Эксперименты и опыты по теме «Муравьи»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Миленко Оксана Николаевна

Простые и увлекательные  эксперименты и опыты по теме «Муравьи» ,

которые подойдут для детей 3–7 лет в детском саду. Они безопасны, наглядны и

развивают познавательный интерес, наблюдательность, речь, элементарные

навыки исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty_i_opyty_po_teme_muravi.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Эксперименты и опыты по теме «Муравьи»

Простые и увлекательные эксперименты и опыты по теме «Муравьи» ,

которые подойдут для детей 3–7 лет в детском саду. Они безопасны, наглядны и

развивают познавательный интерес, наблюдательность, речь, элементарные

навыки исследования.

1. «След от сладкого»

Цель: понять, почему муравьи находят еду

Как проводить:

— Капните немного мёда или варенья на картон/поднос и поставьте на участок

— Наблюдайте, через сколько минут появятся муравьи и как они будут звать других

Вывод: муравьи «передают» запах и зовут сородичей

2. «Муравьи и запахи»

Цель: проверить, на какие запахи реагируют муравьи

Как проводить:

— На поднос положить немного сахара, мёда, лимона, соли

— Поставить рядом с муравейником (на участке)

Вывод: муравьи любят сладкое, обходят кислое и солёное

3. «Муравьиная тропинка» (с мукой)

Цель: увидеть, как муравьи оставляют след

Как проводить:

— Насыпать тонкую полоску муки

— Положить на одном конце сладость

— Наблюдать, как муравьи вытаптывают дорожку

Вывод: муравьи прокладывают маршрут и ходят по одному пути

4. «Муравьи и природа»

Цель: понять, какую роль муравьи играют в природе

Как проводить:

— В прозрачную ёмкость положить немного листиков, земли, кусочек сахара

— Положить несколько муравьёв (под присмотром!)

— Наблюдать: как они роют, тащат, взаимодействуют

Вывод: муравьи — строители и уборщики леса

5. «Реагируют ли муравьи на звук?»

Цель: проверить, слышат ли муравьи

Как проводить:

— Поставить рядом тихий звук (например, колокольчик, хлопок)

— Наблюдать реакцию

Вывод: муравьи почти не реагируют — ориентируются по запаху и вибрациям

6. «Муравьи и вода»

Цель: можно ли муравью пройти по воде?

Как проводить:

— Капнуть воду на поверхность и наблюдать, что делает муравей

— Можно положить «мостик» (палочка, листик)

Вывод: муравьи избегают воды и ищут обход

7. «Сила муравья» (сравнение)

Цель: показать, насколько муравей силён

Как проводить:

— Сделать картинку: муравей несёт лист — в 10 раз больше него

— Рядом — ребёнок несёт стул или шкаф

Вывод: муравьи несут груз в разы тяжелее собственного веса

8. «Увеличительное стекло и муравей»

Цель: рассмотреть строение муравья

Как проводить:

— Поднести лупу к муравью (или к картинке/муляжу)

— Рассмотреть: сколько ножек, есть ли усики, какие части тела

Вывод: муравей — насекомое, состоит из трёх частей

9. «Как муравьи общаются?» (через запах)

Цель: показать, что муравьи «разговаривают» запахами

Как проводить:

— Один ребёнок получает «задание» (например, найти листик), второй передаёт

направление жестами

— Потом обсудить: а как бы муравей сказал это?

Вывод: муравьи используют запахи и прикосновения

10. «Кто быстрее перенесёт?»

Цель: сравнить поведение детей и муравья

Как проводить:

— Игра: ребёнок тащит «еду» (мяч) с одной стороны в другую

— Смотрим, как тащит один и как вдвоём

Вывод: вместе быстрее — как у муравьёв!

11. «Муравейник в разрезе» (наглядный макет)

Цель: показать строение муравейника

Как проводить:

— На пластилине или картоне сделать макет: входы, камеры, коридоры

— Поместить туда муравьёв (или игрушки)

Вывод: муравейник — это целый город под землёй

12. «Где прячется муравей?» (в коробке с грунтом)

Цель: изучить поведение муравья

Как проводить:

— В коробку с грунтом или опилками посадить муравья

— Наблюдать, куда он прячется, как ищет выход

Вывод: муравьи любят укромные места

13. «Сделай муравья под микроскопом»

Цель: представить, как выглядит муравей в увеличении

Как проводить:

— Показываем фото муравья крупно

— Дети рисуют или лепят «гипер-муравья» с деталями

Вывод: внимание к деталям + знание строения

14. «Круговорот еды у муравьёв»

Цель: объяснить, как муравьи ищут и передают еду

Как проводить:

— Один ребёнок получает «еду» и передаёт её следующему и т.д.

— Обсуждаем, как это работает у муравьёв

Вывод: муравьи работают в цепочке и делятся едой

15. «Что выберет муравей?»

Цель: провести мини-исследование

Как проводить:

— Перед муравьём положить несколько объектов: сахар, крошка хлеба, листок

— Отметить, что он выбрал

Вывод: наблюдение + запись результата = первая форма исследования

16. «Запоминает ли муравей дорогу?»

Цель: показать, что муравьи могут ориентироваться в пространстве и запоминать

путь.

Как проводить:

— На листе бумаги или подносе с мукой нарисуйте простую «тропинку» (зигзаг,

лабиринт) от точки А (муравейник) до точки B (еда — капля варенья или сахара).

— Поставьте муравья в начале пути и наблюдайте, как он двигается.

— После первой попытки уберите муку/рисунок (но оставьте точки A и B) и

повторите эксперимент — муравей постарается пройти по тому же маршруту.

— Можно усложнить, изменив путь — и обсудить, как муравей реагирует.

Вывод: Муравьи запоминают маршрут и ориентируются с помощью запаха и следов.

Если убрать ориентиры, они начинают искать заново — как и человек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Делимся опытом. Наблюдение за муравьями

Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе....

Делимся опытом. Наблюдение за муравьями

Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе....

Конспект НОД. Опыты и эксперименты "Цветные опыты"

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования...

Консультация Тема: «Эксперименты и опыты в жизни дошкольников»

Экспериментирование пронизывает все сферы деятельности детей: занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исслелователь...

План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками»

План работы по самообразованию на 2018 -2020 г.  на тему «Познание окружающего  мира  через эксперименты  и опыты  с младшими дошкольниками» поможет спланировать...

Лэпбук на тему «Эксперименты и опыты для детей»

Лэпбук - это интерактивная папка для детей на заданную тему, он направлен на формирование любознательности детей. В лэпбуке собрана вся информация о проводимой деятельности в ...