Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сорокина Галина Николаевна

Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию

«Удивительные свойства воздуха» в старшей группе

Автор:

Сорокина Галина Николаевна

Воспитатель высшей

квалификационной  категории

д/сад №5 «Аленушка»

с. Лад-Балка

Красногвардейского района

Ставропольского края

Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

Образовательная область «Речевое развитие»

Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.

Активизировать речевую деятельность.

Закреплять и расширять словарный запас детей.

Воспитывать культуру общения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с воздухом.

Образовательная область «Физическое развитие»

Содействовать физическому развитию и оздоровлению детей путем включения дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательную работу.

Формировать физиологически правильное дыхание с помощью дыхательной гимнастики, укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Методы и приемы: Беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные моменты.

Словарная работа: Лаборатория, невидимый, прозрачный, ноздри, живая природа, неживая природа.

Предварительная работа: Беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром.

Материалы и оборудование: Полиэтиленовые пакеты, зубочистки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, емкости с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, лук, яблоко, огурец), салфетки, повязки для глаз по количеству детей, фартуки по количеству детей, воздушные шарики, шкатулка, лодочки , емкость с водой, карточки для д/игры «Кому нужен воздух?»

Ход образовательной деятельности

Вос-ль: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Вос-ль: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

Доброе утро!

Вос-ль: Ребята, посмотрите,  что у меня в руках? (Шкатулка)

Вы хотите узнать, что у неё внутри? (Открывает шкатулку)

Дети: Шкатулка, она пустая, в ней ничего нет.

Вос-ль: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух.

 Вос-ль: Правильно, это воздух. Вот сегодня мы с вами поговорим  о воздухе. Какой воздух, для чего нам с вами нужен воздух? Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? (Одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории.

Вос-ль: Сегодня я, как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И так приступим. Делаем глубокий вдох… и затем выдохнем. Для чего нам с вами нужен воздух?

Дети: Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Вос-ль: Можем ли мы его увидеть?

Дети: Нет, он невидим.

Вос-ль: Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (Руками обводит группу.) Попробуйте его поймать (Дети ловят руками воздух). Не получается?

Опыт №1 «Поймай воздух». 

Вос-ль: Я предлагаю поймать его с помощью пакетов (Дети подходят к столу, где лежат пакеты, берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).

Вос-ль: Что произошло с пакетами? (Они надулись, стали выпуклыми, упругими.)

Вос-ль: Что в них находится?

Дети: Воздух.

Вос-ль: Пакеты наполнены воздухом. Какой он? Опишите его.

Дети: Прозрачный, невидимый, бесцветный.

Вос-ль: А как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек (Воспитатель прокалывает зубочисткой все пакеты с воздухом). Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: Воздух

Вос-ль: Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Воздух есть вокруг нас. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них. Первая карточка – «Воздух невидимый, бесцветный, он прозрачный» (Ребенок прикрепляет на доску карточку-обозначение)

Вос-ль: Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Кто знает, какого они цвета? (Ответы детей)

Вос-ль: А как называются эти шарики?

Дети: Воздушные

Вос-ль:  А вы знаете, почему они так называются?

Дети:  Потому что внутри шариков есть воздух.

Вос-ль:  А откуда воздух появился в шариках?

Дети:  Он там появился, когда шарик надували.

Вос-ль:  Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим.

Опыт № 2. «Увидим воздух»

Вос-ль: Ребята, перед вами стаканы с водой и трубочки. Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели?

Дети: Пузырьки воздуха.

Вос-ль: Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?

Дети: Нет.

Вос-ль:  Почему? 

Дети: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда меньше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

Вос-ль: С помощью трубочки и стаканчиков с водой мы с вами увидели воздух. А вы знаете, почему пузырьки поднимаются на поверхность (наверх)? 

Дети: Потому что воздух легче воды. 

Вос-ль: В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас, а не только вокруг нас. Но как он к вам попадает?

Дети: Через нос и рот.

Вос-ль: Правильно, все люди дышат через нос и рот. Ребята, давайте покажем, как мы дышим.

Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко

(медленный вдох-выдох на 4 сек).
Подыши одной ноздрей,

Подыши другой ноздрей –

И к тебе придет покой
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю).
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз).
 

Давайте поставим карточку-обозначение «Воздух легче воды. Воздух можно увидеть. Воздух внутри нас» (Воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).

 Опыт № 3. «Узнай по запаху»

Вос-ль: Ребята, а имеет ли воздух запах? Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха) Верно, если воздух чистый, он не имеет запаха. А теперь вдохните ртом воздух, лизните его. Какого он вкуса? (Без вкуса) Правильно, чистый воздух — без вкуса и запаха. Ставим карточку-обозначение «Воздух не имеет вкуса и запаха» (Воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение). 

 Вос-ль: А сейчас давайте поиграем.

Игра «Узнай по запаху»

Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (Апельсина, лимона, духов, чеснока, яблока).

Вос-ль: Вы замечательно справились. Что вы чувствовали?

Дети: Воздух имеет запах того вещества, продукта, который использовали в помещении. Запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Вос-ль: Ребята, это движение воздуха. Воздух сам не имеет запаха, но, двигаясь, может переносить запахи.

Физкультминутка. 

Ветер веет над полями,

И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот.

Опыт №4 «Лодочка»

Цель: Показать, что воздух обладает силой.

Предложить детям подуть на лодочку  и ответить на вопросы: «Почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?».

Дети: Лодка плывет, если на нее дуешь.

Вос-ль: Правильно. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

Вос-ль: Что происходит с корабликом, если нет ветра?

Дети: Он не плывёт.

Вывод. Человек выдувает воздух, он толкает лодочку. Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.

Опыт №5 «Имеет ли воздух форму?»

Вос-ль: Давайте проведем еще один опыт. У меня на столе лежат воздушные шары. Надуйте шарики (Дети надувают шары).

Посмотрите, мы наполнили шары воздухом. Какие у вас шары по форме? (Разные). Форму чего принял воздух? (Форму шара).

Сделайте вывод, имеет ли воздух свою форму?

Дети: Воздух не имеет своей формы. Он принимает (приобретает) форму того предмета, в который мы его помещаем.

Вос-ль: Это еще один фокус воздуха. Посмотрите, каким символом мы будем это обозначать.

Опыт №6 «Кому нужен воздух?»

Вос-ль: Для чего нужен воздух? Зажмите, пожалуйста, нос. Сколько мы так можем пробыть? Смогли бы мы жить без воздуха? Воздухом дышит все живое, без воздуха мы не смогли бы жить.

Д/и «Кому нужен воздух?». 

Вос-ль: Я буду произносить предметы из живой и неживой природы. Нужно будет поднять руки вверх, если этому предмету нужен воздух, если же воздух этому предмету не нужен, вам нужно опустить руки вниз. Итак, готовы? Начинаем: Кошка, камень, дерево, сапог, медведь, цветок, стол, кузнечик, дети.

Вос-ль: Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют): дереву, цветку, кошке, медведю, кузнечику, детям. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен (обращается к детям с вопросом и дети сами перечисляют: камню, сапогу, столу), называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому» (Воспитатель прикрепляет на доску карточку-обозначение).

Итог занятия

Игра «Раз, два, три – свойство воздуха назови!» 

(Воспитатель показывает схемы-карточки на доске, а ребята называют свойство воздуха)

- Воздух бесцветный и прозрачный (воздух не имеет цвета)

- Воздух окружает нас повсюду

- Воздух не имеет своего запаха - только передает чужие запахи

- Воздух внутри нас - человек дышит воздухом

- Воздух не имеет своей формы

- Воздух невидимый

- Воздух обладает силой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе "Домик для Гномика"

Задачи:Обучающие– познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, назначением, учить  сравнивать свойства камней и ваты, результат сравнения обозначать словами (тяжелый- легкая, тве...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Умка ищет маму" в средней группе.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Умка ищет маму" в седней группе....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с использованием лэпбука в старшей группе «Волшебная книга – «Весна»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с использованием лэпбука в старшей группе «Звездочки»«Волшебная книга – «Весна» Выполнила воспитатель: С...

конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с бумагой, через создание проблемных ситуаций.Задачи:Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предм...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию элементарных математических представлений в средней группе на тему: «Веселое путешествие»

Цель: формирование элементарных математических представлений, конструктивных способностей, коммуникативных навыков, расширять активный словарь детей.Задачи:Образовательные:1.Закреплять умение счи...