Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лукиных Лариса Анатольевна
Тема: «Мы - патриоты» Цель: Развитие у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: познакомить детей с понятием «Родина», «Патриот» «Россия». Воспитывать любовь к своей стране, расширять представления о России. Закрепить знания детей о флаге, гимне, гербе, символах, великих людях России и достопримечательностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_patrioty.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 14 «Берёзка»

(МБДОУ «Д/с № 14 «Берёзка»)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе № 12 «АБВГДЕЙКА»

Тема: «Мы - патриоты»

Цель: Развитие у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: познакомить детей с понятием «Родина», «Патриот» «Россия». Воспитывать любовь к своей стране, расширять представления о России. Закрепить знания детей о флаге, гимне, гербе, символах, великих людях России и достопримечательностях.

- формировать уважительное отношение к государственным символам;

- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Словарная работа: Родина, Россия, патриот, патриотизм, памятные места России.

Методическое обеспечение: песня «С чего начинается Родина?» сл. Михаила Матусовского, муз. Вениамина Баснера, футболки синего, белого, красного цвета по кол-ву детей, презентация «История Российского флага», три конверта с заданиями для каждой команды, картинки по теме.

Предварительная работа:

Беседы о российской символике, великих людях России; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, рассматривание городов России и их достопримечательностей

Ход занятия.

Организационный момент.

Звучит музыка, в группу заходят 3 команды (белый, синие, красные – цвет РФ), встают в шеренгу.

Воспитатель: сегодня у нас не много не обычное занятие, потому что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей и больше не будем отвлекаться.

Воспитатель: как вы уже обратили внимание, команды разделены по цветам белый, синий и красный. Что напоминают Вам эти цвета?

Дети: это цвета флага России

Воспитатель: Правильно. Что означают эти цвета?

Дети:

1 реб. - белый цвет - благородство и откровенность;
2 реб. - синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
3 реб. - красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Воспитатель читает стихотворение.

Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.

В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.

Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!

Воспитатель: Таким флаг России был не всегда. В давние времена когда не родились еще ваши бабушки и дедушки, мамы и папы, нашей страной правили цари и императоры. Только они могли устанавливать каким будет флаг России. Я предлагаю вам сесть на стулья и послушать внимательно историю Российского флага.

Презентация.

Слайд 1

История Российского флага Учитель начальных классов Крупченко С.Ф. 2013 год

Слайд 2

Что такое флаг? Слово «Флаг» – греческого происхождения, и означает «озарять,гореть».

Слайд 3

На Руси предшественником флагов были княжеские стяги, которые имели вид шеста с пучком травы или конской гривы вверху. Со временем их заменила материя ярких цветов.

Слайд 4

После крещения Руси на стягах появился крест и изображение святых. Войска Дмитрия Донского на Куликовом поле сражались под багряно-красным стягом, на котором был изображен Спас Нерукотворный.

Слайд 5

В середине XVII века появились гербовые знамёна – непосредственные предшественники государственного флага. Знамя царя Алексея Михайловича представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российских земель

Слайд 6

Ученые полагают, что первый русский флаг по аналогии со стрелецкими знаменами представлял собой полотнище с прямым синим крестом и углами белого и красного цветов.

Слайд 7

1705 г. можно считать днём Рождения российского флага. В этот день указом Петра 1 бело-сине-красный флаг был дарован торговым судам.

Слайд 8

Андреевский флаг в начале Северной войны (1699 г.) Петр 1 вводит специальный флаг для флота – белый с лазоревым крестом – в честь святого Андрея – первосвятителя Русской земли и покровителя мореплавателей

Слайд 9

С 1858 года по 1881 год Государственный флаг России, представляющий страну на международных  встречах был чёрного, жёлтого и белого цветов.

Слайд 10

В 1882 Александр-3 счел необходимым вернуть стране ее традиционный бело-сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом монархии.

Слайд 11

С приходом советской власти в апреле 1918 цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, так красный считался цветом “огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями”.

Слайд 12

Знамя Победы над Рейхстагом. Под этим флагом наша страна одержала Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Слайд 13

8 апреля 1991 года в Россию вернулись бело-сине-красный и Андреевский флаги. «Считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос – официальным Национальным Флагом Российской Федерации».

Слайд 14

22 августа – День Государственного флага Российской Федерации

Воспитатель: Россия- необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

Ответы детей: Родина –родная, любимая, родная как мама, где мы родились, страна, в которой мы живем.

 Воспитатель: Ребята, а вы любите нашу Родину Россию? (Да)

Значит Вас можно назвать патриотами нашей страны России.

Патрио́т — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

Физминутка.

В нашей стране горы-высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!

Воспитатель: прошу подойти капитанов команд для вручения секретных конвертов.

(в конвертах задания для команд)

  1. Задание для белой команды. У Вас в конверте лежи часть карты РФ. Вам необходимо из множества картинок выбрать 5 достопримечательностей России и наклеить их на карт. (Красная площадь, озеро Байкал, музей в Санкт –Петербурге (Эрмитаж) Храм Василия Блаженного, Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет», Эльбрус)
  2. Задание для синей команды. У Вас в конверте лежит часть карты РФ. Вам необходимо из множества картинок выбрать 5 символов России и наклеить их на карту. (Березка, матрешка, самовар, дымковская игрушка, расписная пасуда, балалайка)
  3. Задание для красной команды. У Вас в конверте лежит часть карты РФ. Вам необходимо из множества картинок выбрать 5 великих людей России и наклеить их на карту. (В.В. Путин, Юрии Алексеевич Гагарин, Петр 1, Пушкин Александр Сергеевич, Чайковский)

Дети соединяют все части карт в одно целое.

Воспитатель: ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.

Дети по командам описывают что изображено на карте.

Заключение.

Воспитатели предлагаем детям встать в круг и взяться за руки.

  1. Вам понравился наш разговор о Родине?
  2. Что больше всего Вам запомнилось?
  3. Чтобы вы хотели узнать о нашей Родине?

Хочу закончить наше занятие пословицей: у народа один дом – Родина.

Вы со мной согласны? (да)

Любите свою Родину, будьте достойными патриотами своей страны!

Сегодня вы были молодцы, за это мы Вам дарим медали «Я патриот своей страны»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 14 «Берёзка»

(МБДОУ «Д/с № 14 «Берёзка»)

Картотека бесед

«Государственные и народные символы нашей Родины - России»

Тема

Содержание

1.

«Государственные и народные символы нашей Родины – России»

Цель: закреплять и обогащать знания детей о государственных символах и о предметах быта, как о символах России.

Наша страна – Россия большая, красивая и многонациональная. Россия страна с долгой и богатой историей, с многовековыми традициями и обрядами. Через годы, через столетия сохранила Россия свой особый жизненный уклад и национальную культуру.

Символы России знают и почитают во всем мире. Для нас важно знать с детства, чем же издавна славится русская земля. Государственные символы, народные предметы быта, народные инструменты, элементы одежды, особенности русской природы прославили нашу страну.

2.

«Россия- моя Родина»

Цель: формировать у детей представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.

Содержание беседы: Страна, где мы живем, называется Россией. Найдем ее на глобусе. Главный город нашей страны, ее столица – Москва. Это древний город. Многие люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее.

Есть в России и другие города и села. Их очень много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем городе: почему так назван, чем знаменит, какие интересные люди здесь живут, каким город был раньше и каким будет в будущем. В России, как и в любой другой стране, своя культура, свои традиции и обычаи, свои промыслы, а у детей свои игры (поиграть с детьми в народные игры). В России кроме русского живет много других народов. У каждого из них своя культура, свой язык. Все, кто живет в России, - россияне. Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она была лучше.

3.

«Наша столица - Москва»

Цель: формировать представления об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу.

Содержание беседы:

Трудно представить себе, что когда-то Москвы не было, однако это так. На месте современного города с его улицами, площадями и высотными домами шумели вековые леса, протекали между холмами большие и маленькие реки, в реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы. Место было очень удобное, и люди обосновались здесь. Во время раскопок в центре Москвы нашли остатки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров, т.е. уже в седой древности Москва была не земледельческим поселком, а городом. Москву основал князь Юрий Долгорукий. Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль, его величественные зубчатые стены, башни из красного кирпича. Но так было не всегда. Первый Кремль был деревянным. Когда к Москве подступили монголо-татары, деревянный Кремль сгорел. Вновь подняли кремлевские стены из дуба, но во время засухи начался пожар, и Москва горела. Позднее на кремлевском холме воздвигли стены и башни из белого камня, но шли годы, тесно стало Москве в белокаменных стенах, и тогда построили из красного кирпича новый Кремль, который мы знаем сейчас.

4.

«Знакомство с флагом России»

Цель: познакомить детей с одним из символов России – флагом. Рассказать о его значении для страны и обозначении всех цветов флага.

Содержание беседы: Ребята, вы знаете, называется страна, в которой живете? Правильно – Россия! Мы с вами, жители этой страны называемся россиянами. Но вот представьте, что к нам приехали гости из другой страны, как они могут узнать, что приехали именно в Россию, а не в другую страну? В этом им помогут несколько помощников: флаг, герб, гимн страны. Сегодня мы с вами рассмотрим флаг России. В каждой стране есть свой флаг. В нашей стране – в России – тоже есть государственный флаг. Он состоит из двух частей (показ) – древко (длинная круглая палка), на которое навешивается полотнище (отрезок ткани). Посмотрите внимательно на Российский флаг. Сколько цветов вы видите на нем? (три: белый, синий, красный). О чем нам может сказать белый цвет? Конечно, о наших белоствольных березках, белоснежной зиме, о ромашках на лугу, о легких белых облаках летом.

А о чем говорит синий цвет? Синий цвет напомнит о колокольчиках и васильках, а синем небе, о море, о наших реках и озерах. А красный цвет? Красный цвет - это цвет огня, солнца на закате, красных маков и гвоздик. Именно красные гвоздики приносим мы к памятникам павших воинов, потому что цвет крови тоже красный. И мы не имеем права забывать тех, кто защищал нашу Родину и погиб за нее. Вот как много может рассказать флаг страны. Российский флаг вывешивается в дни праздников на зданиях. Вот этот маленький флажок (макет Российского флага) останется с нами в группе.

5.

«Герб России»

Цель: продолжать знакомить детей с символикой России. О том каким герб был и каким стал. Как изменялся в течении всей истории России.

Содержание беседы: В России герб является самым старшим (по возрасту) государственным символом. Впервые двуглавый орел появляется на нашем гербе при Иване 3 (во второй половине 15 века).

На лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной – двуглавый орел. При правлении Михаила Федоровича Романова над орлом появляются три короны. При Алексее Михайловиче орел впервые изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу. При Петре 1 золотого орла на красном поле сменяет черный орел на золотом поле.

В дальнейшем изображения на гербе часто подвергались изменениям. К середине 19 века крылья орла украшены гербами земель, перечисляемых в титуле императора. Этот герб просуществовал до 1917 года.

После октябрьской революции в государственном гербе РСФСР утверждаются новые символы: двуглавый орел заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце – как знак перемен. Эти символы вошли и в герб СССР, которые обрамляли колосья, перевязанные ленточками с названиями союзных республик.

В 1993 году указом Президента Российской Федерации был возвращен исторический герб России с изображением двуглавого орла.

6.

«Хлеб - богатство России»

Цель: Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб -богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Содержание беседы: ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие бы слова вы могли сказать о России? Какая она? (Ответы детей.) - Очень часто говорят, что Россия - страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит? (Предположения детей.) Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых - угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб. Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай». Как вы поняли эту пословицу? (Рассуждения детей.) Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Расскажите, что вы помните о том, как выращивают хлеб. А помогут вам цветные квадратики. Черный (или коричневый) квадрат обозначает вспаханное поле. Как вы думаете,что обозначает зеленый квадрат? (Появление зеленых ростков) А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожь или пшеницу.) - А теперь разложите квадратики так, как проходят работы в поле, и расскажите, что люди делают весной, летом, осенью (Дети с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают последовательность полевых работ.)

Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастить много пшеницы и ржи. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова - хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Предложения детей.) - Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.) - А какой должна быть земля? Какая техника выходит на поля первой? (Если дети не вспомнили, воспитатель предлагает им отгадать загадку.) Овсом не кормят, Кнутом не гонят А, как пашет - Семь плугов тащит. - Вспомнили? Да, это трактор. (Воспитатель выставляет картину с изображением работающих тракторов.) - На распаханное поле выходят другие машины - сеялки. Послушайте, как об этом пишет Е.Трутнева: По земле сырой, не жесткой, Там, где тракторы прошли, Неглубокие бороздки. В черной пашне пролегли. И до вечера и позже, До полночи с темнотой, Зерна сыпались, как дождик, Точно дождик золотой. - Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи? (Предположения детей.) Это значит, что люди работают допоздна. А почему? Потому что растения нужно посадить в определенный срок и, если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут, не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна вовремя. - Но вот взошли зеленые росточки, потом выросли колосья. Был крупинкой золотой - Стал зеленою стрелой. Солнце летнее светило И стрелу позолотило. - Что это? Кто знает отгадку? (Это колос.) - Как вы догадались? (Сначала было маленькое золотое зернышко. Когда оно взошло, появились зеленые стрелочки - росточки. А когда созрело, превратилось в колос.) - Хлебное поле очень красивое. Его изображали многие художники. Посмотрите на эту картину. (Выставляет картину М..Шишкина «Рожь».)

Сегодня мы с вами вспомнили, как выращивают пшеницу и рожь. Работа эта долгая и трудная, поэтому к хлебу в России всегда относились бережно.

7.

«Изба –жилище русского человека»

Цель: познакомить детей с жилищем русских людей в старину, дать представления о предметах быта; продолжать развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости. Приобщать детей к русской национальной культуре.

Содержание беседы: слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. Вот печь. Говорили о ней в старину: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. «Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница». У печи стоит кочерга, и ухват. В избе находился большой деревянный стол. Возле стола лавки. Они такие длинные и широкие, так как на них сидят во время обеда, а ночью спят. В каждой избе был сундук, где хранилась одежда. В каждой избе обязательно есть красный угол. Красный- главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. Говорили: «Здраве буде». Это означает: «Будьте здоровы, здравствуйте». Встречает гостей хозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник. «Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль» - с поклоном приглашает хозяйка. Перед едой мыли руки из рукомоя – рукомойника. Вытирали руки рушником. Русские люди очень гостеприимны идоброжелательны. Гостя первым делом надо было напоить и накормить досыта. «Все, что в печи, - на стол мечи», - гласит русская пословица. Хлеб на стол, так и стол – престол (священное место), а хлеба ни куска, так и стол – доска», - так говорили в старину. Еду обычно не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы гость солил сам по вкусу. Нежданному гостю соль не предлагали. Про такого гостя говорили: «Ушел не солоно хлебавши». В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. «Хлеб – соль ешь, а правду режь», - говорили в народе. Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. Самым главным в семье и за столом был старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, многое повидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушались. На середину стола ставилась одна большая миска или один чугунок. Тарелок не было, а если и у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым есть начинал дед, попробует и скажет, что остальные могут есть. Если кто – то вперед него ложку опустит в еду – ложкой по лбу или вообще из - за стола выгонят, и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Поперек батьки в пекло не лезь!» Самые старшие в семье – дед и бабушка, родители отца и матери. Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое удобное место за столом, самое теплое место для сна. Их даже мама с папой слушались, потому что любили и уважали или, как говорили в старину, почитали своих родителей. Старость в былые времена всегда уважали, оберегали, считали, если человек состарился,

должен доживать свой век спокойно в ласке и любви. Вот так жили наши предки.

8.

«Русская берёзка»

Содержание беседы: Белая берѐза с давних пор олицетворяет русскую природу, Россию. Весной берѐза одна из первых пробуждается в лесу: ещѐ лежит снег, а около неѐ уже проталинки, на дереве набухли оранжевые серѐжки. А осенью берѐзка в числе первых спешит надеть красивый золотой убор. Берѐза широко используется во многих отраслях народного хозяйства. Из неѐ делают паркет, фанеру, домашнюю утварь и другие изделия. Берѐза очищает воздух, от пыли она применяется в озеленении. Берѐза любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, еѐ всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой-невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. Мила берѐзка каждому русскому сердцу! Люди испокон века слагали про березу пословицы, песни, загадки и сказки.

9.

«Русская Матрёшка»

Содержание беседы: Матрѐшка (названа в честь старинного русского имени Матрѐна) - это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол от трех и более штук. Состоят они из двух частей - верхней и нижней. Матрѐшка - это русская красавица покорила сердца любителей народных сувениров по всему миру. Она - хранительница исконной русской культуры. Она драгоценный сувенир для туристов - памятная кукла. Первая матрѐшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась на свет в начале 1890-х годов. Выточил первую русскую матрѐшку токарь-игрушечник Василий Звѐздочкин.

10.

«Балалайка»

Содержание беседы: балалайка-это музыкальный инструмент, который придумал и сделал русский народ. Балалайку делают из дерева. Балалайка похожа на треугольник. На балалайке три струны. Чтобы на ней играть, нужно ударять указательным пальцем по всем струнам. Давным - давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (балалайкой). Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. А есть ли среди вас балалаечники? (ответ детей). Балалайка — струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она — гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.

(показ картинки «балалайки части»). В современном виде  балалайка стала  музыкальным символом нашей России. А что такое «символ»? Символ - это условный знак  понятия или явления. Например в Шотландии муз. Символ -волынка, в Украине  - бандура. В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка: и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место. Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка (слушание на магнитофоне русского народного танца «Камаринская» популяризованный в одноименной увертюре М.И. Глинки)

Было у  балалайки и трудное время ее чуть не вытеснили  - семиструнная гитара и гармонь. Но однажды услышал звучание балалайки замечательный музыкант Андреев Василий Васильевич, научился играть на ней и понял, что нужно балалайку немного усовершенствовать.

По чертежам Андреева, изготавливают балалайку нового образца, которая отличалась и по виду, а главное по звучанию. Василий Васильевич начинает упорно трудиться на новом инструменте. Он сочиняет марши, вальсы, полонезы, мазурки. Он создает ансамбль, начинает с ним гастролировать. Так балалайка приобрела всемирную известность. Знаете ли вы, что в Тверской области в городе Бежецке в родном городе Андреева поставлен первый памятник русской балалайке. А летом 2014г был установлен памятник и в городе Севастополе.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

11.

«Русский самовар»

Содержание беседы: самовар - является символом русского быта. самовар -  это устройство для кипячения воды и приготовления чая. Название произошло от слов "Сам варит". Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились самовары керосиновые и электрические. Самовар - исконно русское изобретение. Первые самовар появился в 1778 году в городе Тула. Мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Ребята, у кого дома есть самовар? (Ответы). Самовар – является символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Во все времена он занимал почетное место в любом доме. Он был непременным атрибутом помещичьих усадьб, домов мещан и рабочих. И конечно, не обходилась без самовара ни одна крестьянская изба. Здесь к нему было отношение особое. Недаром люди с давних времѐн выхваляли самовар в народных пословицах. «Печка-матушка, да самовар- батюшка». «Самовар кипит - уходить не велит». «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое».

12.

«Тройка лошадей. Русская тройка»

Содержание беседы: тройка лошадей - это исконно русская забава, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку, буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки. Тройка лошадей была одновременно и городским, и деревенским экипажем. Тройки украшали расписной дугой, на которой вешали бубенцы и колокольчики. В царские времена на тройках, помимо важных господ, ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была высокая скорость. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств. Русская Тройка полюбилась и быстро стала любимым образом писателей, поэтов, художников, и музыкантов. Конная упряжка превратилась в символ народного духа! Это была связь с миром, средство общения, возможность путешествовать на дальние расстояния. Тройка воплотила в себе тревогу ожидания, ощущение бескрайности просторов, бесконечности пути и лихую удаль.

13.

«Платок»

 Содержание беседы: Платок – кусок ткани, квадратной формы, надеваемый на голову женщинам или набрасываемый на плечи. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Платок - важная часть культурного и исторического наследия. Мастерство, с которым русские мастера пряли и ткали, вышивали и шили, создавали новые узоры, умело переплетая новые и хранимые веками традиции, удивляет всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с их творениями. Огромную и замечательную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного, так и праздничного наряда. Русский платок признан во всем мире как произведение народного искусства, благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке пестрят своим разнообразием. Изящный, яркий, разноцветный платок согревал и украшал женщин всех сословий, от крестьянки до царицы.

14.

«Валенки»

Содержание беседы: Валенки – исконно русская обувь. Родиной валенок считают город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. В городах Мышкине и Москве находятся музеи русских валенок. Из Ярославской области валенки стали распространяться по территории всей России со скоростью ветра. Совсем скоро в каждой деревне появилась своя «мастерская» по изготовлению валенок, а в городах стали строить соответствующие заводы. Изготовление валенок дело тяжелое и долгое. После того как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину - в результате получается тонкое мягкое полотно. Затем его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера. Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. Если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную обувь носили все домочадцы, считали зажиточной. Валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения. Без валенок наши предки не мыслили праздничные гуляния, ярмарки, во время которых всегда стояла настоящая русская зима и трескучий мороз! Тогда и была сложена знаменитая русская народная песня «Валенки» С радостью носили валяную обувь и цари и царицы и простые люди. Спасали валенки от лютых морозов и нашу армию во времена отечественных войн.

15.

«Колокол»

 Содержание беседы: Колокол - инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Всякий колокол состоит из трех основных частей: 1) крепежное ухо, 2) голова колокола, 3) язык. В древности, колокола были небольших размеров и не отливались из металла как теперь, а клепались из листового железа. Позднее колокола стали клепать из листовой меди и бронзы. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов. Колокола используются: в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики используются декоративным украшением. Колокола средних размеров и маленькие колокольчики включены в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определѐнную звучность, используют в оркестрах.

16.

«Лапти»

Содержание беседы: Лапти - самая древняя обувь, плетенная из древесного лыка и привязывавшаяся к ноге шнурками – оборами. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка. Лапоть-

обувь удобная и мягкая. Такой обуви, как говорили деды, нога радуется. Плетением лаптей на Руси мужчины занимались зимой, когда они не были заняты на других работах. Лаптей нужно было сплести за зиму много, так как лапти были не прочными. Добрый мужик в плохую погоду изнашивал за одну неделю не меньше двух пар лаптей. Мужчина в каждом доме обеспечивал лаптями всю семью, да и на продажу нужно было сплести немало. Плести лапти было делом трудным и долгим. Самые ловкие работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар. Лапти начинали плести с пятки. Только что сплетенные лапти были сделаны по одной колодке и не отличались левый от правого. Ноги в лаптях не замерзали и не промокали. Летом же в них было легко и не жарко.

Ребята, мы с Вами вспомнили удивительные предметы, которые стали символами России и прочно вошли в нашу национальную культуру. С давних пор и поныне это вещи и предметы вызывают гордость за богатую культуру русской земли. Интересны и милы русскому глазу предметы древности, которые являлись простым и нехитрым укладом жизни на Руси. В современное время предметы древности, бережно сохранившиеся от предыдущих поколений, можно найти только в музеях. Музеи русского быта, являются связующим звеном в сохранении народной традиционности, истинной народной культуры.

Лапти - самая древняя обувь, плетенная из древесного лыка и привязывавшаяся к ноге шнурками – оборами. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка.Лапоть

– обувь удобная и мягкая. Такой обуви, как говорили деды, нога радуется. Плетением лаптей на Руси мужчины занимались зимой, когда они не были заняты на других работах. Лаптей нужно было сплести за зиму много, так как лапти были не прочными. Добрый мужик в плохую погоду изнашивал за одну неделю не меньше двух пар лаптей. Мужчина в каждом доме обеспечивал лаптями всю семью, да и на продажу нужно было сплести немало. Плести лапти было делом трудным и долгим. Самые ловкие работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар. Лапти начинали плести с пятки. Только что сплетенные лапти были сделаны по одной колодке и не отличались левый от правого. Ноги в лаптях не замерзали и не промокали. Летом же в них было легко и не жарко.

Ребята, мы с Вами вспомнили удивительные предметы, которые стали символами России и прочно вошли в нашу национальную культуру. С давних пор и поныне это вещи и предметы вызывают гордость за богатую культуру русской земли. Интересны и милы русскому глазу предметы древности, которые являлись простым и нехитрым укладом жизни на Руси. В современное время предметы древности, бережно сохранившиеся от предыдущих поколений можно найти только в музеях. Музеи русского быта, являются связующим звеном в сохранении народной традиционности, истинной народной культуры.

25. «Богатыри земли русской»

Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины, прословляющие удаль и силу богатырскую.Былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин являлся народ. Они не имеют авторов, как художественные произведения. В былинах говорится о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов.

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелѐгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.- Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Кто же такие богатыри? Богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнѐт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдѐт.С кем только не приходилось сражаться богатырям русским. С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем, с татарами.

Интересная на нем одежда, и незнакома нам. Вот посмотрите это кольчуга . Это железная одежда из металлических колец в бою надежно защищает от копья. Шлем (железная шапка)служит для того что бы оберегать голову то ран в бою. А это древние русские щиты. Щиты делали круглые из железа.Это колючее оружие называется сулица. Это кистень -он очень прост металлическая гирька на цепи, которая наматывается на руку или крепится на палке.Вот каким оружием воевали русские воины на Руси.Собираясь, на подвиг ратный, богатыри просили благословения у отца, и матери. Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву.В древней Руси родовым деревом считался дуб. Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далеких времен от наших предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....

Конспект коррекционно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Школа космонавтов»

Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».Коррекционные задачи:образовательные:Учить детей отвечать простыми и сложными предложениями, вместе с детьми рассуждать о космосе.Учить соглас...

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в подготовительной группе "Африка"

quot;Путешествие в Африку" с детьми 6 -7 лет, где они знакомятся с природными зонами этого большого континента и учатся составлять интеллект-карту по итогам путешествия....

Конспект коррекционно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Школа космонавтов» Образовательная область «Речевое развитие»

Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».Коррекционные задачи:образовательные:Учить детей отвечать простыми и сложными предложениями, вместе с детьми рассуждать о космосе.Учить соглас...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие Незнайки в школу"

Конспект непрерыввной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие Незнайки в школу" Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие", ...