Занятие по ознакомлению с окружающим
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27 «Петушок» ( корпус 2)
Занятие
«Богатыри - защитники земли русской»
группа общеразвивающей направленности для детей 6 - 7 лет
Воспитатель: Примакова Ольга Валериевна,
высшая квалификационная категория
Алтайский край
г. Камень - на - Оби
2025 г.
Программное содержание: формировать представления о героическом прошлом русского народа, о великих русских богатырях – защитниках земли русской; показать детям, что во все времена на защиту нашего отечества вставали храбрые, смелые воины, обладающие не только силой и ловкостью, но и умением, смекалкой, благородством; дать представление о доспехах и оружии богатыря; развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения; воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, воспитывать в детях чувство гордости за свой народ; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.
Материалы и оборудование: проектор, презентация, иллюстрации с изображением доспехов и оружия богатырей, деревянные мечи.
Ход занятия
- Имитационная игра «Добры молодцы»
Звучит песня «Добры молодцы» в шлемах с мечами Дети вместе с воспитателем под нее заходят и имитируют движения
- Добры молодцы стой, ать два! Вижу хорошее место для привала. Давайте отдохнем. (Слайд с лесной опушкой)
2. Вступительная беседа о богатырях русских.
Дети с воспитателем садятся на подушки перед экраном
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
- В давние – давние времена большую опасность представляли набеги врагов на нашу землю. А как в старину называлась наша земля? (Русь)
Так вот ходили враги на Русь, разоряли села, деревни, города. И всегда на защиту своей земли вставали русские воины.( слайд сражения богатырей с врагами).
- А как называли воинов, которые защищали землю русскую? (слайд с богатырями)
Много богатырей знала земля русская,
И все они защищали землю родную.
И сложены были о них былины правдивые.
И рассказывали о подвигах их ратных.
Но есть богатыри, слава о которых
Разнеслась по всему миру.
И знает о них и стар, и млад,
И русский человек, и иноземец.
- Беседа – рассуждение по картине «Богатыри»
Слайд с картиной
Вечерняя тает заря,
Клубятся над степью тучи.
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих.
От силы жестокой вражьей
Народ берегли они
И грозно стояли на страже
Нашей родной земли!
Так что это, за богатыри русские.
Назовите мне их, добры молодцы.
- Вы правы, богатырей на земле русской было много. Но о трех богатырях, которых вы сейчас мне назвали, знают и до сей поры не только на земле русской, но и на иноземной. А все благодаря картине В.Васнецова. Давайте рассмотрим ее.
- Как изображены богатыри? (Богатыри верхом на конях, на них доспехи, вооружены копьём, луком со стрелами).
-Как вы думаете, чем заняты богатыри? (Они стоят на страже, охраняют земли русские).
-А что можно сказать о пейзаже, который их окружает? (Кругом высокая трава).
-Это, дети, степь, а вдали холмы. Посмотрите, какое низкое над ними небо, покрытое холодными серыми тучами. А за холмами – Русь, их Родина, которая их вырастила и снарядила богатырей на защиту её границ от многочисленных врагов.
- Как вы думаете, который из троих богатырей Илья Муромец? (Илья Муромец в середине).
-Расскажите, каким его изобразил художник? Какое у него лицо, взгляд?
(У него благородное лицо, «ясные», зоркие очи, борода немного седая, губы плотно сжаты).
-Опишите, как одет, вооружён? (На нём железная кольчуга, на голове шлем, на руках красивые рукавицы.Он хорошозащищен.: булатная палица, колчан со стрелами, в левой руке шит и громадное копьё).
- Воспитатель обобщает ответы детей. В центре на вороном коне Илья Муромец, крестьянский сын из села Карачарова, славный богатырь, о нем сложено много сказок, воспет он в былинах. Сбруя и уздечка из золота, поводья у уздечки и подпруги у седла – шёлковые. Слился Илья Муромец со своим конём, и нет такой силы, которая смогла бы не выбить богатыря из седла, но даже подвинуть его. Илья Муромец спокоен, зорко всматривается из-под узорной рукавицы вдаль, в сторону врагов. Он свободолюбив, справедлив, бесстрашен. Любит Илья Муромец свою Родину и честно служит ей.
- А кто рядом – то с ним по правую руку? (А рядом с ним , по правую руку Добрыня Никитич).
-Как одет Добрыня Никитич? (Он одет богато и нарядно. Кольчуга, шит покрыты золотом, узорчатый шлем).
-Какого цвета конь? (Конь белого цвета).
-Да, сидит Добрыня на белом длинногривом коне. Он не так спокоен, как Илья. Посмотрите, его рука сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен. Ноги в стремени, глаза зорко всматриваются вдаль, он готов в любую минуту броситься в бой. Илья старший на заставе, и Добрыня вступит в бой, только по его приказу. Обратите внимание на копьё Ильи, оно перегораживает путь белому коню.
- Как зовут третьего богатыря? (Алёша Попович).
- У Алёши рыжий конь. Как вы думаете, почему он опустил голову? (Он ест траву).
- Алёша Попович тоже храбрый, смелый воин. Он не так силён, как Илья и Добрыня, но он берёт ловкостью, находчивостью. Рукой он спокойно придерживает коня, но лук его наготове. Он моложе других богатырей. На поясе у него золотой ремень, шлем с наушниками, кольчуга богатая и красивая, а вот с боку у него гусли, видно любит петь и играть.
- Воспитатель обращает внимание детей, как изображены богатыри: их плечи и головы возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными.
- А кто их главные подвиги знает, с кем сражались богатыри русские?
Они очень дружны, у них одна цель: не пустить врага на Родину и крепко стоять на страже.
- Но как бы не был силен богатырь русский, не сможет он защитить Родину без оружия.
- Физминутка
- Ох, пора размять нам наши косточки, добры молодцы!
Вставайте на ноги свои сильные,
Да повторяйте за мной.
Богатырь – вот он каков: (Дети стоят в кругу)
Он силен, он здоров, (Показываю силача)
Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (Показывают)
Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Руки на пояс)
- Ох, размялись хорошо добры молодцы.
Но продолжим наше учение.
Рассмотрим же вооружение богатырское.
- Знакомство с оружием богатырей
Булава – это оружие с длинной ручкой, на конце которой большой шар с шипами
Палица – это дубинка из дерева с острыми шипами на ней
Меч ковался из железа, у него острое лезвие и рукоять
Стрелы делали из дерева От дерева зависели вес и дальность полёта стрелы. Если был нужен снаряд потяжелее, то использовали тополь, к примеру. А если что-то полегче и дальнобойнее - брали иву
- Игра «Собери в поход богатыря»
- Пока мы сидели, да беседы вели разные. Богатыри в поход собираться начали, пойдем, поможем, добры молодцы. Давайте договоритесь между собой, кто будет собирать Илью Муромца, а кто Алешу Поповича. Снарядим их хорошенько в поход.
- Дайте –ка проверю вашу работу. О, а почему молоток - то не вхзяли? А соху? И т.д.
7. Русская народная игра «Калечина – малечина»
- А теперь пришла порапоказать свою удальмолодецкую, а поможет нам игра богатырская «Калечина – малечина».
- Сейчас мы по жребию выберем малечину, который берет палочку с заостренным концом, ставит её на кончик указательного пальца или на ладонь.Придерживая её другой рукой, говорит заветные слова, обращаясь к малечине:
Калечина–малечина,
Сколько времени до вечера?
После этого он старается как можно дольше продержать палочку в вертикальном положении . С этого момента, другие участники ведут счет. Если палочка потеряет равновесие, малечиной становится другой игрок, тоже выбранный по жребию. Выигрывает тот из участников игры, кто дольше всех продержит палочку.
Удаль свою показали. А теперь покажите свою смекалку
Есть у меня интересные загадки. Попробуйте их отгадать.
1 Рубашку такую не вяжут, не шьют.
Ее из колечек железных плетут
2. Железная шапка с острым концом,
А впереди клюв навис над лицом
#1063;тоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у богатыря висит,
Тяжелый, блестящий, раскрашенный …щит
- Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
8. Рефлексия
- О каких богатырях русских мы сегодня говорили?
- А каким оружием богатыри защищают свою Родину?
Говорили мы про дела старые.
Про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
Что лучше того дела нету,
Чем родную землю от врагов защищать!
Ну что добры молодцы, привал окончен. Надо идти дозором, проверять наши границы. (Берем мечи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
