Эксперименты и опыты по теме «Муравьи»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Простые и увлекательные эксперименты и опыты по теме «Муравьи» ,
которые подойдут для детей 3–7 лет в детском саду. Они безопасны, наглядны и
развивают познавательный интерес, наблюдательность, речь, элементарные
навыки исследования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Эксперименты и опыты по теме «Муравьи»
Простые и увлекательные эксперименты и опыты по теме «Муравьи» ,
которые подойдут для детей 3–7 лет в детском саду. Они безопасны, наглядны и
развивают познавательный интерес, наблюдательность, речь, элементарные
навыки исследования.
1. «След от сладкого»
Цель: понять, почему муравьи находят еду
Как проводить:
— Капните немного мёда или варенья на картон/поднос и поставьте на участок
— Наблюдайте, через сколько минут появятся муравьи и как они будут звать других
Вывод: муравьи «передают» запах и зовут сородичей
2. «Муравьи и запахи»
Цель: проверить, на какие запахи реагируют муравьи
Как проводить:
— На поднос положить немного сахара, мёда, лимона, соли
— Поставить рядом с муравейником (на участке)
Вывод: муравьи любят сладкое, обходят кислое и солёное
3. «Муравьиная тропинка» (с мукой)
Цель: увидеть, как муравьи оставляют след
Как проводить:
— Насыпать тонкую полоску муки
— Положить на одном конце сладость
— Наблюдать, как муравьи вытаптывают дорожку
Вывод: муравьи прокладывают маршрут и ходят по одному пути
4. «Муравьи и природа»
Цель: понять, какую роль муравьи играют в природе
Как проводить:
— В прозрачную ёмкость положить немного листиков, земли, кусочек сахара
— Положить несколько муравьёв (под присмотром!)
— Наблюдать: как они роют, тащат, взаимодействуют
Вывод: муравьи — строители и уборщики леса
5. «Реагируют ли муравьи на звук?»
Цель: проверить, слышат ли муравьи
Как проводить:
— Поставить рядом тихий звук (например, колокольчик, хлопок)
— Наблюдать реакцию
Вывод: муравьи почти не реагируют — ориентируются по запаху и вибрациям
6. «Муравьи и вода»
Цель: можно ли муравью пройти по воде?
Как проводить:
— Капнуть воду на поверхность и наблюдать, что делает муравей
— Можно положить «мостик» (палочка, листик)
Вывод: муравьи избегают воды и ищут обход
7. «Сила муравья» (сравнение)
Цель: показать, насколько муравей силён
Как проводить:
— Сделать картинку: муравей несёт лист — в 10 раз больше него
— Рядом — ребёнок несёт стул или шкаф
Вывод: муравьи несут груз в разы тяжелее собственного веса
8. «Увеличительное стекло и муравей»
Цель: рассмотреть строение муравья
Как проводить:
— Поднести лупу к муравью (или к картинке/муляжу)
— Рассмотреть: сколько ножек, есть ли усики, какие части тела
Вывод: муравей — насекомое, состоит из трёх частей
9. «Как муравьи общаются?» (через запах)
Цель: показать, что муравьи «разговаривают» запахами
Как проводить:
— Один ребёнок получает «задание» (например, найти листик), второй передаёт
направление жестами
— Потом обсудить: а как бы муравей сказал это?
Вывод: муравьи используют запахи и прикосновения
10. «Кто быстрее перенесёт?»
Цель: сравнить поведение детей и муравья
Как проводить:
— Игра: ребёнок тащит «еду» (мяч) с одной стороны в другую
— Смотрим, как тащит один и как вдвоём
Вывод: вместе быстрее — как у муравьёв!
11. «Муравейник в разрезе» (наглядный макет)
Цель: показать строение муравейника
Как проводить:
— На пластилине или картоне сделать макет: входы, камеры, коридоры
— Поместить туда муравьёв (или игрушки)
Вывод: муравейник — это целый город под землёй
12. «Где прячется муравей?» (в коробке с грунтом)
Цель: изучить поведение муравья
Как проводить:
— В коробку с грунтом или опилками посадить муравья
— Наблюдать, куда он прячется, как ищет выход
Вывод: муравьи любят укромные места
13. «Сделай муравья под микроскопом»
Цель: представить, как выглядит муравей в увеличении
Как проводить:
— Показываем фото муравья крупно
— Дети рисуют или лепят «гипер-муравья» с деталями
Вывод: внимание к деталям + знание строения
14. «Круговорот еды у муравьёв»
Цель: объяснить, как муравьи ищут и передают еду
Как проводить:
— Один ребёнок получает «еду» и передаёт её следующему и т.д.
— Обсуждаем, как это работает у муравьёв
Вывод: муравьи работают в цепочке и делятся едой
15. «Что выберет муравей?»
Цель: провести мини-исследование
Как проводить:
— Перед муравьём положить несколько объектов: сахар, крошка хлеба, листок
— Отметить, что он выбрал
Вывод: наблюдение + запись результата = первая форма исследования
16. «Запоминает ли муравей дорогу?»
Цель: показать, что муравьи могут ориентироваться в пространстве и запоминать
путь.
Как проводить:
— На листе бумаги или подносе с мукой нарисуйте простую «тропинку» (зигзаг,
лабиринт) от точки А (муравейник) до точки B (еда — капля варенья или сахара).
— Поставьте муравья в начале пути и наблюдайте, как он двигается.
— После первой попытки уберите муку/рисунок (но оставьте точки A и B) и
повторите эксперимент — муравей постарается пройти по тому же маршруту.
— Можно усложнить, изменив путь — и обсудить, как муравей реагирует.
Вывод: Муравьи запоминают маршрут и ориентируются с помощью запаха и следов.
Если убрать ориентиры, они начинают искать заново — как и человек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной активности детей методом наблюдений и экспериментов"
Я представляю опыт работы на примере старшей группы....

Делимся опытом. Наблюдение за муравьями
Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе....

Делимся опытом. Наблюдение за муравьями
Уточнить представления о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых. Формировать навыки безопасного поведения на участке детского сада, интерес к исследовательской работе....

Конспект НОД. Опыты и эксперименты "Цветные опыты"
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования...

Консультация Тема: «Эксперименты и опыты в жизни дошкольников»
Экспериментирование пронизывает все сферы деятельности детей: занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исслелователь...

План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками»
План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками» поможет спланировать...
Лэпбук на тему «Эксперименты и опыты для детей»
Лэпбук - это интерактивная папка для детей на заданную тему, он направлен на формирование любознательности детей. В лэпбуке собрана вся информация о проводимой деятельности в ...
