"Весна пришла" конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомлению с миром природы) для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сумманен Наталья Евгеньевна
Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года;  актуализация знаний о весенних признаках (приметах), первоцветах, перелетных птицах, пословицах и поговорках по теме.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_prishla_starshaya.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по окружающему миру «Весна пришла» в старшей группе

Цель: Закрепление, упорядочение знаний детей о весне, как времени года; расширение, углубление знаний о ее признаках (приметах).


Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- систематизировать знания детей о характерных признаках весны;
- обобщить и расширить представление детей о весне.
Развивающие:
- побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ;
- развивать способность видеть красоту окружающего мира;
- обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна», вовлекать детей в речевое взаимодействие;
- развивать наблюдательность, зрительную память;
- упражнять в умении складывать предмет из частей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности при решении игровых и познавательных задач.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: три мольберта, разрезные картинки и конверты по количеству детей, 3 рисованные картины «Весна», «Лес», «Город», интерактивная доска, записи пения перелетных птиц, картинки «первоцветы» 10 штук, 8 картинок «солнышко».

Предварительная работа: сезонные наблюдения за изменениями в природе во время прогулок, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы по теме, заучивание стихотворений и отгадывание загадок, рисование весенних пейзажей


Воспитатели и дети стоят в кругу

Воспитатель 1

Здравствуйте, ребята!
Видеть вас мы очень рады.
Давайте мы друг другу улыбнёмся
И крепко с вами за руки возьмёмся
Получится волшебный, дружный круг
Мы озарим улыбкой мир вокруг.
И от улыбок добрых наших
Мир станет ярче, веселей и краше.
Почувствовали, как стало тепло и уютно?

Дети

Да!

Воспитатель 1

Ребята, я очень рада вас сегодня видеть, ведь у нас сегодня такое интересное событие. У нас в музыкальном зале открывается необычная выставка, выставка одной замечательной картины одного их известных художников! Хотите на нее посмотреть?

Дети

Да!

Воспитатель 2

Тогда давайте отправимся скорее!  Интересно же посмотреть!(проходят по залу чуть дальше). Так, а где же эта новая чудесная картина?

Дети

Вот она.

Воспитатель 2

Разве эта картина? Что обычно изображается на картине?

Дети

Люди, животные, города, природа.

Воспитатель 2

Верно. А здесь что-то не так (осматривает картину). Посмотрите из чего она состоит?

Дети

Картина состоит из кусочков.

Воспитатель 2

А на что эти кусочки похожи?

Дети

Ответы

Воспитатель 1

Мне кажется, эти кусочки похожи на льдинки, а картина наша кем-то заморожена. Только интересно кто это мог сделать?

Дети

Снежной королева? Зима? Дед Мороз?

Воспитатель 2

Ой, а это что за ниточка торчит? Давайте ее потянем. (воспитатель тянет за ниточку и появляется клубок)

Воспитатель 2 тянет за ниточку, из-за картины выкатывается клубочек. Воспитатель 2 надевает клубок на руку. Клубок  начинает вести диалог с ребятами.

Клубок (Воспитатель 2)

Ой-ой-ой! Всем привет!

Воспитатель 1

Здравствуй! Ты кто?

Клубок (Воспитатель 2)

Я волшебный клубочек! Моя подружка Весна замечательная художница, она захотела поделиться с вами своим хорошим настроением и нарисовала для вас картину, но ее сестрица- Зима из вредности заморозила её, а ее чары были такие сильные, что и на всей земле вновь наступила зима!

Воспитатель 1

А что же теперь делать? Мы так хотели полюбоваться на картину!

Клубок (Воспитатель 2)

Весна тоже очень расстроилась, но она знает один секрет: снять колдовство зимы можно только в том случае, если выполнить задания. Вы сможете?

Дети:

Да!

Клубок (Воспитатель 2)

Тогда нам надо отправиться в путь! Идите за мной, я покажу вам дорогу!(дети выстраиваются ниточкой за клубочком и иду с ним)

Воспитатель 1:

Где это мы оказались?

Клубок (Воспитатель 2)

Мы пришли на помощь первоцветам, которые появляются ранней весной. Зима так сильно сковала стужей землю, что первоцветам не пробиться. Помогите им, пожалуйста.

        

Д/И «ПЕРВОЦВЕТЫ»

Воспитатель 1

Перед вами конверты. В них картинки. Нужно собрать картинки. Как только закончите, поднимите руку вверх, чтобы было понятно, что вы готовы.

Ребята назовите цветы, которые у вас получились.

Ответы детей (Подснежники, мать и мачеха, ландыши, ветреница, гиацинты, крокусы, нарциссы, тюльпаны)

Воспитатель 1

Первоцветы встречаются не только в лесу, но и в городе, они так радуют своим видом и нежным ароматом.

Д/И «КТО, ГДЕ РАСТЕТ»

«Клубочек»

Воспитатель 2:

Давайте их рассадим, чтобы и в лесу было красиво и в городе. Для этого, вы выберите себе цветок, скажите его название, где он должен расти: в лесу или на клумбе, а затем посадите.

Образец ответа: «Это подснежники. Они растут в лесу.»

Карточки с цветами: подснежники, мать и мачеха,ландыши, ветреница, гиацинты,крокусы, тюльпаны, нарциссы.

«Клубок»Воспитатель 2

Молодцы ребята! Справились с заданием! Скажите пожалуйста, а можно ли рвать цветы на поляне, в лесу и на клумбе?

Дети:

нет!

«Клубок»Воспитатель 2

А почему?

Дети

Потому, что ими нужно любоваться. Если сорвать цветок, то он погибнет и завянет.  

«Клубок»Воспитатель 2

Все верно!

Если ты сорвешь цветок.

Если все: и  я и ты-

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты…

И не будет красоты

И не будет доброты.

Если только я и ты, если мы сорвем цветы.

Воспитатель  убираетпервую льдинку

«Клубок»Воспитатель 2

Ребята, посмотрите, мы справились с первым заданием. Первоцветы смогли победить зимнюю стужу, а у нашей картины растаяла первая льдинка! Отправляемся дальше!

Воспитатель 1

Солнце весной стоит выше, светит дольше, греет сильнее. Давайте и мы поиграем с солнышком.

Воспитатель 1

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Солнце, солнце, выходи (Идут по кругу, взявшись за руки).
И всю землю освети! (Идут по кругу, взявшись за руки).
Чтоб весна скорей настала, (Зовут весну).
Чтобы нам теплее стало, (Перекрещивают руки на груди и трут плечи).

Чтоб капели звонко пели, (Движение кистей рук, имитирующие падение капель).
Чтоб весной ручьи звенели,(Волнообразно двигают руками перед грудью «ручей»).
Чтоб цветочки распускались, (Имитируют движениями рук распускающиеся цветы).
С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками).
Солнце, солнце, землю грей! (Упражнение «солнце-тучка»)
Пусть весна придет быстрей! (Хлопают в ладоши на каждое слово).

Воспитатель 1

Молодцы! Солнышко разыгралось, согрело поля, луга, реки и растопило вторую льдинку на нашей картине.

Воспитатель убирает вторую льдинку

Воспитатель 1

Волшебный клубочек покружись ! Путь к заданию покажись!

«Клубок»Воспитатель 2

Ах как же хорошо весной! Давайте присядем с вами, закроем глаза и послушаем весну. Вот звенит радостно ручей, вот жужжит майский жук, а это что?

Воспитатель  включает птичьи голоса грача, скворца, журавля и соловья.

Дети:

Птичьи голоса!

Воспитатель 1

Хотите узнать чьи голоса сейчас прозвучали?

«Клубок»Воспитатель 2

Вы узнаете, отгадав загадки.

Р/И «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Всех перелетных птиц черней

Чистит пашню от вервей

Взад-вперед по пашне вскач

А зовется птица ….(Грач)

Дети домик смастерили

И на дерево прибили

Поселился в нем певец

А зовут его   … (Скворец)

Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
В черном фраке лапочка,
А зовется?  (Ласточка)

Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так, что ахнем мы: «Ведь это
Голосистый…  (Соловей)

Воспитатель 1:

Вы все верно отгадали

Как одним словом можно назвать всех этих птиц?

Дети:

Перелетные птицы.

Воспитатель 1:

Весной у птиц много важных дел. Перелётные птицы возвращаются из тёплых краёв на родину, где они появились на свет, научились летать и добывать пищу.

А каких птиц вы еще знаете?

Дети:

Домашних, перелетных, зимующих.

«Клубок»Воспитатель 2

А вот зима и здесь напроказничала, всех птиц запутала, рони теперь и не знаю, кто из них домашняя, кто перелетная, а кто- зимующая. Давайте им поможем? Ребята, внимательно посмотрите на картинки и назовите лишнюю птицу, объясните свои выбор.

На экране появляется картинка с  четырьмяразными птицами. Воспитатель просит ребенка назвать лишнюю и объяснить почему.

Грач, скворец, соловей, ворона

Ласточка, курица, индюк, петух

Соловей, курица, ласточка, скворец

«Клубок»Воспитатель 2

Молодцы! Вы помогли птицам. Домашние- полетели на птичий двор, зимующие, наводят порядок в своих гнездах после зимы, перелетные- спешат к нам из жарких стран, атретья льдинка на нашей картине растаяла!

Воспитатель  снимаеттретью льдинку.

Воспитатель 1

Посмотрим на птиц и отправимся дальше

Воспитатель 1

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Летели птички,

Собой невелички.

Прослеживание глазами за предметом по кругу

Как они летели,

Все люди глядели.

Движения глазами вправо – влево

Движения глазами вправо – влево

Движения глазами вверх – вниз

Воспитатель 1

У нас с вами осталась последняя льдинка, но что-то она уж больно крепко держится, ни как не хочет Зимушка снимать свое колдовство.

«Клубок»Воспитатель 2

А может быть надо вспомнить, что о весне в народе говорят? Ведь наши бабушки и дедушки замечаликаждый миг этого времени года и ценили каждый момент весны.

Дети:

«Грач на горе — весна на дворе» 

Кто спит весною - плачет зимою.

Весенний день целый год кормит

Весна длинным днем красна.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Видишь скворца, знай, весна у крыльца!

«Клубок»Воспитатель 2

Молодцы! И растаяла последняя четвертая льдинка!

Воспитатель  снимаетчетвертую льдинку

Воспитатель 1

Вот и справились мы с чарами Зимы, ушла она от нас до следующего года и подарок Весны раскодовался.

«Клубок»Воспитатель 2

Давайте внимательно рассмотрите картину, которую прислала нам Весна. Что вы видите на ней? Какие весенние признаки?

Д/И «ЧТО ВИДИШЬ?»

Дети полным предложением называют признаки весны

Воспитатель 1:

Ребята, вы молодцы, были очень внимательными и назвали весенние признаки верно!

Ах какая художница- Весна, все нарисовала, ни о чем не позабыла.

Нравится вам ее подарок?

Дети

Да!

Воспитатель 1

Клубочек, спасибо тебе большое, что помог нам расколдовать картину и избавиться от зимнего колдовства!

«Клубок»Воспитатель 2

Пожалуйста! Я очень рад, что у нас все получилось! Покачусь обратно к Весне и расскажу ей о том, какие вы молодцы! Досвидания! (укатывается)

Воспитатель 1:

Вот и подошло к концу наше необычное приключение. Понравилась ли вам оно?

Кому мы с вами помогали?

Что произошло?

Какое из заданий вам больше всего понравилось?

Какое из д\заданий было самое легкое/самое трудное?

Какое из заданий было самое интересное?

Воспитатель 2

Ребята, Если вам понравилось наше путешествие, если вы рады что пришла весна- возьмите солнышко, если наше путешествие было неинтересным или вы жалеете, что зима ушла от нас - льдинку.

Дети выбирают солнышко или льдинку, анализ выбора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект занятия по познавательному развитию "Вода-волшебница" для детей старшей группы

Формирование познавательной активности у детей в процессе исследовательской деятельности...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с использованием лэпбука в старшей группе «Волшебная книга – «Весна»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с использованием лэпбука в старшей группе «Звездочки»«Волшебная книга – «Весна» Выполнила воспитатель: С...

Методическая разработка занятия по познавательному развитию (поисково-исследовательская деятельность) детей старшей группы «Мир воды»

Актуальность темы: первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в с...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе

Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) ФОП для детей старшей группы Тема: «Счет до девяти. Число и цифра 9»

-развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач, логическое мышление, любознательность, развивать внимание и память;- расширять словарный объём детей, диалогиче...