Развитие речи дошкольника при наблюдении за муравьями
план-конспект занятия по окружающему миру

Развитие речи дошкольника при наблюдении за муравьями
 
Наблюдение за муравьями — прекрасный способ развить речь, мышление и познавательный интерес у детей. Вот как можно использовать этот процесс для речевого развития в разных возрастах:
 
1. Обогащение словарного запаса  
Новые слова:  
- Насекомые: муравей, муравьиха, личинка, куколка, жвала, усики-антенны.  
- Действия: строить, тащить, копать, охранять, сотрудничать, фуражировать.  
- Признаки: трудолюбивый, крошечный, проворный, организованный.  
 
Игра "Как сказать по-другому?" 
"Муравей тащит веточку — а еще как можно сказать? (волочет, несет, тянет)"
 
2. Развитие связной речи (описание, рассказ) 
Вопросы для наблюдения:  
- "Куда ползет муравей? Что он несет? Как ты думаешь, зачем?"  
- "Почему муравьи бегают друг за другом? Они разговаривают?"  
 
Составление рассказа по картинке  
Предложите ребенку описать, что делает муравейник:  
"Сначала муравьи... Потом они... В конце..."  
 
3. Грамматические игры 
"Один — много":  
"Один муравей — много муравьев", "Он копит — они копят"  
 
Уменьшительные формы:  
"Муравей — муравьишка — мурашик"  
 
4. Творческие задания 
Придумать историю 
"Представь, что ты стал крошечным и попал в муравейник. Что ты увидел?"  
 
Сравнение 
"Чем муравей похож на пчелу? Чем отличается от жука?"  
 
5. Подвижные и дидактические игры
"Помоги муравью" 
Дети по очереди называют, что может понадобиться муравейнику (листик, веточка, капелька воды).  
 
"Кто больше запомнит?" 
После наблюдения перечислить все действия муравьев, которые видели.  
 
6. Связь с художественной литературой
Стихи и сказки:  
- В. Бианки "Как муравьишка домой спешил"  
- К. Чуковский "Муха-Цокотуха" (эпизод с муравьями)  
- Загадки: "Маленькие, удаленькие, по веточкам ползают, добычу в дом таскают"  
 
Возрастные особенности
- 3-4 года: простые описания ("Муравей черный, бегает").  
- 5-6 лет: сложные предложения с причиной ("Муравьи строят дом, потому что...").  
- 7+ лет: придумывание историй с сюжетом.  
 
Важно! Сопровождайте наблюдения эмоциями: "Ой, смотри, как ловко он тащит эту крошку! Как ты думаешь, тяжело ему?"  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_pri_nablyudenii_za_muravyom.docx12.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольника при наблюдении за муравьями

Наблюдение за муравьями — прекрасный способ развить речь, мышление и познавательный интерес у детей. Вот как можно использовать этот процесс для речевого развития в разных возрастах:

1. Обогащение словарного запаса  

Новые слова:  

- Насекомые: муравей, муравьиха, личинка, куколка, жвала, усики-антенны.  

- Действия: строить, тащить, копать, охранять, сотрудничать, фуражировать.  

- Признаки: трудолюбивый, крошечный, проворный, организованный.  

Игра "Как сказать по-другому?"

"Муравей тащит веточку — а еще как можно сказать? (волочет, несет, тянет)"

2. Развитие связной речи (описание, рассказ)

Вопросы для наблюдения:  

- "Куда ползет муравей? Что он несет? Как ты думаешь, зачем?"  

- "Почему муравьи бегают друг за другом? Они разговаривают?"  

Составление рассказа по картинке  

Предложите ребенку описать, что делает муравейник:  

"Сначала муравьи... Потом они... В конце..."  

3. Грамматические игры

"Один — много":  

"Один муравей — много муравьев", "Он копит — они копят"  

Уменьшительные формы:  

"Муравей — муравьишка — мурашик"  

4. Творческие задания

Придумать историю

"Представь, что ты стал крошечным и попал в муравейник. Что ты увидел?"  

Сравнение

"Чем муравей похож на пчелу? Чем отличается от жука?"  

5. Подвижные и дидактические игры

"Помоги муравью"

Дети по очереди называют, что может понадобиться муравейнику (листик, веточка, капелька воды).  

"Кто больше запомнит?"

После наблюдения перечислить все действия муравьев, которые видели.  

6. Связь с художественной литературой

Стихи и сказки:  

- В. Бианки "Как муравьишка домой спешил"  

- К. Чуковский "Муха-Цокотуха" (эпизод с муравьями)  

- Загадки: "Маленькие, удаленькие, по веточкам ползают, добычу в дом таскают"  

Возрастные особенности

- 3-4 года: простые описания ("Муравей черный, бегает").  

- 5-6 лет: сложные предложения с причиной ("Муравьи строят дом, потому что...").  

- 7+ лет: придумывание историй с сюжетом.  

Важно! Сопровождайте наблюдения эмоциями: "Ой, смотри, как ловко он тащит эту крошку! Как ты думаешь, тяжело ему?"  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

Развитие речи дошкольников через наблюдения в природе

Природа имеет уникальные возможности в воспитании детей во многих сферах, в том числе и в развитии речи детей. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делат...

Фотоотчет «Развитие речи детей через наблюдения во время прогулки в раннем возрасте»

Фотоотчет «Развитие речи детей через наблюдения во время прогулки в раннем возрасте»Большое место на наших прогулках отводится наблюдениям за природными явлениями и общ...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речи дошкольников через наблюдение за природой: методы и практики»

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие речи дошкольников через наблюдение за природой: методы и практики»ВведениеРазвитие речи детей дошкольного возраста является одной из кл...