизированных знаний, отражающих такую закономерность, как приспособленность к среде обитания. Несложно познакомить детей и с отдельными приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения). Так, наблюдая на птицами, белками, насекомыми, земноводными, рыбами, дети отмечают их защитную окраску (благодаря которой осуществляется маскировка), характер выполняемых действий, способов передвижения (быстрый бег, прыжки, полет) или прекращение их (затаивание).
Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолоданию, снежному покрову. Выяснение этих связей следует начинать с установления основной из них, а именно: изменение условий питания. Уже дети среднего дошкольного возраста благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и прогулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края. Старшие дошкольники узнают, что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку, другие переселяются туда, где находят себе пропитание, третьи запасают заблаговременно корм. Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть.
Итак, последовательное включение в содержание экскурсий наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определенной зависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о ее единстве и целостности.
Содержание экскурсий намечается таким образом, чтобы подготовить дошкольников к некоторым обобщениям накопленных представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в живой и неживой природе, к образованию элементарных понятий (например, в средней группе их подводят к обобщению представлений об овощах, фруктах, хвойных деревьях, домашних животных).
В старших группах целесообразно включать материал, который не только дополняет ранее усвоенные знания, но и вступает в известное противоречие с ними. Включение знаний, которые активизируют прошлый опыт детей, приходят с ними в столкновение, противоречие, способствует повышению продуктивности мышления, развитию познавательных интересов.
Для того, чтобы расширить, углубить представления дошкольников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, развития, организуются повторные экскурсии в разные времена года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, экскурсии в лес, парк, на водоем, в поле.
Рассмотрим методику проведения экскурсий, предоженную Т.А. Куликовой
Первый этап – подготовительный. Как показывает само название, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Поскольку учебная деятельность на экскурсии протекает в особых условиях, при наличии различных отвлекающих факторов, то ее результативность во многом зависит от психологической установки, которая создается у детей на подготовительном этапе. Наиболее эффективными в этих целях являются следующие педагогические приемы и средства:
- сообщение новых, удивительных сведений о тех предметах и явлениях, с которыми детей предполагают знакомить на экскурсии;
- актуализация детского опыта;
- использование произведений искусства (художественная литература, репродукции картин, музыкальные произведения);
- предварительная подготовка экскурсионного оборудования.
Большое значение имеет организация практической и познавательной деятельности с целью психологической подготовки детей к последующему восприятию знаний. Такая необходимость объясняется тем, что совершенно новое, неизвестное вызывает у них лишь острую сенсорную пытливость (посмотреть, потрогать, послушать), а не познавательное отношение к действительности. Предварительная работа на занятиях, в уголке природы, на участке обогащает их опыт необходимыми знаниями и умениями.
У дошкольников встреча с животными всегда вызывает большой интерес. Но он быстро исчерпывается, поскольку в естественных условиях эти встречи часто бывают мимолетными и дети не успевают рассмотреть животное, выделить его особенности. Предварительное ознакомление их с животным миром разных ландшафтов является основой развития более стойкого к нему интереса. Для обогащения детей знаниями о животных рекомендуется использовать иллюстрации, слайды, видеозаписи, настольные игры, записи голосов птиц и др.
Второй этап – организация познавательной и практической деятельности детей. Основной из применяемых методов – это наблюдение объектов и явлений природы. Оно сопровождается пояснениями и направляется вопросами воспитателя, которые условно делят на три типа:
- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);
- активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения;
- стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.
В ходе экскурсии значительное место необходимо отводить выполнению детьми разнообразных практических заданий. Они вытекают из ее содержания и обеспечивают познание предметов и явлений природы. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы, для поделок, оснащения занятий (например, шишки и желуди для занятий).
В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания. Так, в парке можно провести игру «Найди дерево по листу» (старшая группа), после знакомства с огородными культурами – игра «Узнай по описанию» (средняя группа).
Третий этап экскурсии – заключительный. Он охватывает всю послеэкскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.
Педагог, учитывая нестойкость детских эмоциональных переживаний, прежде всего, должен создать условия для оживления и закрепления впечатлений от экскурсии. Этому помогает совместный с детьми разбор и размещение принесенного природного материала, изобразительная деятельность детей, чтение художественных произведений. При этом художественные образы выступают не только как источник уточнения, углубления знаний детей, но и являются сильным фактором эмоционального воздействия, средством, усиливающим впечатления о родной природе.
2.Особенности экскурсии по экологической тропе
За долгое время существования экскурсии произошло совершенствование методики ее организации. В настоящее время в практике дошкольных учреждений широко используются экскурсии по экологической тропе.
Поэтому для решения задач экологического образования возникла необходимость создания другого типа учебных троп, доступных для массового посещения детьми и позволяющих проводить в зоне маршрута педагогически организованную учебную деятельность.
Особенности организации учебных троп, их содержания и методика использования в экологическом образовании дошкольников раскрыты в работах С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и других исследователей.
Н.А. Рыжова экологические тропы для дошкольников с точки зрения их формы, протяженности и содержания, а также возраста детей предлагает называть экологическими тропинками. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Она выделяет два основных типа экологических тропинок:
а) на территории дошкольного учреждения;
б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер).
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, соответствие их возрастным возможностям дошкольников. В качестве объектов экологической тропинки рекомендуется выбирать различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни и т.д. В содержание экскурсий по учебной тропе необходимо включить демонстрацию примеров взаимодействия человека с природой.
Последовательность действий по созданию тропинки включает в себя:
— детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
— составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков — символов). Могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста. Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут;
— выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать дошкольникам задания;
— фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
— изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;
— составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Н.А. Рыжовой даны следующие рекомендации по созданию экологической тропы с целью формирования экологической культуры дошкольников. План тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика, следует расположить у ее начала. Возле каждого объекта устанавливается табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной с использованием символов, рисунков. При оформлении красочных табличек можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в кружок зеленого цвета, пищевого — в синий кружок.
В качестве точек наблюдения, прежде всего, выбираются деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Рекомендуется в состав тропинки включить участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. Сравнивая их, можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами также может послужить отличным объектом для наблюдений.
Если участок достаточно большой, целесообразно воссоздать фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для местности. Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем разнообразнее растения на тропе, тем разнообразнее и животные (в основном беспозвоночные), так как последние связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.
На тропинке должны быть небольшие возвышения, обеспечивающие разнообразие условий произрастания растений. Они дадут возможность организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Расположение больших камней также украсит тропу и в то же время послужит убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, земноводных. Целесообразно выделить участки для посадки лекарственных растений. По возможности необходимо создать условия для выращивания растений, подлежащих охране, тем самым оформив «Живую Красную книгу». В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры, сорные растения. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнение их с мало нарушенными, позволяет продемонстрировать детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.
Интересными объектами для наблюдений и практических действий являются муравейники, места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон или других птиц.
Главным принципом организации тропинки в лесопарке, лесу, как и тропинки на территории детского сада Н.А. Рыжова называет разнообразие объектов природы. Однако педагог не должен забывать и про их безопасность для здоровья детей.
Экологические тропинки в условиях естественных природных сообществ могут включать различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнездами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, муравейники, кротовины, норки животных, кузницы дятла, участки, на которых зимой можно найти следы животных и другие объекты наблюдений. В качестве примеров взаимоотношения человека с природой можно показать дошкольникам места отдыха и его последствия для растений, животных (мусор, костры, вытоптанные участки).
Таким образом, объекты экологической тропинки несут в себе большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений и исследований, экологических игр, эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому, а в целом воспитания экологической культуры детей.
3. Особенности организации культурно-досуговой деятельности экологической направленности.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств формирования экологической культуры старших дошкольников поскольку позволяет формировать разные компоненты экологической культуры.
В процессе культурно-досуговой деятельности наиболее полно проявляются индивидуальные способности личности. Формируется оценочное отношение, к миру, вырабатывается система ценностных ориентаций по отношению к природе. Культурно-досуговая деятельность по своему содержанию и виду настолько разнообразна, что её можно различать по форме (коллективная и индивидуальная), по способам осуществления (художественная – музыка, рисование, танцы; творческая; техническое творчество – моделирование; коллекционирование), по эмоциональной напряженности (увлеченность, ощущение радости и удовлетворения потребности; всегда осуществляется в свободное время или в период после высокого уровня усталости, как вынуждённый отдых в период интенсивной работы), по физиологической направленности (способствует восстановлению физических сил).
Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты: мотив (потребность в этой деятельности), задача (средства решения задачи) и действия (операции). Задачи объединяют единство цели и условия её достижения, а действия соответствуют целям операций – условиям. Необходимо учитывать, что каждый вид культурно-досуговой деятельности имеет своё содержание. И как результат – у ребёнка возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций.
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самостоятельная деятельность детей и творчество.
Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия работу на участке, подвижные игры природоведческой тематики и т.д.
Виды отдыха:
- работа на территории детского сада;
- игры со снегом, песком и водой и др.;
- прогулки;
- беседа со взрослым;
- просмотр диафильмов, мультфильмов и др.;
- рассматривание иллюстраций в книжном уголке;
- прослушивание сказок, песен, мелодий.
Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.
В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений природоведческой тематики: дети являются только слушателями или зрителями; дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.
По содержательной направленности развлечения можно классифицировать:
-театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);
-познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;
-спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;
- музыкально – литературные концерты.
Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Данная деятельность во многом зависит от предметно-развивающей среды. Взрослым необходимо формировать у детей интерес к новым знаниям, умение их «добывать», умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей.
Виды самообразования экологической направленности:
- игры: компьютерные, сюжетно-ролевые, настольные.
- коллекционирование различных предметов, хобби.
- экспериментирование.
- посещение музеев, выставок, театров, цирка, зоопарка др.
Творчество – тоже рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности.
У всех детей есть способности. Дошкольники от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создавать необходимую творческую проектировочную среду.
На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий в кружках природоведческой тематики.
Таким образом, организация различных форм культурно-досуговой деятельности дошкольников обогащает работу по экологичекому образованию дошкольников, насыщает ее положительными эмоциями.
Литература
- Ананьев Б.Г. Воспитание наблюдательности школьников. - Л.: Лениздат, 1940, вып. 4. – 64 с.
- Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Минск: Изд-во «Народная асвета», 1972. – 125 с.
- Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. – Ростов-н-Дону, 2001. – 288 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. – М.: Педагогика, 1981. – 184 с.
- Захлебный А.Н. Цели и пути развития экологического образования в школе // За гармонизацию взаимоотношений человека с природой.- М., 1989.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дош. учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
- Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь, 1992. – 216 с.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2005. – 128 с.
- Николаева С.Н., Христовская Т.В. Ознакомление с живой природой // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина – М.: Просвещение, 1988. – С.14-42.
- Рыжова Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7.- С. 61-71.
- Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и природа». – М.: «Карапуз-дидактика», 2005. – 192. с.
- Экологические тропы.- Пособие для слушателей экологической школы / Авт.-сост. Ф.М. Баканина и др.- Н. Новгород, 1991. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников"
Статья посвящена проблемам развития творческого потенциала ребенка и его экологического образования путем проведения игр-экспериментирований (опытнической деятельности) в детском саду....

Организация опытно-экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольников
Выпускная квалификационная работа на первую категорию...

Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно ...

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация для педагогов где раскрываются цели, задачи и этапы организации познавательно-исследовательской деятельности. ...
Поисково-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников
Поисково-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников (семинар-практикум)...

Консультация для воспитателей детского сада Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру....
Роль коллективной деятельности в экологическом образовании дошкольников.педагогический аспект.
В статье раскрывается роль коллективной деятельности в усвоении экологических знаний....
